Статья на тему Аудирование как способ развития коммуникативных универсальных учебных действий
Аудирование как способ развития коммуникативных универсальных учебных действий
Интерес к критическому мышлению возрос с увеличением требований к образованию, предъявляемых не только в ФГОС третьего поколения, но и выдвигаемых работодателями: «Меньше теории – больше практики!» - вот девиз современного образования. Описываемые ниже технологии позволяют не только развивать мышление, но и совершенствовать навыки аудирования, письма и говорения, создавая контекст в котором и происходит обучение. Как известно, звуковые пособия служат важным источником новых знаний, усиливают восприятие материала, повышают интерес обучающихся к изучаемому материалу, конкретизируют и дополняют факты и явления, дают возможность упражняться чисто аудитивно, освобождают преподавателя от необходимости многократного повторения речевых образцов, обеспечивают более эффективное изучение иностранных языков и улучшают произношение. Что является необходимой основой для развития критического мышления.
Что же такое критическое мышление? Это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Технология развития критического мышления через аудирование трехфазна.
1. Фаза вызова
2. Фаза осмысления содержания / реализации смысла прослушиваемого текста 3. Фаза рефлексии
Для развития каждой из фаз существуют отдельные приемы и стратегии.
Вызов: Мозговой штурм (индивидуальный, парный, групповой); Составление рассказа по ключевым словам
Осмысление: Инсерт (система пометок)
Рефлексия (размышление): Маркировочная таблица; Синквейн; Кластер
Стратегии
Знаю -хочу узнать – узнал (З-Х-У)
В соответствии с вышеупомянутыми фазами выстраивается и схема занятия: 1. Организационный момент; 2. Речевая разминка; 3. Актуализация знаний пройденного лексического материала через кластер; 3.1 Заполните предложенную на доске схему, написав краткую характеристику к каждой достопримечательности. Обсуждение – в группе; 4. Опрос домашнего задания; 5. Формирование навыков аудирования и говорения; 5.1. Разделить учебную группу на пары по методике группового обучения В.В. Гузеева и актуализировать знания по теме (методика мозговой штурм): Ответьте на вопрос: What have you learnt about sights? (Не более 5 предложений) Обсудите свои утверждения в парах, затем в группе; 5.2.Аудирование текста; 5.2.1.Прослушайте текст и выполните задания; 5.2.2.Разнесите данную в прослушиваемом тексте информацию в маркировочную таблицу
V + - ?
Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше
5.3. Рефлексия. Составьте синквей
Такое занятие дает повышение эффективности восприятия информации; повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; умение критически мыслить; умение ответственно относится к собственному образованию; умение работать в сотрудничестве с другими; повышение качества образования обучающихся.