Программа подготовительного курса для детей шестилетнего возраста

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 19»











«АБВГДЕЙКА»

Программа подготовительного курса
для детей шестилетнего возраста



Обсуждено на заседании
методического
объединения учителей
начальных классов
протокол №____ от___________
руководитель
методического объединения
Галина Адольфовна Юрганова,
учитель начальных классов


Утверждено
педагогическим советом
протокол №____ от___________
директор школы______________











Составитель:
Галина Адольфовна
Юрганова,
учитель начальных классов

















Ленинск-Кузнецкий

Пояснительная записка

Вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности.
Программа подготовки детей к школе учитывает их возрастные особенности, помогает сформировать личностную и социально- психологическую готовность ребенка к обучению в начальных классах.
Готовность к обучению определяется пониманием ребенком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действия, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Подготовка к школе проводится по следующим основным направлениям:
- общее развитие (развитие памяти, внимания, интеллекта);
- воспитание умения произвольно управлять собой;
- формирование мотивов , побуждающих к учению.

Целью подготовительного курса является всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, которое в дальнейшем позволит им успешно овладеть школьной программой, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.

Данные цели реализуются путем решения следующих задач:
- формирование культуры общения и культуры поведения в
общественных местах;
- развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к
школе, новой социальной позиции школьника;
- развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе;
- развитие детской самостоятельности и инициативы;
- воспитание собственного чувства достоинства, самоуважения;
- укрепление и обогащение здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей;
- развитие элементарных математических представлений;
- развитие речи и фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики;
- развитие координации движений;
- овладение необходимыми навыками ручного труда;
- развитие вокально-хоровых навыков.



Обязательными условиями проведения занятий являются:
- использование игровых методов преподавания;
- смена видов деятельности;
- занимательность, наглядность;
- положительная оценка личных достижений каждого ребенка.

На протяжении всего подготовительного курса осуществляется связь с родителями в форме индивидуальных бесед с целью знакомства их с успехами ребенка и получения рекомендаций (по необходимости), позволяющих скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие в дальнейшем на успешность обучения.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (принцип психологической комфортности), помогающей раскрепощению его личности и активизирующей его творческую деятельность.






























Основные знания и умения обучающихся
по окончании подготовительного курса

В результате обучения по программе подготовительного курса дети должны уметь:
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию как
позицию ученика;
1) отчетливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;
- определять место звука в слове;
- различать гласные и согласные звуки;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять рассказ по иллюстрации или серии картинок;
- пересказывать сказку или рассказ с опорой на иллюстрацию;
- ориентироваться на странице тетради;
2) выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство
группы предметов;
- сравнивать группы предметов;
- понимать смысл действий сложения и вычитания, взаимосвязь целого и
частей;
- считать в пределах 10 (в прямом и обратном порядке);
- соотносить цифру с числом предметов;
- сравнивать числа в пределах 10;
- решение простых математических задач (с опорой на наглядность)
- различать геометрические фигуры;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги;
3) определять последовательность операций при изготовлении изделия и
выполнять действия в определенном порядке;
- пользоваться правилами безопасной работы с ручными инструментами;
- соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем месте;
4) правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими
материалами;
5)совместно исполнять хоровые произведения;
- чувствовать ритм музыки;
- давать характеристику музыкальным произведениям;
6) выполнять простейшие танцевальные движения, согласовывая их с
музыкой;
7) выполнять упражнения на равновесие и упражнения для правильной
осанки;
- владеть техникой построения, ходьбы, бега;
- выполнять комплекс упражнений для утренней гимнастики.



В результате обучения по программе подготовительного курса дети
должны знать:
- буквы русского алфавита;
- цифры от 0 до 9, знаки +, – , =;
- способ получения последующего и предыдущего числа в пределах 10
(+1, -1);
- названия месяцев, последовательность дней недели;
- название основных геометрических фигур;
- правила культуры труда;
- комплекс упражнений для утренней гимнастики.



































Календарно – тематическое планирование занятий подготовительного курса

«В ГОСТЯХ У БУКВОЕЖКИ»
(6 часов)

Данный раздел программы направлен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата. Курс решает вопросы подготовки детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культурной речи.

№ п/п
Тематика занятий
Кол-во
часов
Дата

1.
Устная и письменная речь.
Упражнения для развития глазомера.




2.
Предложение и слово.
Выполнение штриховки.




3.
Слог и ударение.
Обводка предметов по контуру.




4.
Звуки и буквы.
Обводка букв по контуру.




5.
Гласные и согласные звуки.
Раскрашивание узоров.




6.
Пересказ сказок с опорой на иллюстрации.
Письмо печатных букв по образцу.
















«ВЕСЁЛАЯ СЧИТАЛОЧКА»
(6часов)

Данный раздел программы направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта; понимать относительность свойств объекта; делать выводы, проверять их истинность и уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

№ п/п
Тематика занятий
Кол-во
часов
Дата

1.
Свойства предметов.
Сравнение предметов.




2.
Пространственные отношения (на, над, под, справа, слева и др.)




3.
Взаимосвязь между целым и частями.
Представление о действиях сложения и вычитания.




4.
Знакомство с числами и цифрами (от 0 до 9).




5.
Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.




6.
Знакомство с геометрическими фигурами.
Их распознавание.






















«В ГОСТЯХ У САМОДЕЛКИНА»
(3 часа)

Данный раздел программы закладывает основы для понимания конструкций различных предметов; знакомит детей с различными материалами, развивает внимание, наблюдательность, память, воображение, фантазию, творческое отношение к труду; формирует навыки культуры труда; воспитывает умения работать в паре, в коллективе.

№ п/п
Тематика занятий
Кол-во
часов
Дата

1.
Поделка «Домик».
Аппликация из геометрических фигур.
(Прием сборки из отдельных деталей).




2.
Поделка «Ёжик».
(Выполнение приемов лепки – разминание, раскатывание).




3.
Поделка «Ягодка».
(Прием отрывной аппликации).



























«ЛЕСЕНКА УСПЕХА»
(психологическое сопровождение дошкольников к обучению)
(4 часа)

Главным принципом данного раздела является создание благоприятной атмосферы среди детей; повышение открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

№ п/п
Тематика занятий
Кол-во
часов
Дата

1.
Знакомство детей друг с другом.
Упражнения «Снежный ком», «Ветер дует на »




2.
Мои телесные ощущения. Упражнения «Я люблю, конечно, всех, но особенно», «Найди друга», «Что я написал».




3.
Мои чувства и эмоции. Упражнения «Закончи предложения», Угадай чувство», «Пальцы», «Ток».




4.
Какой «Я». Упражнения «Автопортрет», Кто самый», «Комплимент», «Паровозик».
























«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
(5 часов)

Данный раздел программы направлен на приобщение детей к музыке; формирование музыкальных интересов; развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма; музыкально-ритмических движений.

№ п/п
Тематика занятий
Кол-во
часов
Дата

1.
Здравствуй, музыка!




2.
Музыкальная игра «Теремок».




3.
Игра в оркестр.




4.
Песенка-чудесенка.




5.
Урок-концерт.






























«ТОПОТУШКИ»
(3 часа)

Данный раздел программы направлен на развитие у детей художественного воображения, творческих способностей; развитие исполнительских способностей; приобщение детей к богатству танцевального и музыкального народного творчества; развитие творческой инициативы, воображения, умения; постановка корпуса, рук, ног, головы; развитие координации движений.

№ п/п
Тематика занятий
Кол-во
часов
Дата

1.
«Зоопарк».Комплекс ритмических упражнений.




2.
«Кукла Полина». Обучение навыкам танцевальных движений. Элементы танцевальных движений.




3.
«Паровозик из Ромашково». Разучивание массовых танцев.





























«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»
(4 часа)

В данном разделе программы большое внимание уделяется сбережению здоровья детей, в том числе укреплению иммунной системе ребенка, за счет получения положительных эмоций, возникающих в процессе создания художественных образов.
Занятия направлены на активизацию психологических функций головного мозга обучающихся; развитие зрительной памяти, образного мышления и устойчивого внимания, воображения и фантазии; развитие мелкой моторики рук.

№ п/п
Тематика занятий
Кол-во
часов
Дата

1.
«Цветочная поляна».
Три основных цвета.




2.
«Волшебная радуга».
Пять красок – богатство цвета и тона.




3.
«Сказочная птица».
Изображение и фантазия.




4.
«Сказочная страна».
Декоративно-прикладное творчество.























«СПОРТИВНАЯ КАРУСЕЛЬ»
(5 часов)

Раздел программы направлен на соматическое развитие ребенка и охрану его здоровья. Задачи физического воспитания направлены на укрепление здоровья, улучшение осанки; развитие координационных движений; воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости; соблюдение правил техники безопасности; воспитание привычки к самостоятельным занятиям (утренняя гимнастика).

№ п/п
Тематика занятий
Кол-во
часов
Дата

1.
«Зайчики-попрыгайчики».
Обучение навыкам прыжковых упражнений.




2-3
«Веселые старты».
Всесторонне развивающие, игровые эстафеты.




4.
«Попади в цель».
Броски мяча с разного расстояния, разными способами, развивающие меткость и ловкость.




5.
«Поиграй со мной».
Подвижные игры, развивающие выносливость, ловкость, смелость.















15