Урок русского языка для 5 класса «Суффикс -а- командует гласными о и а»


Тема: Суффикс –а- командует гласными о и а
Цели:
предметные: повторить правописание чередующихся гласных в корнях, зависящих от последующего суффикса –а-;
углубить знания о правилах написания гласных в корнях с чередованием а (я) – им, а (я) – ин;
формировать навыки правописания гласных в корнях –лаг- - -лож-, -кас- - -кос-;
обучать способам коррекции и оцениванию собственной учебной деятельности;
метапредметные: учить различать изученную и новую информацию по предмету, находить и объяснять подтверждающие факт примеры, воспроизводить изученное, применяя его к учебной ситуации, формировать умение ставить проблемные вопросы
личностные: обогащение языковой личности, формирование стремления к грамотной речи как показателю общей культуры
Оборудование: учебник Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко «Русский язык. 2 часть» - М., 2012, мультимедийный проектор, компьютер, доска
Ход учебного занятия
Мобилизация обучающихся на получение знаний
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, на меня, пожелайте всем мысленно хорошего настроения и успешной работы на уроке. Садитесь. Запишите число. Классная работа. Нам предстоит разобраться в новом интересном вопросе русского языка, поэтому мы, как всегда, оставим строчку пустой, чтобы потом вы сами определили тему урока.
- Посмотрите на доску (слайд):
Прочитайте слова и найдите «лишнее»: гореть, заря, наклониться, вырасту. («Лишним» будет слово вырасту, так как в других словах написание чередующейся гласной зависит от ударения, а в этом - от согласных в корне раст-ращ-рос).
- У нас же на уроках лишнего ничего не бывает, потому что каждый урок мы находим для себя новое и важное!
Актуализация знаний, на основе которых строится «мостик» к изучению нового
Речевая разминка «Клубок из парных согласных». ( Ставим согнутые в локтях руки перед собой и произносим ритмично, при этом в воздухе «наматывая их на клубок»: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Повторяем 2 раза)Скандирование недельной порции словарных слов. 15 слов. (Проговариваем по слогам, затем с ударением. Эту разминку выполняем каждый урок. Значение слова называет дежурный по словарной разминке ученик. У доски ученик угадывает слово по его значению, он записывает его на доске, все ученики - в тетрадях). Из них
4 слова: постфикс, флексия, этимология, долина. Подчёркиваем «ошибкоопасные» места в словах.
Работа с паронимами. (слайд) – Искусный - искусственный.
- Объясните смысл каждого слова. Подберите родственные слова: искусный - искусник, искусственный – искусство. Подберите синонимы. Искусный – умелый, опытный, грамотный. Искусственный – притворный, поддельный, натянутый. (слайд после ответов учеников с синонимами).
- Составьте словосочетания с данными словами. (Искусный мастер, искусственный смех). Запишите в тетради, подчеркните «ошибкоопасные места».
3) Индивидуально: морфемный разбор: повисла; фонетический разбор: вскочил (выполняют 2 ученика у доски с последующей проверкой)
4) Синтаксическая разминка.
- Выполните графический разбор предложения: (слайд). Выделить грамматические основы, расставить и объяснить знаки препинания, указать границы частей сложного предложения. Союзное слово возьмем в овал. Дадим характеристику предложению).Комментирует один ученик:
Крысы, которые проникли в трюм грузовых кораблей ещё на заре космоплавания, отличаются от своих морских предков. СПП – сложноподчиненное предложение - «матрёшки».
Мотивация целеполагания и определение цели урока
1. Проблемная ситуация. (Предлагаю расширить полученные знания и выявить трудности, выявляю потребность узнать неизвестное). (Слайд):
-Мер- - -мир-, -тер- - -тир-, -пер- - -пир-, -бер- - -бир-, -дер- - -дир-. -Блест- - -блист-, -стел- - -стил-,- жиг- - -жег-, -чит- - -чет-?
- Что объединяет эти корни?
2. Поиск проблемы и определение проблемы обучающимися.
(Их объединяет блок -ИРА-. Везде командует суффикс. –а-).
Сочетание, сочетать – исключение.
- Рассмотрим слова прикоснуться-прикасаться.
От чего зависит написание гласных в этих словах? Можете ли вы выделить корни? Какие трудности возникли? Что нам недостаёт при решении этой проблемы? (Возможные ответы: не могу определиться с корнем, не хватает знания принципа написания этих корней).
3. Формулировка темы урока и его целей обучающимися.
(Учащиеся пробуют сформулировать тему и цели урока, глядя на примеры слов).
- Суффикс –а- командует гласными о и а. (Запись темы в пропущенную строку в тетрадях и на доске).
IV. Деятельность обучающихся по освоению первичных знаний и умений по теме урока
1). Первичная деятельность учеников по добыванию знаний на основе наблюдения над учебным материалом.
Наблюдение. Устно. Слайд: к…саться, прик…сновение, распол…жить, предпол…гать. (Рассуждение учащихся: нам уже известны блоки –иста-, -ила-, -ита- и другие. Везде командует суффикс –а-. Можно предположить, что и в этих корнях он взял власть).
2). Предварительные выводы и их обобщение в графической форме.
-Придумайте свою таблицу, в котором бы отразилось правило написание этих корней. (Работа в черновиках. У каждого ученика заведена папка, в которой есть тетрадь для правил, или, как назвали её методисты – «умная» тетрадь, словарик для диктантов, толковый словарик, листы для черновых работ, закладки для работы со словами, где ученики допустили ошибки в течение года).- Что у нас получилось? ( Этот метод я «подсмотрела» у учителя и с удовольствием использую его при изучении новой темы, когда ученик сначала сам пробует свои силы в составлении схемы или таблицы).
- Ребята, посмотрите, как получилось у… ( привожу в пример интересную схему, отвечающую содержанию правила в учебнике).
Работа с правилом по учебнику на странице 100. Чтение учеником. (Слайд с моей таблицей, дополненной новыми примерами).
- Запишите в «умную» тетрадь. Запомни блоки –лага- и –каса-.
V. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний
Письменно выполним задание 444, стр.100 – чтение задания учеником.
- Ребята, составим вместе алгоритм, по которому мы сможем легко вставить пропущенные буквы.
1) прочитай предложение
2) прочитай слово
3) выдели корень, подобрав однокоренные слова
4) укажи букву после корня: есть -а- или нет
5) примени правило, выбери о или а в корне. Запиши предложение.
Запись упражнения 444 в тетрадях, учащиеся комментируют по одному предложению.
- Сформулируйте правило, не заглядывая в тетрадь и учебник. ( Отработка навыков запоминания).
- Как мы говорим? Культура нашей речи. (Пополни страничку своего словаря. Работа со словами на странице учебника). Страница 101. Норма речи: положить и класть. Чтение статьи учебника. Читаем - обсуждаем.
VI. Первичная проверка уровня освоенности новых знаний и сформированности умений их практического применения.
Работа в парах.
Задание. Распределите (под диктовку учителя) по столбикам слова с корнями, в которых «командует» суффикс –а- : запирать, блестеть, блеснуть, заблистал, начинать, сжигать, касательная, отложить, предлагать, расстелю.
Проверка в парах. Поставьте свою отметку соседу. Сравните с правильным распределением (слайд).
- Подведём итог нашего урока. Над какими корнями командует всесильный суффикс –а-? Какие блоки вам запомнились?
VII. Рефлексивная деятельность обучающихся и учителя.
1). Оценивание обучающимися своей учебной работы (в рамках первичной проверки сформированности умений).
- Я оценю свою работу на.. (ставят отметку себе)
- Я отмечу лучшую работу на уроке.. (имя одноклассника)
- Как мы вместе поработали?
2). Рефлексия (я знаю.., я умею..).
- Чтобы узнать, насколько быстро мы умеем запоминать новое и не забывать изученное, поиграем, подведя итог: игра «Машины быстрой помощи». (На доске картинки двух машин, на которых прикреплены карточки с чередующимися гласными – а-, -о-, потом меняю на –е-, -и-. Ученик выходит и показывает на ту машину, буква которой соответствует букве в произносимом слове учителем или учеником. Ученик меняется, когда ошибется один раз. Примерные слова: сочетание, разгорался, склоняться, зоревать, пловцы, плавучий, возрастаю, росточек, скачу, равнина, непромокаемый, придирался, соберется, началось, расстелить, блистали).VIII. Оценивание учителем индивидуальной, групповой, коллективной работы на уроке. Выставление отметок.
IX. Домашнее задание. Стр. 76-100 – составить общую таблицу, включающую все изученные правила правописания чередующихся гласных. Задание 448. Повторите 8 группу слов, выпишите значения по толковому словарю. Для сильных учеников – задание 447, написать сочинение-рассуждение на одну из тем: «Компьютер может всё» или «Компьютер может не всё».