Конспект урока по технологии на тему Вязание по кругу 6 класс


МБОУ «РУССКОШОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспект урока «Вязание по кругу»
(ШМО учителей технологии, биологии и химии)
6 класс
Составила: Журавлева Светлана Витальевна,
учитель технологии



с. Русские Шои
2016 г.
Цель урока:
Формирование умений и навыков вязания по кругу, развитие личности каждого ученика, раскрытие его способностей к творчеству.
Задачи урока:
образовательные:
ознакомить учащихся с технологиями плотного вязания по кругу;
ознакомить со способами начала вязания по кругу: с основного кольца и с петли из нитки;
ознакомить со способами вязания по кругу: по спирали и кругами;
ознакомить с профессией вязальщица текстильно-галантерейных изделий.
закрепить материал предыдущих уроков.
применять полученные на предыдущих уроках знания;
работать с инструкционными картами или карточками-заданиями;        
развивать навыки работы с тестами
развивающие:
развивать умение самокритично относиться к выполненной работе;
приобретать навыки самоконтроля в процессе её выполнения;
развивать понимание необходимости технологической последовательности обработки изделия;
развивать стремление к анализу и оценке своей работы;
развивать способность применять полученные знания в творческой деятельности;
развивать умения логически мыслить;
развивать общеучебные умения, наглядно-образное мышление, память, самостоятельность, навыки правильной организации рабочего места.
воспитательные:
воспитывать требовательность к качеству выполнения своей работы;
творческое отношение к труду;
культуру труда;
коллективизм, чувство взаимопомощи;
усидчивость; терпение
ответственности за свою работу;
художественный вкус;
стремление доводить свою работу до конца.
Ожидаемый учебный результат:
общее представление о технологии вывязывания изделия по кругу;
формирование умений вывязывать образец круга, квадрата, шестиугольника;
приобретение навыков самооценки, рефлексии
Дидактические средства обучения:
пряжа, крючки для вязания, демонстрационные образцы вывязывания круга, квадрата, шестиугольника, учебник технологии, рабочая тетрадь.
Методы обучения:
рассказ, беседа, демонстрация наглядных, иллюстративных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Формируемые УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
приветствие,
проверка готовности учащихся к уроку, проверка знаний по предыдущей теме;
2. Проверка знаний по теме предыдущих уроков.
(самоконтроль и взаимоконтроль)
(Выставление оценок в оценочный лист)
1. Выставка листов альбома “Образцы узоров вязания крючком”.
2. Рассчитайте количество петель для вязания шапочки, если:
- на образце вязки в квадрате со стороной 10 см. получилось 19 петель и 23 ряда;
- ширина шапочки 55 см., а её высота 18 см.
Ответ: количество петель в изделии:_______________
Количество рядов в изделии:_______________
3. п.2 задания 29 стр.62 из РТ (см. приложение)
4. п.1 задания 30 стр.63из РТ
5. п.2 задания 31 стр.65 из РТ
3. Введение нового материала.
Из нити тонкой и воздушнойЯ волшебство свое творю,Я в кружево вплетаю душу,Ему любовь свою дарю.И отступает все на свете,Тревоги все и суета,Когда из сотен малых петельВдруг возникает красота!И этот мир лишь мне подвластен,Я здесь создатель, я - творец!Он двери отворить согласенДля бьющихся с ним в такт сердец!
Девочки, такими прекрасными словами мне захотелось начать наше занятие.
Актуализация опорных знаний
На доске: схема вязания
начальная петля
петля поворота 0 ++++++++++++++++ воздушная петля
вязание по кругу +++++++++++++++++0 столбик без накида
вязание рядами 0+++++++++++++++++ соединительный столбик
начальная петля +++++++++++++++++0 цепочка из воздушных петель
0000000000000000000 пятый ряд
Задание: к данной схеме подобрать и соединить стрелкой соответствующие названия, понятия, термины (девочки по очереди выходят к доске для выполнения задания).
Остается термин – вязание по кругу (незнакомый термин для девочек)
Целеполагание:
- Какая тема урока? Вязание по кругу.
-Итак, какая перед нами цель? (научиться вязать крючком по кругу, ознакомиться со способами вязания по кругу, с профессией вязальщица и историей)
-Каким способом мы будем достигать цель, с помощью чего, как?
(проблемная ситуация)
спросить у учителя  (ответы детей)
спросить у родителей   
найти в интернете  
попробовать самому    
составить план, начать работать и т.д.
Из истории:
 Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Ученица № 1.
Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии. 
Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет. 
Ученица № 2. Интересные факты из истории.
Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер.  
Ученица № 3. Машинное вязание.
В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли. Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Вязание на спицах очень похоже на машинное вязание. В вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия.
Вязание по кругу начинают из центра.
Если в образце или изделии нужно сделать отверстие, вяжут цепочку из воздушных петель нужной длины, замыкают в кольцо и начинают вязание (показ иллюстративного материала).
(-вяжут цепочку из воздушных петель, затем вводят крючок в первую петлю, делают накид на крючок и вытягивают нить т.е. закрывают кольцо соединительным столбиком)
Если в центре образца отверстия быть не должно, вязание начинают с петли из нитки (показ иллюстративного материала).
(- нужно начать вязание с петли из нитки, придерживая нижнюю часть петли, крючок вводят в петлю, делают накид и вытягивают нитку. 1 петля поворота и провязывают первый круг кольца столбиками без накида)
Демонстрация двух способов вязания по кругу:
по спирали
кругами
Вязание по спирали отличается от вязания по кругу  только тем, что ряды не замыкаются, а идут по спирали.
Закон круга
При вязании по кругу нужно прибавлять в каждом круге разное число петель в зависимости от рисунка. Если круг выполняется из столбиков без накида, то следует равномерно прибавлять 6 петель на круг, если из полустолбиков, то 8 петель, если из столбиков с накидом, то 12 петель, если из столбиков с двумя накидами, то 16 петель. И далее, при увеличении числа накидов в столбиках прибавляется по 4 петли на круг при добавлении очередного накида. Для того, чтобы прибавить петлю, нужно вывязать два столбика из одной точки.Вязание по спирали – наиболее простой способ, сложнее вязать кругами.
Демонстрация изделий: в виде трубочки и шляпки гриба.
Вопрос: Как получаются такие изделия? (создание проблемы)
(Подумайте! Есть ответы?)
Если нет, используя учебник стр.164 найти информацию,
(поиск информации)
(При вязании кругами для получения плоской формы время от времени нужно делать прибавки. Если прибавок не делать, получится трубочка, если их недостаточно - выпуклая форма, похожая на шляпку гриба)
Вопрос: Для чего необходимо умение вывязывать изделия различной формы?
(Умение вывязывать изделия различной формы необходимо при изготовлении изделий сложной конфигурации или игрушек.)
Знакомство обучающихся с профессией вязальщица текстильно-галантерейных изделий (стр.164)
(работа с учебником)
3.Физкультминутка. Динамическая пауза.
(создает условия для снятия переутомления у учащихся)
Гимнастика для глаз.
1. Исходное положение -  сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8 – 12 раз.
2. Исходное положение -  сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 – 10 раз.
3. Исходное положение -  сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4 - 6 раз.
4. Исходное положение -  сидя на стуле. Выполнить четыре моргания в течение 15 – 30 секунд.
Подтягивание.
1. Исходное положение -  стоя, руки опущены. На раз - руки поднять вверх, потянуться; на два – вернуться в исходное положение. Повторить 4- 6 раз.
Полуприседания.
2. Исходное положение -  стоя, ноги вместе, руки на поясе. На раз - присесть на носках или всей стопе, на два – вернуться в исходное положение.
4. Первичное закрепление знаний и обратная связь.
Практическая работа №24 «Выполнение плотного вязания по кругу». ТБ
(у каждой ученицы на парте инструкционная карта)
Задание 1. Выполнить образец круга.
Задание 2. Выполнить образец квадрата (два варианта - на выбор)
Задание 3. Выполнить образец шестиугольника.
(во время практической работы - вторая физкультминутка)
На протяжении всей работы и по её окончании, необходимо контролировать
качество выполненной работы по следующим показателям:
(критерии оценивания на доске)
изделие должно быть плоским;
соответствие рисунка и схемы;
аккуратность выполненной работы.
5. Подведение итогов уроков.
1. Проведение выставки выполненных работ. (Учащиеся оценивают качество выполненных работ, давая словесную оценку каждой)
2. Самооценка этапов урока.
3. Выставление оценок взаимоконтроля и их аргументация.
4. Подведение итога учителем.
Итак, работая с вами, я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия, поняли, что слова “сделано вручную” означают эксклюзивность данного изделия, его неповторимость. Отмечает лучшие результаты.
5. Выведение итоговой оценки за урок.
6. Рефлексия.
1.Ответить на вопросы:
Назовите способы вязания по кругу.
Что получится, если при вязании по кругу не делать прибавок?
Чем различается вывязывание круга и квадрата?
2. Ответить на вопросы п.3 задания 32 стр. 66 из РТ.
7. Домашнее задание.
1. Оформить лист в альбоме “Образцы вязания по кругу”.
2. Выполнить п.2 задания 32 из РТ.
3. Узнайте в Интернете, как выполнить соединение связанных квадратов крючком.
4. Принести на следующий урок: спицы, пряжу для вязания.
Приложение
Оценочный лист
ФИ___________________
Этапы урока С/О ВЗ/О
1. Д/З 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2. Теория    
3. Умение рассуждать    
4. Понимание схем    
5. Практическая работа    
6. Итоговая оценка урока    



Инструкционная карта