Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание и особенности совладающего поведения в подростковом возрасте.


Духовно-нравственное воспитание и особенности совладающего поведения в подростковом возрасте.
А.В. Юдина
(УлГПУ им И.Н. Ульянова, г. Ульяновск,
научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии И.В. Скрипичникова)
Подростковый возраст является одним из самых сложных жизненных этапов становления личности. В данный период ребёнок проживает переход из детского возраста во взрослую жизнь. Сами дети изначально настроены на это, и в определённый момент начинают считать себя абсолютно взрослыми. Для своих родителей и для других взрослых они все еще остаются детьми. Вот это противостояние взрослых и детей приводит к борьбе между ними. Подростки пытаются обрести свободу и казаться взрослыми для других. Дабы осуществить это они прибегают к неодобряемым обществом способам доказательства своей взрослости. Они начинают вести себя вызывающе, показывая тем самым свою самостоятельность и желаемую мнимую свободу.
Проблема отклоняющегося от норм поведения подростков в настоящее время очень распространена. Увидев на улице подростка с бутылкой алкогольного напитка в руке или сигаретой, уже никто удивляется. Это стало в порядке вещей. Даже страшно подуть о том, что это постепенно превращается в норму. На замечания и поучения взрослых эти подростки в лучшем случае не реагируют, в худшем – отвечают агрессией. Возникает вопрос, почему же у подростков такая реакция? Ведь то, что говорят взрослые, направлено лишь на их благо, никто не хочет им навредить. Обыватели говорят о падении нравов, о слабом духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, как со стороны родителей, так и со стороны образовательных учреждений, в целом о кризисе нравственности в современном обществе. Однако с психологической точки зрения подобное поведение интерпретируется иначе.
Негативная реакция подростков во взаимоотношении со взрослыми является психозащитным механизмом личности. Ведь лучшая защита – это нападение. Данный механизм подростки используют неосознанно. Он является у них ведущим в данный период жизни. В силу своей неопытности разрешения конфликтных ситуаций, они не затрачивают свои ресурсы на поиск других вариантов решения проблем. В виду своих возрастных особенностей, связанных с повышенной эмоциональной чувствительностью, у них преобладает пассивная форма совладающего поведения. В данный период идёт активное формирование индивидуального стиля совладающего поведения [5].
Впервые термин «защита» был самостоятельно использован З.Фрейдом в работе «Защитные нейропсихозы». Позднее он подробно описал функциональное назначение защиты и её цель, которая заключается «в ослаблении интрапсихического конфликта (беспокойства, напряжения), обусловленного противоречиями между импульсами бессознательного и интериоризированными требованиями внешней среды, возникающего в результате социального взаимодействия» [3]. Взгляды А.Фрейд не отличались от взглядов отца. Она попыталась создать целостную теоретическую структуру защитных механизмов [4]. В отечественной психологии данной тематикой занимались Ф.В.Бассер, Е.Т.Соколова, В.К.Мяглер, А.А.Налчаджян.
Термин «копинг» в своих работах впервые начал использовать Л.Мерфи в 1962 году. Данный термин он рассматривал в контексте стремления индивида решить определенную проблему, копинг является как врожденной манерой поведения (рефлекс, инстинкт), так и приобретенной, дифференцированной формой поведения (владение собой, сдержанность, склонность к чему-либо). Фактически он уже на начальном этапе изучения копинга обратил внимание на его связь с индивидуально-типологическими особенностями личности и предыдущим опытом преодоления стрессовых ситуаций. Основные концепции копинг-процессов были разработаны Б.Лазарусом, который является одним из основоположников данной теории [1]. В отечественной психологии представителями теории о копинг-стратегиях являются Л.Собчик, Т.Л.Крюкова, Н.А.Анциферова, В.И.Голованевская и другие.
В последнее время увеличился интерес к изучению механизмов совладания у подростков, с отклоняющимися формами поведения (Н.А.Ситора, Т.Л.Крюкова, С.А.Хазова, В.М.Ялтонский). В качестве копинг-стратегий, используемых подростками с данной формой поведения, выступают: осмотрительность; замыкание в себе; ограждение себя; отказ от участия в происходящем; вызывающее отношение к окружающим; бегство в свой иллюзорный мир; отказ от борьбы и поиск безопасной устойчивой обстановки.
Копинг-стратегии подростков с девиантным поведением можно охарактеризовать как псевдоадаптивное дисфункциональное и пассивное дезадаптивное копинг-поведение [2]. Подростки в данный период ощущают себя беззащитными, им страшно входить в мир взрослых, хоть к этому они так безудержно стремятся. Поэтому важно начиная еще с дошкольного возраста закладывать в детей духовно-нравственный стержень, опору, которая позволит преодолеть все трудности этого переходного возраста.

Список литературы.
Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. – М.: Смысл. 2000. – 181с.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии – 1993. – №1. – С.53–59.
Фрейд. А., Психология я и защитные механизмы. – М.: Педагогика, 1993. – 144с.
Шитроо В. А. Исследование групповых защитных механизмов. // Психологический журнал – 2001. – №1. – С.36-38.
Ялтонский В. М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией. // Диссертация доктора медицинских наук. СПб. 1995. 396с.