Методический паспорт учебного проекта на тему «Страницы истории России в творчестве В.И. Сурикова» (10 класс)
План методического паспорта учебного проекта
Адресация
Темы учебно-тематического плана предмета
Цели: образовательные, воспитательные, развивающие
Задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося)
Возраст учащихся (класс)
Время работы над проектом
Режим работы
Обеспечение
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение
Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы)
ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы
Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте
Мотивация к работе
Предполагаемые приращения
Новое содержание по каждой теме
Новые практические приемы
Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта
Развитие навыков:
- самостоятельной работы с: источниками информации, инструментами, технологиями самостоятельного принятия решений
- коммуникативности:
в информационном обмене
в ролевом взаимодействии
- мыслительной деятельности при: проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании, самоанализе и рефлексии
Воспитание толерантности
Расширение кругозора
Статус учебного проекта
- Автор – разработчик
- Список проектантов (участников проекта)
- Опыт использования (апробации)
- Степень распространения: № классов, школ
Методический паспорт учебного проекта - презентации на тему
«Страницы истории России в творчестве В.И. Сурикова» (10 класс)
Power Point позволяет любому преподавателю владеющему навыками работы в одной из программ входящих в Microsoft Office, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета.
Задание типа слайда, его оформление и информационное наполнение легко осуществляются благодаря хорошо продуманной системе работы в Power Point’е.
Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.
После запуска программы появляется слайд – заставка (слайд 1), а за ним по щелчку мыши переходим в слайд «План урока» (слайд 2). Пункты плана выводятся последовательно по щелчку мыши. Благодаря этому преподаватель может последовательно акцентировать внимание учащихся на проблемах, предложенных к рассмотрению на уроке. Далее следует слайд «Задание на урок» (слайд 3), который ставит перед учащимися главную Учебную задачу урока. После этого переходим к рассмотрению основного материала урока. Основу программы составляют слайды в которых в качестве видеоряда используются картины. После рассмотрения всех вопросов урока переходим к закреплению нового материала (слайды 31-47). Методика работы с подобными заданиями будет рассмотрена в следующем разделе.
Последний слайд (слайд 48) напоминает учащимся учебную задачу урока и они, в ходе её обсуждения, при помощи преподавателя формулируют правильный ответ.
Последствия применения информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин
Систематическое использование ПК на уроке приводит к целому ряду любопытных последствий:
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке,
2. Повышение производительности урока.
3. Установление межпредметных связей с ОИ и ВТ,
4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории.
5. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
6. Изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК. Они начинают видеть в преподавателе «родственную душу».
7. Изменяется, особенно у 5 - 7- классников, отношение к ПК, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Адресация
Темы учебно-тематического плана предмета:
Повторительно - обобщающие уроки по истории России XVII – XVIII вв.
Цели:
1) научиться использовать исторические картины Сурикова для конкретизации и осмысления знаменательных событий русской истории;
2) уметь понимать картины с точки зрения уникальных исторических источников, представляющих прошлое с помощью особых изобразительных средств;
3) развивать интерес к творчеству великих русских художников, дающих интереснейшую информацию о родной истории и воспитывающих художественный вкус.
3. Задачи учебно-педагогические:
раскрыть неповторимую взаимосвязь творчества великого русского художника
В.И. Сурикова с важнейшими событиями истории России.
научиться видеть глубокий историзм и патриотизм художника, отобразившего в своих полотнах трагические, переломные моменты истории, яркие образы народных героев - главных участников исторических событий.
Возраст учащихся – 10 класс
Время работы над проектом – 2 недели
Режим работы – 3 раза в неделю проводились консультации с учителем по содержанию собираемой информации по заданным темам, обмен интересными фактами, полученными из разных источников информации.
Обеспечение
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение –
Интернет для подготовки компьютерной презентации;
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия;
Островский Г.С. Василий Суриков. // Рассказы о русской живописи. М., 1987;
Кеменов В.С. В.И.Суриков. Историческая живопись 1870-1890. М., 1987.;
Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.- Л., 1977.
Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы) – учащиеся художественных классов лицея оформляют кабинет.
ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы -
умения работать с различными источниками информации,
отбирать и систематизировать материал, необходимый для анализа картин Сурикова; обобщать и формулировать выводы;
навыки правильной монологической речи;
определения взаимосвязей и особенностей исторических событий русской истории и сюжетов картин.
Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте –
умения оформлять компьютерную презентацию по заданной теме;
выступать в роли искусствоведа по анализу картин.
Мотивация к работе –
учащиеся, учитывая их личные интересы, были разделены на две группы: «историков», занимающихся подготовкой сообщений о важнейших исторических событиях, отображенных на картинах художника и «искусствоведов», определяющих творческий подход художника к написанию своих произведений, особенности.
Предполагаемые приращения
Новое содержание по каждой теме
Впервые учащиеся познакомились с биографией и исторической живописью великого русского художника В. И. Сурикова, который воссоздавал образы людей, нравы и события далекого прошлого с такой наглядностью, как если бы сам жил в ту эпоху.
Была дана характеристика основных этапов формирования Сурикова как исторического живописца, определены главные направления его творчества и особенности художественного стиля.
По каждой картине учащиеся формулировали главное содержание исторических событий, отображенных на полотнах, раскрыли своеобразие как отдельных персонажей, так и значимых исторических личностей.
Например, в рассказе о картине «Утро стрелецкой казни» определяются особенности композиционного построения персонажей таким образом, что главным героем стал не Петр I, а выдвинутые на первый план группы стрельцов, обреченных на смерть, а впечатление от картины усиливается благодаря контрастам, которые использовал художник. По принципу контраста представлены две главные силы: народ, олицетворяющий непокорную Русь, и царь Петр I, окруженный иностранцами, - это новая европеизированная Россия. Архитектурный пейзаж с храмом Василия Блаженного, живописная палитра рассветного неба, все подчинено изображению особой трагичности события. Сурикову удалось показать самое главное – волю, мужество, неустрашимость людей, идущих на смерть без раскаяния и колебаний, цельные, эпические характеры.
В картине «Боярыня Морозова» художник обратился к трагическому моменту русской истории - времени раскола русской Церкви в середине XVII века, когда раскольничество опальной боярыни Феодосии Морозовой воспринималось как религиозный бунт, как яростный протест народа против посягательств на его веру. Особенностью композиционного подхода этой картины стало то, что движение саней как бы делит толпу на две части: справа оказались сочувствующие раскольнице, а слева – радостно злорадствующие недруги и любопытствующие, что выражено Суриковым с необычайной художественной силой. Особое место занимает образ самой Морозовой, который оказался для художника самым трудным. Боярыня одета в черную шубу - это самое темное пятно в картине, что особенно четко выделяется на фоне яркой толпы, а оттененное по контрасту бледное лицо боярыни – самое светлое. Лицо Морозовой поражает фанатическим пафосом и одухотворенной красотой, весь ее облик, исполненный веры и торжества силы духа над слабостью тела, образует эпицентр события, притягивающий к себе взгляды, жесты, чувства всех персонажей. Выводом к анализу этой картины могут стать слова художественного критика В. В. Стасова о том, что «Боярыня Морозова» - «первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то, которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще».
Теме мужества и героизма русских солдат посвящена картина «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.) Александр Васильевич Суворов – великий русский полководец, который более 50 лет своей жизни посвятил военной деятельности, участию в семи войнах и в 60 сражениях, с его именем связаны самые блестящие страницы русского оружия. Швейцарский поход стал достойным венцом подвигов великого полководца. Переход, совершенный для быстроты через Альпы, проходил в сложнейших условиях. Сама природа, создавшая на пути русской армии неимоверные трудности, - все это преодолели суворовские солдаты.
«Русский штык, - по выражению самого Суворова, - прорвался сквозь Альпы». 28 октября 1799 г. за переход через Альпы А.В. Суворов получил звание генералиссимуса всех российских войск.
Композиция картины Сурикова своеобразна: впервые смело и удачно применено построение изображения по вертикали, наверху художник сознательно краем полотна срезал горы, а внизу - пропасть тоже срезана. Это создает ощущение огромной высоты и вместе с тем бездны, открывающейся перед взором солдат. Стремительное движение солдат подчеркивается направлением их ружей и пушек, вертикалями острых торчащих льдин, уходящих ввысь гор и, наконец, эффектным изобразительным приемом наложения краски вертикальными мазками. В самый напряженный момент Суворов со своими солдатами, он подбадривает их шутками, острым словом, внушая уверенность в победе, таким образом, старый полководец укрепляет силы солдат в неимоверно суровых условиях перехода. Появление картины на двадцать седьмой Передвижной выставке совпало со 100-летним юбилеем Альпийской эпопеи.
Несколько лет работал Суриков над своим последним, большим полотном «Степан Разин». Картина давалась ему нелегко, и художник возвращался к ней уже после того, как работа была показана зрителям. Степан Тимофеевич Разин, донской казак, предводитель Крестьянской войны 1670-1671 годов. На картине Сурикова почти все пространство полотна занимает огромная ладья, плывущая по широкому волжскому простору. Картина поражает ощущением приволья, она красива перламутровыми переливами красок, воздухом, пронизанным солнечными лучами, общей поэтичностью. В центре, на покрытой ковром скамье, - монументальная фигура Разина, атамана – бунтаря, погруженного в тяжкую думу. «Это был высокий и степенный мужчина крепкого телосложения с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью» - писали современники. Красотой природы как бы подчеркивается суровость атамана, словно отделяющая его от хмельного веселья казаков. Очевидно, целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого сильного мятежного характера. Один из подготовительных этюдов главного персонажа поразительно похож на самого художника. Это могло быть случайным душевным импульсом автора, но в контексте всего творчества Сурикова отождествление себя с образом народного героя кажется символическим: это его деяния, его раздумья о России, ее минувшем, настоящем, грядущем.
Таким образом, на уроке учащиеся впервые соприкоснулись так близко с творчеством великого мастера исторической живописи и смогли проявить свое собственное творчество, рассказывая об исторических событиях и главных исторических образах, отображенных на картинах Сурикова. И особенно понятным становится высказывание Л.Н. Толстого, что для познания прошлого во всей его зримой конкретности одной исторической науки недостаточно, для этого нужно «знание всех подробностей жизни, нужно искусство, дар художественности, нужна любовь». Поэтому кроме истории – науки существует история – искусство.
Новые практические приемы –
сочетание компьютерной презентации и выступлений учащихся по заданным темам; самостоятельный отбор и осмысление информации;
впервые выступление в роли искусствоведа.
Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта:
Картины Сурикова составили эпоху в развитии мирового искусства, в них впервые реализм одержал победу в области исторической живописи.
Созданные Суриковым образы: стрельцы и Петр I, боярыня Морозова, князь Меншиков, Ермак и казаки его дружины, великий полководец А.В. Суворов и солдаты его армии, Степан Разин, Емельян Пугачев – все они неразрывно связаны с судьбой России.
Основное направление творчества Сурикова – изображение русского народа в роковые минуты его истории, создание ярких национальных характеров.
В своих картинах Суриков выступает художником – мыслителем, ставящим и решающим большие проблемы философии, истории, живописцем, наделенными даром видеть прошлое в жизненных и глубоко исторических образах. В минувшем он искал корни современной истории. В современности – неизгладимую печаль прошлого. Жизнь народа, история и судьбы родины открывались художнику нерушимой связью времен.
Развитие навыков:
самостоятельной работы с источниками информации – поиск в Интернете и в библиотеке; технологиями – компьютерная презентация;
самостоятельного принятия решений – отбор информации по заданной теме
коммуникативности в информационном обмене – на консультациях учителя;
в ролевом взаимодействии – о каждой картине рассказывали два ученика: «историк» и «искусствовед», которые должны были четко и логически дополнять друг друга
мыслительной деятельности при:
проектировании – распределение заданий по темам и ролям;
планировании – организация индивидуальных и групповых консультаций с учителем;
анализе – формулирование главных идей, выводов, сопоставлений;
структурировании – построение материала в хронологической последовательности создания исторических картин и биографии художника;
самоанализе и рефлексии – обучение уверенности при самостоятельном выступлении
Воспитание толерантности – уважение к содержанию и особенностям представления выступлений учащихся, к высказываниям собственной точки зрения учащихся о личностях главных персонажей картин.
Расширение кругозора – новые сведения о жизни и творчестве великого русского художника и о главных героях его картин;
Статус учебного проекта
- Автор – учитель истории.
- Список проектантов (участников проекта): учащиеся 10 класса.
- Опыт использования: фрагментарное использование – на уроках истории в 7-10 классах на темы, соответствующие темам картин художника.
- Степень распространения: классы, школы.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 415