Поурочное планирование по русскому языку для 4 класса по Школе России( 5 часов в неделю)
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 4 в класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого( Москва, « Просвещение», 2014 г), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования, федерального и регионального базисных учебных планов.
Тематическое планирование по русскому языку в 4 классе начальной школы рассчитано на 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год.
Изучение русского языка на ступени начального общего образования в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи, решаемые при изучении предмета:
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно излагать свои мысли в виде текста;
- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);
- активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно – речевой деятельности учащихся;
- создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;
- закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.
Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д. ), тесты, обучающие изложения и сочинения. Тексты по содержанию подбираются с учётом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.
Письменное развитие речи включает в себя:
1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч.
Изложение 2 2 3 3
Сочинение 2 2 2 2
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основе построения курса лежат следующие принципы:
личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);
культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);
деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);
Обучение русскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей:
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Количество часов I полугодие II полугодие год
Общее кол-во часов 80 90 170
Кол-во часов в неделю 5 5 к/р 6 6 12
2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
– отличительные признаки основных языковых средств: слова, словосочетания, предложения, текста;
– названия и отличительные признаки:
а) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание),
б) частей речи, включая личные местоимения,
в) основных типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
– правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения).
уметь:
– практически использовать знания алфавита при работе со словарем;
– производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
– различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
– грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;
– обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
– уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;
– владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;
– овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление); в ситуациях повседневного и учебного общения.
3.Учебно-тематическое планирование.
№п/п Наименование разделов Общее кол-во часов
1 Вспоминаем, повторяем, изучаем… 38
2 Имя существительное. 43
3 Имя прилагательное. 32
4 Местоимение 7
5 Глагол. 40
6 Повторение изученного. 10
Итого 170
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
УУД на уроках русского языка в начальной школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
Формирование личностных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте.
Формирование регулятивных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка
Формирование коммуникативных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.
Формирование познавательных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- строить логическую цепь рассуждений
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении.
3. Позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании.
4. Понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры.
5. Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней.6. Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.
7. Освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.
8. Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса).9. Овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
4.Календарно-тематическое планирование.
№ урока № урока в теме Наименование раздела, темы Количество часов УУД
Общее количество Теория Практика Вспоминаем, повторяем, изучаем
Язык и речь. 38
2 1 1 1 1 Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. 1 П.К.Р.Л.
2 2 Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. 1 П.К.Р.Л.
Текст. 3 1 2 3 1 Текст. Коррекция. Типы текстов. 1 П.К.Р.Л.
4 2 Текст. План текста. Подробное изложение текста.
Тест № 1 1 П.К.Р.Л.
5 3 Входной диктант №1 с грамматическим заданием. 1 П.К.Р.Л.
Предложение. 6 3 3 6 1 Работа над ошибками. Предложение как единица речи. 1 П.К.Р.Л.
7 2 Виды предложений по цели высказывания и по интонации. 1 П.К.Р.Л.
8 3 Диалог. Обращение.
Тест № 2 1 П.К.Р.Л.
9 4 Выборочное списывание текста по рассказу И.Тургенева « Воробей». 1 П.К.Р.Л.
10 5 Работа над ошибками. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения 1 П.К.Р.Л.
11 6 Словосочетания. Словарный диктант. 1 П.К.Р.Л.
Однородные члены предложения 9 6 3 12 1 Однородные члены предложения (общее понятие). 1 П.К.Р.Л.
13 2 Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. 1 П.К.Р.Л.
14 3 Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1 П.К.Р.Л.
15 4 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1 П.К.Р.Л.
16 5 Обобщение знаний об однородных членах предложения. Свободный диктант №2. 1 П.К.Р.Л.
17 6 Работа над ошибками. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного. 1 П.К.Р.Л
18 7 Сложное предложение и предложение с однородными членами. 1 П.К.Р.Л.
19 8 Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану 1 П.К.Р.Л.
20
21 9 Работа над ошибками. Контрольный диктант №3 по теме «Предложение»
Презентация проекта «Похвальное слово знакам препинания» 1 П.К.Р.Л.
Слово и его лексическое значение 4 3 1 22 1 Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение.
Тест №3 1 П.К.Р.Л.
23 2 Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. 1 П.К.Р.Л.
24 3 Синонимы, антонимы, омонимы. 1 П.К.Р.Л.
25 4 Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов Тест №4 1 П.К.Р.Л.
Состав слова. 15 1 14 26 1 Состав слова. Распознавание значимых частей слова. 1 П.К.Р.Л.
27 2 Состав слова. Корень слова. 1 П.К.Р.Л.
28 3 Правописание гласных и согласных в корнях слов. 1 П.К.РЛ.
29 4 Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах. 1 П.К.Р.Л
30 5 Упражнение в написании приставок и суффиксов.
Словарный диктант. 1 П.К.Р.Л.
31 6 Разделительные Ъ и Ь
Тест№5. 1 П.К.Р.Л.
32 7 Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. 1 П.К.Р.Л.
33
34 8
9 Контрольный диктант №4 по разделу «Вспоминаем, повторяем, изучаем».
Итоговый тест по темам « Текст. Предложение. Состав слова» 1
1 П.К.Р.Л.
35 10 Части речи. Морфологические признаки частей речи. 1 П.К.РЛ
36 11 Склонение имени существительного и имени прилагательного. 1 П.К.Р.Л.
37 12 Имя числительное. Глагол. 1 П.К.Р.Л.
38 13 Наречие как часть речи. 1 П.К.РЛ.
39 14 Правописание наречий. 1 П.К.Р.Л.
40 15 Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич Сером волке» 1 П.К.Р.Л.
Части речи.
Имя существительное. 122
40 16 24 41 1 Работа над ошибками. Повторение сведений об имени существительном.
Тест № 6. 1 П.К.Р.Л.
42 2 Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей. 1 П.К.Р.Л.
43 3 Распознавание падежей имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Словарный диктант. 1 П.К.Р.Л.
44 4 Упражнение в распознавании именительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. 1 П.К.Р.Л.
45 5 Упражнение в распознавании одушевлённых имен существительных в родительном и винительном падежах, имён существительных в дательном падеже. 1 П.К.Р.Л.
46 6 Упражнение в различении имен существительных в творительном и предложном падежах.1 П.К.Р.Л.
47 7 Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Тест № 7. 1 П.К.Р.Л.
48 8 Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных. 1 П.К.Р.Л .49 9 Упражнение в распознавании имён существительных 1 склонения. 1 П.К.Р.Л.
50 10 Сочинение по репродукции картины А. Пластова « Первый снег» 1 П.К.Р.Л.
51 11 2-склонение имён существительных. Словарный диктант. 1 П.К.Р.Л.
52 12 Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. 1 П.К.Р.Л.
53 13 3-е склонение имён существительных. 1 П.К.Р.Л.
54 14 Упражнение в распознавании имён существительных всех трёх типов склонения 1 П.К.Р.Л.
55 15 Проверка знаний о типах склонения. Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
Тест №8. 1 П.К.Р.Л.
56 16 Подробное изложение описательного текста на основе текста-образца и картины. 1 П.К.Р.Л.
57 17 Анализ изложений. Именительный и винительный падежи. 1 П.К.Р.Л.
58 18 Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.
Словарный диктант. 1 П.К.Р.Л.
59 19 Упражнение в правописании имён существительных в родительном падеже. 1 П.К.Р.Л.
60 20 Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. 1 П.К.Р.Л.
61 21 Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. 1 П.К.Р.Л.
62 22 Упражнение в правописании имён существительных в дательном и родительном падежах.1 П.К.Р.Л.
63 23 Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.1 П.К.Р.Л.
64 24 Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. 1 П.К.Р.Л.
65 25 Упражнение в правописании падежных окончаний имён существительных в творительном падеже. 1 П.К.Р.Л.
66 26 Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. 1 П.К.Р.Л.
67 27 Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. 1 П.К.Р.Л.
68 28 Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 1 П.К.Р.Л.
69 29 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. 1 П.К.Р.Л.
70 30 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
Тест №9. 1 П.К.Р.Л.
71 31 Подробное изложение повествовательного текста с продолжением. 1 П.К.Р.Л.
72 32 Работа над ошибками. Упражнение в правописании существительных с изученными орфограммами. 1 П.К.Р.Л.
73 33 Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» 1 П.К.Р.Л.
74 34 Работа над ошибками. Склонение имён существительных во множественном числе. 1 П.К.Р.Л.
75 35 Именительный падеж имён существительных множественного числа. 1 П.К.Р.Л.
76 36 Родительный падеж имён существительных множественного числа.
Словарный диктант. 1 П.К.Р.Л.
77 37 Родительный и винительный падеж имён существительных множественного числа. 1 П.К.Р.Л.
78 38 Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. 1 П.К.Р.Л.
79 39 Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.
Итоговое тестирование по теме «Имя существительное»№10 1 П.К.Р.Л.
80 42 Работа над ошибками.
Презентация проекта «Говорите правильно» 1 П.К.Р.Л.
Имя прилагательное. 33 16 17 81 1 Имя прилагательное как часть речи. 1 П.К.Р.Л.
82 2 Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе и числам. 1 П.К.Р.Л.
83 3 Составление описательного текста на тему « Любимая игрушка» 1 П.К.Р.Л.
84 4 Склонение имен прилагательных.
Тест№11 1 П.К.Р.Л.
85 5 Сочинение на тему « Чем мне запомнилась картина В.А.Серова « Мика Морозов» 1 П.К.Р.Л.
86 6 Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода 1 П.К.Р.Л.
87 7 Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. 1 П.К.Р.Л.
88 8 Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. 1 П.К.Р.Л.
89 9 Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. 1 П.К.Р.Л.
90 10 Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. 1 П.К.Р.Л.
91 11 Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах. 1 П.К.Р.Л.
92 12 Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. 1 П.К.Р.Л.
93 13 Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода.
Тест№12. 1 П.К.Р.Л.
94 14 Выборочное изложение описательного текста по рассказу Ю.Коваля «Капитан Клюквин» 1 П.К.Р.Л.
95 15 Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. 1 П.К.Р.Л.
9 16 Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе.
Словарный диктант. 1 П.К.Р.Л.
97 17 Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. 1 П.К.Р.Л.
98 18 Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. 1 П.К.Р.Л.
99 19 Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода. 1 П.К.Р.Л.
100 20 Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. 1 П.К.Р.Л.
101 21 Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. 1 П.К.Р.Л.
102 22 Свободный диктант №7 описательного текста 1 П.К.Р.Л.
103 23 Склонение имен прилагательных множественного числа. 1 П.К.Р.Л.
104 24 Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. 1 П.К.Р.Л.
105 25 Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах. 1 П.К.Р.Л.
106 26 Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа 1 П.К.Р.Л.
107 27 Подробное изложение повествовательно-описательного текста. П.К.Р.Л.
108 28 Анализ изложения и работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. 1 П.К.Р.Л.
109 29 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных. 1 П.К.Р.Л.
110 30 Анализ текста типа сравнительного описания. Составление описательного текста по аналогии с образцом. 1 П.К.Р.Л.
111 31 Тестовая работа по теме «Имя существительное. Имя прилагательное.»№ 13. 1 П.К.Р.Л.
112 32 Контрольный диктант №8 по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных» 1 П.К.Р.Л.
113 33 Работа над ошибками, допущенными в диктанте и тестовой работе.
Презентация проекта « Имена прилагательные в сказке А.С.Пушкина «Золотая рыбка» 1 П.К.Р.Л.
Местоимение. 8 3 5 114 1 Местоимение как часть речи. 1 П.К.Р.Л.
115 2 Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. 1 П.К.Р.Л.
116 3 Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений в косвенных формах. 1 П.К.Р.Л.
117 4 Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями
Словарный диктант. 1 П.К.Р.Л.
118 5 Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.
Тест№14. 1 П.К.Р.Л.
119 6 Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом текста. 1 П.К.Р.Л.
120 7 Анализ изложений и работа над ошибками. Упражнение в правильном написании местоимений 1 П.К.Р.Л.
121 8 Контрольный диктант по теме « Местоимение» 1 П.К.Р.Л.
Глагол. 37 12 25 122 1 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Глагол как часть речи (повторение). 1 П.К.Р.Л.
123 2 Изменение глаголов по временам. 1 П.К.Р.Л.
124 3 Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам. 1 П.К.Р.Л.
125 4 Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Март». 1 П.К.Р.Л.
126 6 Анализ ошибок, допущенных в сочинении .1 П.К.Р.Л.
127 7 Неопределённая форма глагола. 1 П.К.Р.Л.
128 8 Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределённой форме. 1 П.К.Р.Л.
129 9 Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами.
Тест№15. 1 П.К.Р.Л.
130 11 Изложение повествовательного текста по опорным словам. 1 П.К.Р.Л.
131 12 Спряжение глаголов (общее понятие) 1 П.К.Р.Л.
132 13 Распознавание лица и числа глаголов. 2-елицо глаголов. 1 П.К.Р.Л.
133 14 Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа. 1 П.К.Р.Л.
134 15 Упражнение в распознавании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами. 1 П.К.Р.Л.
135 16 I и II спряжение глаголов настоящего времени. 1 П.К.Р.Л.
136 17 Окончания глаголов I и II спряжения будущего времени.
Тест№ 16. 1 П.К.Р.Л.
137 18 Наши проекты «Пословицы и поговорки» 1 П.К.Р.Л.
138 19 Упражнение в написании личных форм глагола с ударными окончаниями. 1 П.К.Р.Л.
139 20 Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени. 1 П.К.Р.Л.
140 21 Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопеделённой форме и в написании безударных личных окончаний глаголов. 1 П.К.Р.Л.
141 22 Правописание безударных личных окончаний глаголов. 1 П.К.Р.Л.
142 23 Правописание безударных личных окончаний глаголов. 1 П.К.Р.Л.
143 24 Возвратныеглаголы. 1 П.К.Р.Л.
144 25 Проверочный диктант №10 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» 1 П.К.Р.Л.
145 26 Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание –тся и -ться в глаголах (общее представление). 1 П.К.Р.Л.
146 27 Упражнение в правописании –тся и -ться в возвратных глаголах. 1 П.К.Р.Л.
147 28 Составление рассказа по серии картинок. 1 П.К.Р.Л.
148 29 Правописание глаголов в прошедшем времени. 1 П.К.Р.Л.
149 30 Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. 1 П.К.Р.Л.
150 31 Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. 1 П.К.Р.Л.
151 32 Правописание глаголов в прошедшем времени. 1 П.К.Р.Л.
152 33 Краткое изложение повествовательного текста. 1 П.К.Р.Л.
153 34 Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи.
Тест№17. 1 П.К.Р.Л.
154 35 Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола. 1 П.К.Р.Л.
155 36 Контрольный диктант№11 по теме «Глагол». 1 П.К.Р.Л.
156 37 Работа над ошибками, допущенными в диктанте. 1 П.К.Р.Л.
Повторение изученного. 14 14 157 1 Повторение. Текст. Виды текстов. 1 П.К.Р.Л.
158 4 Предложение. Словосочетание. 1 П.К.Р.Л.
159 5 Повторение. Слово и его лексическое значение. 1 П.К.Р.Л.
160 6 Сочинение на тему «Моивпечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь» 1 П.К.Р.Л.
161-
162 7 Повторение. Состав слова..1 П.К.Р.Л.
163-
164 8 Повторение. Части речи.
Итоговый тест за год. 1 П.К.Р.Л.
165 9 Изложение повествовательного текста по цитатному плану. 1 П.К.Р.Л.
166 10 Анализ изложения. Части речи. 1 П.К.Р.Л.
167 11 Итоговый контрольный диктант № 12. 1 П.К.Р.Л.
168 12 Анализ контрольного диктанта. Повторение. 1 П.К.Р.Л.
169 13 Звуки и буквы. 1 П.К.Р.Л.
170 14 Игра «По галактике Частей Речи» 1 П.К.Р.Л.
5.Учебно-методическое обеспечение.
1. Учебник: «Русский язык» 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого-М.: Просвещение, 2007.
2. Канакина В.П. Русский язык 4 класс. Рабочая тетрадь: В 2-х частях.ФГОС3. Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 4 класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Г.А. Фомичёва М.:Просвещение, 2003.
4. Дидактический материал «Русский язык» 4 класс, В.П. Канакина М.:Просвещение, 1999.
5. «Радость познания в слове» В.П. Канакина М.: Просвещение, 1996.
6. «Тренажёр по русскому языку для начальной школы: Орфограммы» Л.Л. Бодрягина М.:Ювента, 2005.
7. «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Н.Г. Кувашова Волгоград:Учитель,2004
8. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-4 кл»
О.В. Узорова , Е.А. Нефёдова. – М.:ООО АСТ, 2001.