Урок русского языка на тему Собственные и нарицательные имена существительные


32333412353637383940414424344454647548496505152535455565758959106076162636465666768698707172117374757677781479808131171582162083848519868788308918902191929394959697989922100101102103104105232410610710826109131101112928112113114115
Предмет: Русский язык
Класс: 2 класс
УМК:  Школа России 
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь
представление о различии имён собственных и нарицательных.
Задачи:
образовательные:
- формировать представление детей об основном назначении имен собственных;
- ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;
- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.
развивающие:
- содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
воспитательные:
- содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно;
- содействовать воспитанию любви к малой родине
Предметные:
- формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов;
- познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена нарицательные»;
- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.
Метапредметные:
- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом.
Личностные:
- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях общения;
- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности и достижения товарищей; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Формируемые УУД
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.
- уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы.
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре,  объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение, выполнять учебное задание, в соответствии с правилом  формулировать понятные высказывания, используя термины.
Методы обучения: частично - поисковый, продуктивно - практический, инструктивно - практический, наглядно - иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная работа, самостоятельная работа.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация
Средства обучения:
учебник: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть 2, М., - «Просвещение», 2014;
карточка с творческим заданием; лист с самостоятельной работой, карточки со словарными словами
Ход урока:I. Организационный момент
- Сядьте те, у кого в полном имени есть разделительный мягкий знак.
- Сядьте те, у кого имя или фамилия начинается с гласного звука.
- Сядьте те, у кого имя или фамилия начинается с согласного звука.
- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл на урок с хорошим настроением. Хорошее настроение – залог успеха, значит, всё у нас получится.
- Откройте тетради, запишите число.
II. Словарная работа
- Начнём урок с минутки чистописания:
и со словарной работы.
- Какие умения вы будете проверять, выполняя эту работу?
Словарные слова: февраль, декабрь, Россия, морковь, капуста, щавель, огурец.
.- Что общего в этих словах? (словарные, имена существительные)
- Что такое имя существительное?
- На какие две группы делятся все имена существительные?
- К какой из этих групп относятся словарные слова?
- На какие тематические группы можно разбить эти слова? (название овощей, название месяцев, название страны).
- Назовите лишнее слово. (Россия) Почему?
- Россия – это название нашей страны. А как называется республика, в которой мы живём? (Башкортостан или Башкирия)
- Кто знает, как пишется это слово? Запишите его. Выделите орфограммы.
Взгляни на глобус:Вот он –шар земной.На нем БашкирияС берёзовый листок величиной.
Так написал о родной земле башкирский поэт Мустай Карим.
- К какой части речи относится это слово? Измените его так, чтобы оно стало прилагательным (Башкирский) Что изменилось в написании?
- Запишите башкирскую народную пословицу «Тот , кто много болтает, мало делает». Как вы её понимаете? Пусть она станет нашим девизом на сегодняшнем уроке.
III. Постановка учебной задачи
- На одном из уроков русского языка учительница дала задание написать слово «серёжка». Оля написала так: сережка, а Петя так: Сережка. Кто из ребят прав? Когда слово пишется с большой буквы? А когда с маленькой?
- Кто уже догадался, какая будет тема сегодняшнего урока? (Слова, которые пишутся с большой буквы и с маленькой)
- А вы знаете, как называются слова, которые пишутся с большой буквы? С маленькой буквы?
- Какие цели и задачи поставим перед собой?
Сегодня на уроке мы узнаем …
                     научимся …
                    попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике. А для этого на нужно быть какими?
- Как мы это будем делать? Какой вид работы будем использовать? (Вывешиваются картинки с видами работы)
IV. Открытие нового знания.
а) В русском языке для обозначения имён существительных, которые пишутся с большой буквы и для имён существительных, которые пишутся с маленькой буквы, есть специальные термины. Это - имена собственные и нарицательные.  
- Как вы думаете, почему они так названы «собственные»?
- Сколько стран можно назвать словом «страна»?
- А сколько стран можно назвать словом «Россия»?
- Сколько городов можно назвать словом «город»?
- А сколько городов можно назвать словом «Москва»?
- Сколько человек можно назвать словом «человек»?
- А сколько человек носят имя Николай Николаевич Носов? А кто это?
У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Но каждый человек имеет своё собственное имя, свою собственную фамилию и своё собственное отчество, принадлежащие только ему.
- Прочитайте правило на с. 52. О чём рассказала вам Мудрая Сова?
- Запишите своё имя, отчество и фамилию в тетрадь.
- Как вы их запишите?
Взаимопроверка.
- У кого ещё может быть своё собственное имя? Значит, клички животных, ….. – это тоже имена собственные?
б) Работа по учебнику. с.52, упр. 88
- Прочитайте слова. Являются ли они собственными именами существительными? Вы правы. Это общие названия, которыми дети и взрослые называют своих родителей и родственников.
- Как называются такие слова? Прочитайте в правиле на с.53.
- Почему их так назвали? (обозначают общее слово для группы похожих предметов). Нарицательные имена существительные называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
Сделайте вывод, какие существительные относятся к собственным, а какие к  нарицательным.
V. Физминутка- Если я называю имя собственное, то хлопайте в ладоши, высоко подняв руки над головой, потому что они пишутся с большой буквы. Если нарицательное – то вы должны присесть, потому, что они пишутся с маленькой буквы. Ученик, Алексей, машина, Кама, река, планета, Мурка, Барто, Незнайка, шарик
- В каком слове возникли разногласия? Почему? (Шарик, шарик)
- Да, ребята, некоторые слова могут из нарицательных «превратиться» в собственные.
VI. Закрепление изученного материала: работа в парах.
- Сейчас вы будете работать в парах. Посмотрите на листочки. Предположите задание. (Вставить пропущенные слова – имена собственные).
Мой город.
        … - мой любимый город. Он расположен в республике …. Рядом протекает река …. По вечерам в наших домах зажигается свет, который вырабатывается на …… ГЭС.
Слова для справок (Нефтекамск, Башкортостан, Кама, Кармановской) написаны на листочках, которые развешены по классу.
Проверка. Одна из пар читает получившийся текст, другие проверяют.
- У кого получился такой же текст? Как вы написали имена собственные?
3. Самостоятельная работа.
VII. Рефлексия
Прочитайте предложения. Выберите из скобок нужную букву и запишите предложения без ошибок.
В небе летит воздушный (Ш, ш)арик. Дом охраняет (Ш, ш)арик. На девочке надета (Б, б)елая блузка. Мы плывём по реке (Б, б)елая.
VIII. Домашнее задание.
(По выбору)  1. Узнать секрет своего имени или фамилии.
2.Составить весёлый рассказ
(5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные
IX. Подведение итогов урока
Наш урок подошёл к концу.
- Что-то новое вы сегодня узнали?