Исследовательская работа на тему: «Великий музыкант и волшебник»


Каждый понимает счастье по-своему.
У каждого оно своё. Но есть вещи, которые
Одинаково у всех вызывают подъём и
Чувство счастья.
- Какие?
- Ну, хотя бы музыка или картины.
К.Паустовский

Искусство родилось не случайно. Древние люди не в силах были понять, каким образом возникали те или иные явления, и всё объясняли непостижимой волей богов. Чтобы умилостивить их, они издавали звуки, делали определённые движения, рисовали. Искусство было тогда неразделённо. Оно отражало в художественных образах мысли и чаяния человека. Каждый вид искусства имеет характерные для него средства выразительности. И ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она обращена к чувствам людей. Музыка, чтобы обрести большую наглядность, большую доходчивость, часто вступает в союз с другими видами искусств.
Как и в сказках, стихах, баснях, музыка часто бывает главной действующей особой в повести. Она звучит во многих повестях К. Г. Паустовского – одного из самых «музыкальных» писателей России. Любовь писателя скромна, сдержанна, глубока. Так же относятся к музыке и его герои. Для них музыка – помощник в жизни. Она помогает побеждать недуг, быть великодушными в любых обстоятельствах, как бы тяжелы они не были, дарит радость, обогащает духовно, вселяет веру. Цель нашей работы – показать, как музыка, являясь главным героем повести, проявляет свою волшебную силу, помогает в тяжёлую минуту, пробуждает чувства, останавливает зло.
Константин Паустовский – волшебник, сказочник в области литературы. А в области музыки является Эдвард Григ.
Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёнными прядями до самой земли. Этот отрывок из произведения Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Это произведение и стало объектом нашего исследования. Гипотезой нашего исследования является следующее : выяснить и установить, являются ли события, описанные в рассказе К. Паустовского из жизни Э. Грига: 1) реальными, 2) вымышленными, 3) или же, взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино, К. Паустовский написал высокохудожественное произведение. Чтобы глубже понять, прочувствовать рассказ К. Паустовского, необходимо хорошо знать музыку Э. Грига и его жизнь.
Исходя из этого, в нашей работе были поставлены следующие задачи: 1) Рассказать о роли музыки в семье искусств, о её влиянии на другие искусства. 2) Раскрыть жизнь и творчество норвежского композитора Э. Грига . 3) Показать огромную роль и значение творчества Э. Грига в российской культуре.
Э. Григ – великий норвежский композитор, дирижёр, пианист, основоположник норвежской музыки. Э. Григ – первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Благодаря Григу самобытное искусство, быт и нравы маленькой северной страны стали известны всему миру.
Путь к Григу, путь к его музыке проходит через природу, жизнь и историю родной страны Норвегии. Это можно подтвердить такими произведениями Э. Грига как пьеса «Утро»; «Песня Сольвейг»; «Лесная песня»; «Избушка». .
Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками - дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.
В нашей работе мы выяснили, почему же случай, связанный с маленькой девочкой описывает К. Паустовский и почему в его рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке.
Обычно запоминается из биографии такое жизненное событие, которое вызвало потрясение, запало в душу. Григ очень любил детей. У него была дочь Александра. Но прожила она совсем недолго, чуть больше года.
«Она была красивым, милым ребёнком, развитая и умная; она мгновенно замолкала, стоило Эдварду Григу сесть за рояль. Особенно любила слушать Шумана»,- так писала в письме Нина, жена композитора о дочери. В семье детей больше не было. Через всю жизнь пронёс утрату Э. Григ в своём сердце. Мы согласны с тем, что самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. В каждой девочке он видел свою дочь. Это, безусловно, понимал и К. Паустовский.
Нам известно, о каком периоде жизни Грига Паустовский написал рассказ и что это за место, где встретились в лесу Григ и девочка.
В последние годы жизни Григ в более тёплое время года жил в местечке Трольхауген (это означает «холм троллей»). Название этому месту в горах, недалеко от родного города Бергена, дал сам Григ. Отдельно от виллы, специально для сочинения музыки, был построен домик. Здесь ничто не отвлекало
·Грига от работы. Здесь властвовали двое: Григ и Музыка. Сюда к домику послушать музыку приходили жители окрестных мест: и дети, и взрослые. Они любили Грига и уважали композитора за прекрасную музыку.
В своей работе мы выявили, почему Григ так назвал это место «Трольхауген», Холм троллей.
С детства мама рассказывала ему сказки, легенды, пела норвежские народные песни о фантастических, добрых и злых духах, живущих в лесах и горах Норвегии: гномах, троллях, эльфах, кобольдах. Григ и взрослым продолжал любить легенды и сказания и, как в детстве, верил в чудеса, ему нравилось писать музыкальные произведения о сказочных существах. Пьесы: «В пещере горного короля», «Шествие гномов», «Танец эльфов», «Свадебный день в Трольхаугене», подтверждают мысль о том, Э. Григ черпал вдохновение из народного норвежского фольклора и был композитором- сказочником.
С помощью цитат из рассказа К. Паустовского мы установили: Где и когда начал писать музыку для Дагни Э. Григ.
«В Бергене всё было по- старому». «Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посасывал паром. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев».
Почему композитор обещал девочке сделать подарок только через несколько лет и как долго писал он это произведение?
«Такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых».
«Григ писал музыку для Дагни Педерсон больше месяца. Он писал о глубочайшей прелести девичества и счастья».
В ходе исследования мы уточнили, почему именно Дагни захотел Григ посвятить свою музыку?
«Ещё десять лет назад Григ почувствовал её чистую добрую душу, её музыкальность, любовь к природе».
К. Паустовский называет Грига волшебником. Какое же чудо сотворила его музыка? «Спасибо!... За вашу щедрость. За то, что вы открыли «за то прекрасное, чем должен жить человек!»
Работа над темой позволила нам сделать вывод о том, что взяв отдельные факты из жизни Грига и соединив их воедино К. Паустовский написал высокохудожественное произведение. Образ девочки собирательный. Паустовский использовал события из жизни музыканта и придумал рассказ. Это и правда и выдумка.
Анализ фактов показывает, что музыка Грига вдохновляет писателей, поэтов на создание литературных произведений. На вопрос, почему? Можно ответить словами Чайковского:
«Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца. В его музыке есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик».
Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее.
Работая над темой, мы использовали различные источники: биографические записки, читали книги о Паустовском и Григе, выписывали интересные факты из жизни этих замечательных людей, высказывания великих писателей и музыкантов о них слушали музыку.
Материалы исследований могут использоваться на уроках музыки и литературы, семинарских занятиях, научно-практических конференциях, факультативных занятиях.
В заключение хочется отметить, что Э. Григ действительно великий музыкант и волшебник. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение. Давайте поблагодарим К. Паустовского за прекрасный рассказ и Эдварда Грига за чудесную музыку!








































































































































13PAGE 14315




15