Доклад о преимуществах групповой работы на уроке
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я учитель русского языка и литературы ЗСШ 1, сегодня я расскажу о преимуществе и эффективности групповой работы из своего личного опыта.
Начать свой отчет мне хотелось бы словами известного американского писателя Б.Шоу
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку.
А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.
Бернард Шоу Слова английского писателя Бернарда Шоу, по моему мнению, как нельзя лучше раскрывают специфику групповой работы на уроке. Изменения, которые происходят в нашем обществе, влекут за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.
Задачей школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Одной из наиболее эффективных форм работы на уроках русского языка и литературы при таких условиях становится – групповая форма. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.
Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.
Я уверена, что разделение класса на группы – это важный момент в организации такой работы. Способов разделения существует множество:
Жеребьевка. Я считаю использование различных жеребьевок целесообразными на уроках. Если педагог по своему усмотрению будет формировать состав временных групп, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно. Например: прием «Метка» - на каждого входящего в класс ученика заготовлена «метка» (карточка, бантик и т.д.) обучающиеся организуются в группы по выбранной ими самими метке. Также учитель может выдавать «метки» по своему усмотрению, для формирования задуманной группы, но в целом процесс должен выглядеть, как случайный.
Пазлы. На уроках литературы для деления класса на группы я часто использую прием «Пазлы». Берутся четыре иллюстрации к изучаемому произведению (по количеству создаваемых групп). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою группу, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
Колечки. Не менее интересный, на мой взгляд, способ деления на группы. Конечно, он больше подходит для учеников среднего звена. Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», — ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее! Таким образом, образуется рабочая группа. И на это тратится немного времени.
Разведчики (связаться глазами с партнером) Каждый ребенок связывается глазами с кем-то в классе. При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни словами — только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза». Тогда возникают пары партнеров, которым затем можно дать любое дополнительное задание
По желанию. Объединение по группам происходит по взаимному выбору. Конечно, такой способ деления на группы эффективен в том случае, если учитель хорошо знает класс и понимает, что стоит за делением учащихся на группы по желанию. Или в том случае, если ребята только учатся работать в группе, и важен не результат, а процесс. Такое обучение часто проходит проще и комфортнее в группе эмоционально близких людей.
«Как сидите». Очень часто и на уроках русского языка и на уроках литературы я формирую группы по «территориальному признаку» - вместе работают учащиеся, сидящие за одной партой; пары, сидящие за соседними партами; учащиеся, сидящие на одной колонке и т.д. Способ экономичен по времени, не требует пересадки.
«По списку», т.е. учитель делит класс на группы формально по списку журнала, например А-И, К-О и т.д.
«Цитата». Цитата разбивается на части. Фрагменты цитаты (1-3 слова) печатаются или пишутся в нескольких экземплярах в одну строчку на листе/листах формата А-4. Каждому учащемуся выдается фрагмент цитаты. Задача обучающихся – свободно передвигаясь по классу максимально быстро построиться группами так, чтобы у каждой группы из фрагментов сложилась цитата. На уроках русского языка это может быть какое-либо правило или определение того или иного понятия. Например, при повторении темы «Части речи», я раздаю фрагменты определений разных частей речи по количеству групп: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение ит.д.
«Я – лидер!». Учитель задает вопрос, кто считает себя лидером? Ученики, ответившие на вопрос ответом: «я», получают право выбрать к себе в группу учеников. В обязанности «лидера» входят все действия координирующие работу группы в целом: следить за тем, чтобы все участники группы были заняты учебным процессом, следить за временем выполнения работы, отмечать успехи одноклассников (оценивать), нести ответственность за успешность своей группы в целом.
Важно учитывать, что эффективность работы группы также зависит от грамотно подобранного учебного материала для участников группы. При отборе учебного материала для групповой работы, надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:
по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты; например: общее задание для группы: Проанализировать стихотворение по предложенному плану. Пункты плана для анализа всего стихотворения делятся на количество участников группы. Таким образом, каждый из членов группы работает на общий положительный результат.
содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, направленным на поиск нужной информации в различных источниках (учебник, дополнительная информация, интернет).
Еще одно условие эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет я беру два признака:
Уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности, или по разнородности учебных успехов. Такие группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников ( хотя группа состоящая только из слабых учеников себя не оправдывает). Соответственно учитель при такой организации групп дает разноуровневые задания. Такую комплектацию я обычно выбираю для уроков повторительно-обобщающего характера.
Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в разнородной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Группы такого состава я стараюсь организовать на уроках усвоения новых знаний.
Но ученики с высокой учебной мотивацией не всегда любят работать в группах, объясняя это тем, что отвлекаясь на помощь своим одноклассникам, они сами упускают возможность более глубоко изучить учебный материал. При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». /Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119/
Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.
Нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет, но мы с учениками придумали определенный сигнал, по которому наступает тишина – удар гонга.
-152401155065Дети самые непостоянные существа на планете, поэтому уроки, которые мы для них готовим, как формы и методы работы на этих уроках должны быть максимально разнообразными. Я считаю, что разнообразие также должно проявляться даже в том, как стоят учебные парты на том или ином уроке. Я выбрала для себя несколько следующих вариантов:
Используя в своей практике форму групповой работы, я могу выделить такие положительные моменты, работающие на эффективность данной формы:
формирование навыков общения, сотрудничества, взаимопомощи;
какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
не дает возможности спрятаться, задействованы все;
вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
способствует развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки.
Но наряду с преимуществами использования форм групповой работы существуют и недостатки.
Недостатки группового обучения:
Трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;
Неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;
Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
Трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.
Обобщив свои наблюдения, я пришла к выводу о целесообразности использования групповой работы, начиная с пятого класса. Сами учащиеся отмечают, что на подобных уроках интереснее; связано это с высокой результативностью, чёткостью и, конечно, более свободной атмосферой на занятии. Такая форма работы ведёт к сотрудничеству ученика и учителя на уроке.
Главное в этом для учителя – не злоупотреблять парной и групповой работой, научиться дозировано использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и фронтальной работой