Урок по русскому языку на тему: Имена существительные собственные и нарицательные 
Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.
Цели урока:
1)научить быстро и правильно определять имена существительные собственные и нарицательные, познакомить с правилом правописания имен и фамилий людей;
2) развивать критическое мышление, память, технику чтения, связной речи, скорость письма.
3) прививать  интерес к предмету через использование игровых приёмов.
Оборудование: плакат, картинки, постеры, оценочный лист ученика. 
Тип урока: комбинированный
Методы и приёмы: подари улыбку, отгадайка, светофор, допиши, конверт.
Ход урока
I. Организационный  момент.
 Приветствие.Целепологание.
Делимся на команды.1комада «Кто». 2команда «Что».
Кто отгадает загадку которая отвечает на вопрос «Кто?» тот будет в команде «Кто», а тот который найдёт ответ на загадку отвечающую на вопрос « Что?» будет в команде «Что».
1) Отгадай загадку:
Бьют его рукой и палкой-Никому                        На одной ноге стоит, 
 Его не жалко.                                                        В воду пристально глядит.
А за что его беднягу бьют?                                Тычет клювом наугад-                        
А за то, что он надут                                            Ищет в речке лягушат.
                            (мячик)                                                            (цапля)
Хожу в пушистой шубке                                    Кто ни в жару, ни в стужу
Живу в густом лесу.                                            Не снимает шубу.
В дупле на старом дубе                                                             (баран)
Орешки я грызу.Жидкое, а не вода,
                            (белка)                                        Белое, а не снег.
Маленький рост, длинный хвост                                            (молоко)
Серая шубка, острые зубки.Каждый вечер так легко,
(мышка)Она даёт нам молоко.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,                                     Говорит она два слова,
Больше греться не хочу.                                     Как зовут её?
Крышка громко зазвенела:(корова)
« Пейте чай, вода вскипела»Ночью он совсем не спит
( чайник»                                   Дом от мышок сторожит                                                                                                         (кот)
Красный нос в землю врос,                                Он зимой в берлоге спит.
А зеленый хвост снаружи                                   Потихонечку храпит,
Нам зелёный хвост не нужен,                           А проснется, ну ревет
Нужен только красный нос.(морковь)             Как зовут его- (медведь)              
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)
Зимой и летом одним цветом. (ёлка).
Круглое, румяное,                                   Пол в квартире изучает, 
Оно растёт на ветке                                За порядок отвечает
Любят его взрослые,                               Хоть имеет длинный нос
И маленькие детки.                               Он не слон, он…
                      (яблоко)                                                        (пылесос)
Повторение пройденного: Самостоятельно.
Что мы знаем?
В русском алфавите… букв. Из них согласных…, гласных….
Буквы не обозначающие звуки… ,… .
 Имя существительное отвечает на вопросы_____?____?
Что мы умеем?
Делить слова___________. Составлять ___________.
Отвечать на вопросы Чей? Чья? Чьё? Чьи?. Книга, ручка, солнце,
тетради. ___________________________________________
Чему хотим научиться?
Различать имена существительные собственные и нарицательные.
П. Объяснение нового материала
 Задание 1. Составьте предложения со словами:
Команда. Скворцов, скворцов.( фамилия, птица)
                            Рыбаков, рыбаков. (фамилия, профессия)
Команда. Арбузов, арбузов. (фамилия, ягоды)
                            Петушков, петушков (фамилия, домашние птицы)
Почему некоторые слова вы написали со строчной буквы, а некоторые слова с заглавной.
В русском языке имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, названия книг и журналов пишутся с заглавной буквы. Нарицательные имена существительные имеют лексическое значение слова. 
Сравнительный этап: На уйгурском языке имя собственное (хасисим), нарицательные (умумийисим)
Задание 2. Выберите нужную букву в скобках.
Объясните свой выбор.
1команда.
Нашего кота зовут (Р,р)ыжик.
Папа привёз из леса душистые (Р,р)ыжики.
2команда.
Летом мы поедим на (Ч,ч)ёрное море.
Мама купила (Ч,ч)ёрное платье.
Физминутка «Солнышко»
III Закрепление. Ребята в нашей школе с 5.10 по 15.10 проходит декада русского языка.Россия отмечает этот год как год литературы. Я прочитаю вам стихи известной русской писательницы Агнии Бардо. Определите имена собственные и нарицательные имена существительные.(устно)
1.команда.
Звенели птичьи голоса,
В саду цвела сирень.
Весной Андрюша родился
В один хороший день.
2.команда.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Задание 4. Мозговой шторм.
Перед вами лежат конверты со словами. Из этих слов вы должны собратьцветочки:  один цветочек имена собственные, а  другой нарицательные. 
Задание5.Составьте диалог.
Команда «Кто» на тему: Праздник.
Команда «Что» на тему: Дежурные.
РевлексияIҮ. Подведение итога.
Y. Оценивание
Задание на домстр 49 упр 1 прочитать. Найти слова собственные и нарицательные. стр.51,упр 6 письменно.