Познавательное чтение как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.


Познавательное чтение как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
И.Ю.Оскирко, Н.В. Конова
Аннотация: познавательное чтение способствует развитию коммуникативных навыков выпускника начальной школы. Используемые учителем в уроке элементы прогнозирования, различные приемы познавательного чтения обогащают речь ребенка языковыми средствами, позволяют строить речевые высказывания, выражать собственное мнение к происходящему. Данные умения являются основными и, соответствуя современным требованиям образовательных стандартов, готовят выпускника начальной школы к эффективному сотрудничеству, работе в команде.
Ключевые слова: коммуникативные действия; сотрудничество, скорочтение, прогнозирование, познавательное чтение.
Федеральные государственные стандарты второго поколения определили главные цели образования на современном этапе в виде «шести ключевых умений». Два основных по мнению педагогов и психологов относятся непосредственно к коммуникативным действиям. Это «общение» и «взаимодействие», и «работа в группе», т.е. совместная деятельность, эффективное сотрудничество.Ребенок сможет эффективно сотрудничать с партнером только в случае, если он умеет строить высказывание в устной или письменной форме, используя речевые средства. А при установлении рабочих партнерских отношений сумеет, используя адекватные языковые средства выразить свои мысли, чувства, побуждения. Т.о. развитие речевых умений многие годы является первоочередной задачей учителя.
Ш.А.Амонашвили в трактате «Школа Жизни» говорит о том, что «в Ребенке следует выращивать способность к познавательному чтению». Что же понимать под «познавательным чтением»? Обычно школа формирует у младшего школьника навык скорочтения. Несомненно, навык необходим, поскольку, умея быстро читать, школьник охватывает больший объем информации, способен выполнить большее количество заданий. Но скорочтение ситуативно, оно не позволяет формировать глубокие эмоциональные переживания по поводу прочитанного. Скорочтение - это коммуникативный инструмент человека. На вопрос родителей о том, сколько слов в минуту должен читать ребенок, всегда хочется ответить однозначно, что не количество главный показатель читательского умения, а качество. Надо пробуждать у ребенка интерес к чтению, к книге, как источнику знаний, источнику получения информации.
Познавательное чтение, напротив, помогает человеку проявлять выборочный интерес к печатной информации, менее затратно извлекать из нее нужную информацию, нужные знания. «Чтение нужно человеку не для того, чтобы читать быстро вслух или про себя, а для того, чтобы познавать» [1,с.36]. «Воспитательное влияние литературного произведения на младших школьников может быть обеспечено только в том случае, если описанные в нем судьбы людей, образы и картины действительности будут пережиты ими как реальные, призывающие их к сочувствию.» [1, с.36].
Каким же образом, формировать интерес и способность к познавательному чтению? Существует несколько методов, которые выделяет в трактате «Школа Жизни» Ш.А.Амонашвили. От квазичтения до решения познавательных задач с помощью первоначального чтения.
Формируя навык познавательного чтения, учитель просит детей строить самостоятельные высказывания, пересказывать содержание прочитанных книг другим (проявляя собственный читательский вкус), давать оценку героям и их поступкам, учит быть внимательным к авторскому слову. Познавательное чтение сразу после возникновения начинает функционировать и в процессе присвоения содержания других образовательных курсов.
Приведем пример урока по формированию познавательного чтения.
Тема: «Чукотская народная сказка «Евражка и медведь».
Тип урока: урок- исследование. Цель урока: создание текста-описания героя сказки с использованием элементов прогнозирования (познавательное чтение).
№ п/пЭтапы урока Деятельность Формирование УУД
учителя учащихся I Актуализация знаний - Сегодня у нас с вами необычный урок. Я предлагаю вам пофантазиро-вать.
Дети слушают учителя Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового
Регулятивные УУД :целеполагание, планирование, прогнозирование
евражка(На доске учитель создает кластер. Центральный овал.)-Нарисуйте, пожалуйста, иллюстрацию к этому слову.
Дети рисуют и вывешивают рисунки на доску. II Операционно исполни-
тельный этап - Что вы изобразили? Ваши ассоциации со словом «евражка» (Ответы детей: одежда, предмет (сумка), название собственное, нарицательное, животное…) Коммуникативные УУД:
 умение выражать свои мысли, объективно оценивать других.
Создание проблемной ситуации - Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? - Мы должны узнать, кого или что обозначает слово «евражка». Регулятивные УУД:
определять  и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Постановка проблемы исследова-ния- Я предлагаю вам прочитать текст. Учитель раздаёт текст (приложение1) Выразительное чтение вслух Предметные УУД
Выразительное чтение вслух.
Выдвижение гипотезы - Соотнесите свою иллюстрацию с прочитанным. (Ответы детей) Коммуникативные УУД:Высказывать своё мнение и прислушиваться к другому мнению.
Аргументировать своё высказыва-ние, уметь убеждать.
«Открытие» детьми нового знания. - Какой это предмет, одушевлённый или неодушевлён-ный? - Евражка – одушевлённый предмет, так как разговаривает. Метапредметные УУД
Осуществлять поиск необходимой информации для сбора, анализа, передачи, интерпретации в соответствии с познавательными задачами. Работа с текстом
- Смогли ли вы определить жанр? - Да, этот текст- сказка. - Как вы это определили ?- Животные разговаривают. -Что нового мы можем сказать о «евражке»? - Евражка- герой сказки. Герой сказки
На доске появляется гроздь кластера.
- Где живёт евражка? - В норке на холме («..Вон там, на холме», «…Пошёл медведь к норе евражки») Познавательные УУД:Осуществ-лять поиск необхо-димой инфор-мации для сбора, анализа, передачи, интерпретации в соответствии с познавательными задачами.
Коммуникативные УУД:Обсуждение и фиксация собранной информации в группе
Предметные УУД:Использова-ние поискового чтения и чтения молча для нахож-дения аргументов в тексте
Личностные УУД:Вставать на позицию другого человека, по-нимать чувства другого, находить и сравнивать разные точки зрения.
- Кто это может быть? (Ответы детей) - Можем ли мы определить среду обитания, природную зону? - В тексте говорится о сопке, буром медведе. («…Вон там, на холме. А где твоё жилище?— Вон там, на сопке.»)Слово «евражка» созвучно со словом «овражек». Среда обитания
На доске появляется
гроздь кластера.
- Что в сказке говорится о внешнем виде «евражки»? - Маленькая («…неужели же я такая маленькая, даже меньше твоего носа!» ) Живет в норке, значит ее роет, хорошо развиты передние конечности. - Что может делать «евражка»? - Она пьёт воду(«…евражка в это время пила воду у реки»), роет норы Внешний вид, повадки
На доске появляется
гроздь кластера
- Что вы можете сказать о чертах характера нашего героя? - Смелая («…Подошёл медведь к евражке»), хитрая, умная, целеустремлённая («…Да вот задумала я с тобой жилищем поменяться»). Черты характера
На доске появляется
гроздь кластера
- Мы с вами определили, что евражка- герой сказки,она разго-варивает. Прочитайте в диалоге её реплики с интонацией, с которой вы представили её. Дети находят нужные реплики и читают. Речь
На доске появляется
гроздь кластера.
III Оценочно- реф-лексивный этап Интерпретация полученных данных - Предлагаю вам составить рассказ о евражке по кластеру. Дети составляют рассказ, с последующим ответом у доски Познавательные УУД:
Перерабаты-вать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятель-ные выводы.
Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности. - Чьи рисунки подходят к нашему рассказу? Дети определяют. - Ребята, как вы думаете, почему у людей разное восприятие? Отчего это зависит? - Это зависит от кругозора (Заслушивание мнение детей) - Оказывается, в природе евражка- один из разновидностей сусликов.
(Рассказ о евражке показ слайдов и фильма.) Просмотр фильм. Чтобы больше знать надо, больше читать, смотреть познавательные фильмы. Литература
1.Амонашвили Ш.А.Школа Жизни. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998.-80с.
2.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.-159с.
3. Видео фильм «Евражка»: https://www.youtube.com/watch?v=sn-0Gxx37mwПриложение 1
«Евражка и медведь»
(Чукотская народная сказка)
Однажды бурый медведь стоял на холме, а евражка в это время пила воду у реки. Увидела евражка медведя и позвала его: «Эй, медведь, иди-ка сюда!» Подошёл медведь к евражке, а она ему и говорит:« У меня к тебе дело большое есть!»Удивился медведь: « Какое же дело у тебя ко мне?» «Да вот задумала я с тобой жилищем поменяться». « Ладно, — согласился медведь, — давай меняться. А где оно, твоё жилище?» «Вон там, на холме. А где твоё жилище?» « Вон там, на сопке». Обрадовалась евражка: « Пойду-ка я теперь в твоё жилище. А ты моё бери!»Пошёл медведь к норе евражки, евражка — в медвежью берлогу. Пришла к берлоге евражка, осмотрела её со всех сторон и запрыгала от радости: «Ах, какое жильё я нашла! Ах, как хорошо я теперь жить буду!» А медведь пришёл к норе евражки и только нос туда засунул.Пыхтел, пыхтел — так и не смог залезть в её норку.Пришёл медведь к евражке. А она его и спрашивает: « Зачем ты пришёл ко мне?» « Не смог я залезть в твоё жильё.»Рассердилась евражка: « Не может этого быть! Ведь я-то влезла в твоё жильё!» « Ну, а я даже нос не смог просунуть в твою норку!» « Давай-ка померяем твой нос с моим!» «Разлеглась евражка на носу у медведя и говорит: «Вот так диво: неужели же я такая маленькая, даже меньше твоего носа! Нет, не придётся нам домами меняться. Как же ты жить бы стал в моей норке? Прощай, дедушка, пойду-ка я домой!» Так и стали они жить по-прежнему, каждый в своём жилье.
Английский перевод!!
И.Ю.Оскирко, Н.В. Конова
Познавательное чтение как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Аннотация: познавательное чтение способствует развитию коммуникативных навыков выпускника начальной школы. Используемые учителем в уроке элементы прогнозирования, различные приемы познавательного чтения обогащают речь ребенка языковыми средствами, позволяют строить речевые высказывания, выражать собственное мнение к происходящему. Данные умения являются основными и, соответствуя современным требованиям образовательных стандартов, готовят выпускника начальной школы к эффективному сотрудничеству, работе в команде.
Ключевые слова: коммуникативные действия; сотрудничество, скорочтение, прогнозирование, познавательное чтение.