Статья: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с задержкой психического развития
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с задержкой психического развития
Задержка психического развития понимается как нарушение нормального темпа психического развития. Данный термин подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка [3]
Первичные нарушения создают почву для возникновения препятствий при формировании и развитии общения детей с окружающими, в установлении широких социальных связей [4]
У младших школьников с задержкой психического развития наблюдаются следующие нарушения речи:
1) бедный словарный запас
2) нарушенное звукопроизношение (нарушения свистящих (с, з) и сонорных звуков (м, н, л, р))
3) недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи
4) дефекты артикуляторного аппарата (мышцы языка напряжены, дефекты строения зубного ряда)
5) низкая речевая активность.
Младшие школьники с нормой развития к моменту поступления в школу умеют строить понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения, достаточно владеют планирующей и регулирующей функциями речи. Таким образом, у них активно развиваются коммуникативные универсальные учебные действия.
Достаточный уровень развития коммуникативных действий обеспечивает младшим школьникам социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
У младших школьников с ЗПР формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит с запозданием.
У данной категории детей необходимо развивать следующие коммуникативные действия:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4) управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР указаны коммуникативные действия, которые должны быть сформированы у младших школьников с ЗПР в результате освоения данной программы:
1) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
4) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение;
5) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
6) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества [5]
Рассмотрим методы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с ЗПР в учебной деятельности.
Беседа - основная форма развития общения, которая часто применяется в начальной школе. В ходе беседы учитель учит ребенка вырабатывать навыки речи в коллективе. Темы бесед подбираются доступные пониманию детей, с учетом их возраста и личного опыта: «Добрые и вежливые слова», «Как вести себя во время разговора».
Беседу можно применять на любом этапе урока с различными учебными целями: при проверке домашних и самостоятельных работ, объяснении нового материала, закреплении и повторении, подведении итогов учебного занятия, при ответах на вопросы учащихся.
Следующим видом развития коммуникативных действий является дискуссия. В процессе дискуссии создается ситуация, побуждающая учащихся к активности, позволяющей выходить за пределы заданного.
Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.
Полезны дискуссии и в воспитательном значении. С их помощью исправляются недостатки поведения и общения школьников (вспыльчивость, несдержанность, неуважение к собеседнику).
Элементы дискуссии начинают практиковаться уже и в начальной школе. Необходимо научить детей общаться, не боясь высказывать свое мнение. Для этого учитель должен использовать такие приемы, как поощрение хороших высказываний, поощрение разных точек зрения, а также благодарить за ошибочные мнения, так как они заставили всех задуматься.
Коммуникативные действия можно формировать с помощью самостоятельного поиска учащимися знаний из разных источников. Ученики не просто решают, обсуждают, а сравнивают, группируют, делают выводы, определяют закономерности, высказывают свое мнение, выступают в роли исследователей.
Исследовательская деятельность младших школьников осуществляется как диалоговая, при которой одни участники – исследователи, другие – оппоненты. Это определяет столкновение разных точек зрения, выбор доказательств, заинтересованность в установлении истинных и ложных высказываний.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы - работа в парах. При организации работы в парах каждый ученик мыслит, предлагает свое мнение, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.
Проектная деятельность - необходимое средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются коммуникативные действия такие, как развитие навыков работы в группе, формирование культуры публичных выступлений [2]
Для развития коммуникативных действий у младших школьников с ЗПР можно использовать коммуникативные игры, направленные на развитие устного общения. А также ролевые игры, способствуют формированию умений: принять и исполнить роль; ориентироваться в ролях партнеров; проводить и отстаивать свою точку зрения; склоняться к компромиссу.
Особое место в формировании коммуникативных УУД на уроках отводится театрализации и драматизации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Например, младшим школьникам можно предложить с инсценировать художественные сказки, басни [1]
Таким образом, для развития коммуникативных способностей детей в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития учителю необходимо:
1. Создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников уверенным в себе, сможет спокойно выражать свое мнение;
2. Стремиться привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует развитию сплоченности класса;
3. Использовать групповые, парные формы работы на уроке для развития у детей умений вступать в контакт, в диалог;
4. Использовать в работе с детьми коллективные игры, драматизации, развивающие мышление, творческую активность;
5. Проводить беседы на тему «этикет», «как правильно общаться»;
6. Использовать на уроках методы беседы, дискуссии, проектной и исследовательской деятельности.
Список использованной литературы:
1. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993. - С.60.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
3. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2012.
4. Омарова П.О. Характеристика социального развития детей с ЗПР // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена / Выпуск №125 / 2010
5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития / http://minobr.gov-murman.ru/files/Lows/Gener_edu/OVZ/07.pdf