Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для ученика 9 класса


МБОУ «Нижнегорская средняя общеобразовательная школа № 2»
Нижнегорского района
Республики Крым
Рассмотрена
на заседании ШМО
руководитель ШМО ___________ С.В.Рыженко
Протокол №_____
от «___» ___________2015 г.
Согласована
ЗДУВР
__________ Н.А. Возгрина
«___» _________ 2015 г.
Согласована с изменениями
__________ Н.А. Возгрина
«____» ___________20__ г. Утверждена
Директор МБОУ «Нижнегорская СОШ № 2»
____________ А.П. Толмач
Приказ №___
от «____» _____2015 г.
Утверждена с изменениями
__________ А.П. Толмач
«____» ___________20__ г.
Рабочая программа
по предмету «Физическая культура»
для ученика 9-А класса Куликова Игоря
основного общего образования. Базовый уровень.
(0.5 часа в неделю, 18 часов в год)
2015 – 2016 учебный год
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программ А.П.Матвеев «Физическая культура» 5-9 класс,– М., Просвещение, 2011 г.

Составитель:
Сечин А.И., учитель физической культуры,
высшая квалификационная категория
п. Нижнегорский, 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету физическая культура 9 класс. Срок реализации 1 год. Составитель программы: Сечин Александр Иванович, специалист высшей категории Нижнегорской общеобразовательной школы I-III ступеней № 2 пгт. Нижнегорский, 2015 год.
Пояснительная записка.
Цели и задачи курса "Физическая культура»: Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» в основной школе входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и являются основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика для занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлиненных переменах и группах продленного дня), внеклассной работой про физической культуре
( группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слеты и походы)- достигается формирование физической культуры личности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе « О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ. Данная программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических. Но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и координационных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. Принимая во внимание главную цель развития отечественной системы школьного образования и необходимость решения вышеназванных задач образования учащихся Ш-1Г классов в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса; педагогика сотрудничества, деятельностный подход; интенсификация и оптимизация; соблюдение дидактических правил; расширение меж предметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей; построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей; изменении сути педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству.
Гуманизация педагогического процесса заключается, а учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и склонностей. Учителя обязаны предоставлять детям разно-уровневый, по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Осуществление принципов демократизации и германизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества - идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности. Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это переход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом; применение активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно - алгоритмического типа групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
В основу планирования учебного материала в логике поэтапного его освоения было положено соблюдение дидактических правил - от известного к неизвестному и от простого к сложному. Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения меж предметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, гигиены, физиологии, психологии и др. Уроки физической культуры - это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
На уроках физической культуры в классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных занятий в этих классах является углублённое обучение базовым двигательным действиям, включая техник основных видов упражнениями на основные системы организма.
Одна из главнейших задач уроков - обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости), а также сочетание этих способностей.
Большое значение в подростковом возрасте придаётся решению воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. На уроках физической культуры учитель должен обеспечить овладение учащимися организаторскими навыками проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; содействовать формированию у подростков адекватной оценки их физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Обоснование выбора данной программы.В программе А.П.Матвеева используется комплексный подход. Программа содержит материал четырех взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; внеклассная работа; физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. В программе:
наличие базовой и вариативной части;
подробное описание содержания и методов физического воспитания, как для урочной, так и для внеклассной работы:
удобная форма изложения материала, позволяющая легко планировать работу.
Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и др. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет учителю содействовать развитию у учащихся психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления.
Содержание курсаЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально - прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур. Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культуры.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкульт. пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической подготовкой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Общая характеристика учебного курсаПредметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с обще развивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Нормативная база и содержание курса основаны на положениях нормативно - правовых актов Российской Федерации, в том числе:
требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования:
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина:
Закона «Об образовании»;
Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.:
примерной программы основного общего образования:
приказа Мин. обр. науки от 30 августа 2010 г. М 889
Технологии курса.Технология физического воспитания учащихся старших классов - это совокупность методов, форм и условий занятий, направленных на оздоровление организма, совершенствование физических способностей
Типы уроков физической культурыВ основной школе рекомендуются три типа уроков физической культуры: с образовательно-познавательной направленность, с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленность. Эти уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные уроки (когда на уроке решается несколько педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащиеся приобретают необходимые знания, знакомятся со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучаются умениям их планирования, и проведения и контроля. На этих уроках учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются преимущественно для обучения умениям и навыкам материала базовых видов спорта. На этих же уроках осваиваются также знания, которые относятся к предмету обучения (например, терминология избранной спортивной игры, техника выполнения соответствующих приемов, тактика игры и т.п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью проводятся по типу целенаправленной физической подготовки. Иначе говоря, здесь решаются задачи направленного развития (тренировки) кондиционных и координационных способностей. На них следует соблюдать соотношение объёмов тренировочной нагрузки при развитии разных физических способностей и одной физической способности, когда применяются упражнения более общей и специальной направленности, Показатели объёма интенсивности и координационной сложности используемых упражнений должны постепенно повышаться в соответствующем цикле тренировочных уроков. На уроках с образовательно-тренировочной направленностью школьникам необходимо сообщать также сведения о физической подготовке, физических способностях, показателях их развития у подростков от 11 до 15 лет, физической нагрузке и её влиянии на развитие разных систем организма. Кроме этого, на этих уроках учащиеся должны получать сведения о способах контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, о способах её регулирования в процессе выполнения разных физических упражнений.
В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий.
Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достигается чёткой постановкой общей цели физического воспитания в школе, педагогических задач по освоению конкретного раздела или темы программы, а также в результате обучения детей двигательным действиям (навыкам), освоения теоретических и методических знаний в области физической культуры, приобретения умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную
деятельность и достижения соответствующего уровня двигательных способностей. Усилению мотивации занятий на уроках способствует привлечение подростков к судейству, руководству командой или отделением, помощи в обучении, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений.
Обучение сложной технике основных видов спорта основывается на приобретённых в начальной школе простейших двигательных умениях и навыках. Высокое качество этого процесса обеспечивается умелым применением подводящих и подготовительных упражнений, расчленённого и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения (проблемное и программированное обучение, метод сопряжённого обучения и развития двигательных качеств, круговая тренировка и др.).
В старшем школьном возрасте техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику, прежде всего, правильно (т. е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. В этой связи педагог должен умело переходить от стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам.
В свою очередь, в данный период жизни детей развитие координационных способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а также выносливости и гибкости. Для этого на уроках учителя физической культуры должны постоянно применять обще развивающие и специально развивающие координационные упражнения и чередовать их с упражнениями, воздействующими 1 на указанные координационные способности.
В 5-9 классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры.
При выборе содержания и методов проведения урока необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности занимающихся. При соответствующих условиях целесообразно объединять параллельные классы для раздельного обучения мальчиков и девочек.
В подростковом возрасте усиливается значимость обучения учащихся знаниям по физической культуре, формы передачи которых на уроке зависят от содержания самих занятий, этапа обучения, условий проведения занятий и других факторов. Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Однако знания становятся руководством к действию лишь при двух условиях: во-первых, при объективном отражении закономерностей изучаемых двигательных действий и, во- вторых, если они органично включены в разнообразную деятельность учащихся. Знания надо сообщать таким образом, чтобы этот процесс не влиял на двигательную активность учащихся. Одним из возможных методических требований к сообщению знаний является реализация в практике меж предметных связей с другими общеобразовательными предметами (физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.). При передаче знаний в подростковом возрасте очень важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимодействий партнера и др.). Усвоение знаний учениками надо контролировать на основе наблюдения, устного и письменного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике.
Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности подростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», к своим физическим и психическим возможностям.
Чтобы содействовать укреплению здоровья, уроки по физической культуре необходимо проводить преимущественно на открытом воздухе: при этом костюм учащегося должен соответствовать погодным условиям и гигиеническим требованиям. При наличии определённых условий целесообразно приучать школьников заниматься босиком. Непосредственное решение оздоровительных задач на уроке важно связать с воспитанием ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, на соблюдение правил личной гигиены вне стен школы.
Рассмотрим далее особенности организации и методики уроков разных типов. Подготовительная часть уроков с образовательно-познавательной направленностью, длительностью до 5-6 мин, включает в себя как ранее разученные тематические комплексы упражнений для развития координационных способностей, гибкости и формирования правильной осанки, так и упражнения обще развивающего характера. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтальным, групповым и индивидуальным способом. Основная часть может состоять из двух компонентов: образовательного и двигательного. Образовательный компонент может примерно длится от 3 до 15 мин. дети постигают учебные знания и знакомятся со способами осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока следует проводить обязательную разминку (5-7 мин), которая должна соотноситься с основными задачами, решаемыми во время двигательного компонента. Во время основной части двигательного компонента подростки обучаются двигательным действиям, и здесь же решаются задачи развития физических способностей. В случае если урок проводится по типу целевого урока, то всё учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
Уроки образовательно-обучающей направленности планируются и проводятся наиболее традиционно, в соответствии с логикой поэтапного формирования двигательного навыка (от начального обучения, углублённого разучивания и закрепляются до этапа совершенствования). Динамика нагрузки на этих уроках задается в соответствии с закономерностями постепенного нарастания утомления, а планирования задач развития физических способностей осуществляется после решения задач обучения.
Отличительными особенностями целевых уроков с образовательно-тренировочной направленностью являются: обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока; относительная продолжительность заключительной части урока (7-9 мин); использование двух режимов нагрузки - развивающего (пульс до 160 уд. мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд. мин); индивидуальный подбор учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
Подчеркнём, что каждый из рассмотренных типов уроков физической культуры должен нести в себе образовательную направленность и по возможности включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельное выполнение физических упражнений и учебных заданий учителя). Приобретаемые учащимися знания и умения должны впоследствии включаться в систему домашних занятий, успешно справиться с которыми должен помочь им учебник физической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТРИАЛА Основы знаний о физической культуре, умения и навыки (в процессе уроков)
9 класс
Естественные основы. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
Социально-психологические основы. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию.
Культурно-исторические основы. Олимпийское движение в России, выдающиеся успехи отечественных спортсменов. Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания.
Приемы закаливания. Водные процедуры. Правила и дозировка.
Способы самоконтроля. Релаксация (общие представления).
Спортивные игры.
9 класс. Командные (игровые) виды спорта. Терминология избранной спортивной игры. Правила соревнований по футболу (мини-футболу), баскетболу (мини-баскетболу), волейболу. Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми. Помощь в судействе. Гимнастика с элементами акробатики.
9 класс. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости. Страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности. Профилактика травматизма и оказания до врачебной помощи.
Легкая атлетика.
9 класс. Терминология разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения. Правила соревнований в беге, прыжках и метаниях. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Подготовка места занятий. Помощь в су действе. Кроссовая подготовка.
9 класс. Теоретическое понятие о беге.Переменный бег. Равномерный бег. Бег по пересеченной местности. Бег на 1000 м.; 2000 м.; 3000 м
Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре.
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:
1. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка «5» (12, 13, 14) Оценка «4» (9, 10, 11) Оценка «3» (6, 7, 8) Оценка «2» (5, 4, 2,)
За ответ, в котором: За тот же ответ, если: За ответ, в котором: За непонимание и:
Учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности. В нём содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки. Отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. Не знание материала программы.
2. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка «5» (12, 13, 14) Оценка «4» (9, 10, 11) Оценка «3» (6, 7, 8) Оценка «2» (5, 4, 3, 2, 1)
Учащийся умеет:
- самостоятельно организовать место занятий;
-подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;
- контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги. Учащийся:
- организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;
- допускает незначительные ошибки в подборе средств;
- контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги. Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов.

При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике – путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физкультура
для 9-х классов(устно знать).
Виды испытаний Мальчики Девочки
5 4 3 5 4 3
Прыжок в длину с места 210 190 170 190 170 160
Прыжок в длину с разбега 400 380 330 370 330 290
Прыжок в высоту с разбега 120 115 110 110 105 100
Прыжки со скакалкой за 30с. 65 50 40 70 60 45
Поднимание туловища за 30с 26 21 18 23 20 17
Отжимание 30 25 18 20 16 12
Отжимание в упоре на брусьях 15 8 5 - - -
Подтягивание 10 7 4 18 14 8
Поднимание ног до<90градусов 16 13 10 19 16 13
Метание мяча на дальность 40 34 26 30 23 18
Челночный бег 3X10 8.1 8.7 9.0 8.6 9.4 9.9
Бег 1000м 3.40 4,20 5,00 4.20 4.40 5.30
Бег 1500м 6,40 7,30 9,00 7,20 8,50 10,00
Бег 800м 2,55 3,20 4,20 3,30 4,10 5,20
Бег 400м 500 м. (д) 1,14 1,28 1,50 1.55 2.15 2,40
Бег 60м 8.7 9.1 10.6 9.4 10.0 11,2
Бег 30м 4.8 5.1 6,0 5.0 5.8 6.2
Удержание ног под <90градусов на ш/стенке (с) 13 11 9 14 12 10
Прыжок со скакалкой за 1 минуту 140 90 70 140 90 70
Вис на перекладине (сек) 45 35 20 28 25 12
Пистолеты с опорой на одну руку, на правой и левой ноге 12 10 8 11 9 7
Бег 2000м, 9.20 10.00 11.00 10.40 11.30 12.00
Наклоны сидя 12 8 4 21 12 7
Распределение учебного времени
прохождения программного материала по физическойкультуре
для ученицы 9-А класса Куликова Игоря

п/п Вид
программного
материала. I чет. II чет. III чет. IV чет. Всего часов
1. Раздел1. Знания о физической культуре. 1-4
5-6 10-12 9
2. Раздел 2. Организация и проведение занятий профессионально-прикладной подготовкой 7-9 13-14 15 6
3. Раздел 3. Виды двигательной деятельности 16-18 3
4. Резерв
5. Итого 4
5 5 4
18

Учебно-методический комплект.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классы Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич . Москва «Просвещение» 2008.
Учебники:
1. Авторы: М.А.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова, В.А.Соколкина, Г.А.Баландин, Н.Н.Назарова, Т.Н. Казакова, Н.С.Алёшина, З.В.Гребенщикова, А.Н.Крайнов
Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
2. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
Физическая культура 8 – 9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
3. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
Физическая культура 10 – 11 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2011.
Материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету «физическая
культура»
Д - демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);
К - полный комплект (для каждого ученика);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)

п/п Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения Количест
во 1 Основная литература для учителя
2 Стандарт начального общего образования по физической культуре
д 1.2 Лях В.И., Зданевич A.A. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов.- М.: Просвещение, 2008. д 1.3 Лях В.И. Мой друг - физкультура. Учебник дли учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2005. ф 1.4 Рабочая программа по физической культуре д 2 Дополнительная литература для учителя 2.1 Дидактические материалы но основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» ф 2.2 Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. - М., Физкультура и спорт, 1998. д 2.3 Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г. д 2.4 Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы. Издательство «Первое сентября» 2002 г. д 2.5 Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва 1998. д 3 Дополнительная литература для обучающихся 3.1 Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению. д 4 Технические средства обучения 4.1 Музыкальный центр д 4.2 Аудиозаписи д 5 Учебно-практическое оборудование 5.1 Козел гимнастический П 5.2 Канат для лазанья П 5.3 Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) П 5.4 Мячи: набивные весом 1кг, 2кг, баскетбольные, волейбольные, футбольные К 5.5 Палка гимнастическая К 5.6 Скакалка детская К 5.7 Мат гимнастический п 5.8 Гимнастический подкидной мостик Д 5.9 Кегли к 5.10 Обруч пластиковый детский д 5.11 Планка для прыжков в высоту Д 5.12 Флажки разметочные д 5.13 Рулетка измерительная к 5.14 Аптечка Д Календарно-тематическое планирование
для ученицы 9-А класс Куликова Игоря
№ Тема урока и вид учебной деятельности Требования к уровню подготовки Дата
план. факт
1. Физическая культура в современном обществе Знать о значении ф.к. 03.09 2. Всестороннее и гармоничное физическое развитие Понимать о значение физ.развития 17.09 3. Спортивная подготовка Знать формы и особенности спортивной подготовки 01.10 4. Адаптивная и лечебная физическая культура. Знать определение и с какой целью её развивают в обществе 15.10 5. Коррекция осанки и телосложения Опросить по пройденным темам, знать показатели и причины осанки 05.11 6. Восстановительный массаж Знать правила выполнения и приёмы 19.11 7. Организация и проведение самостоятельных занятий спортивной подготовкой Составление плана занятий 03.12 8. Как учитывать индивидуальные особенности при составлении планов тренировочных занятий Знать особенности 17.12 9. Туристические походы как форма активного отдыха Знать виды туризма 14.01 10. Здоровье и здоровый образ жизни Иметь понятие 28.01 11. Правила поведения банных процедур Иметь понятие 11.02 12. Оказание доврачебной помощи во время занятий физическими упражнениями и активного отдыха Иметь понятие 25.02 13. Профессионально-прикладная физ. подготовка Знать задачи подготовки 10.03 14. Физические упражнения
для самостоятельных занятий ПФП Знать упражнения 24.03 15. Измерение функциональных резервов организма Провести измерение 07.04 16. Физкультурно-оздоровительная деятельность 21.04 17. Спортивно-оздоровительная деятельность 05.05 18. Спортивно-оздоровительная деятельность 19.05