Рабочая программа по предмету: Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. 2 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №15»
г.Салавата
___________А.И.Васильев
Приказ от 28.08.2015 №220
Адаптированная рабочая программа
по предмету
«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»
на 2015-2016 учебный год
Класс 2Е
Учитель Лунёва О.А.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО зам.директора по УВР
_______________________ ____________/Г.В.Канарова/
Протокол № 1 от «27» августа 2015 «28»августа 2015
__________В.В.Пыпина
г. Салават
2015год
Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (для детей с задержкой психического развития).
Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Цель: формирование элементарных представлений и понятий об окружающем мире.
Изучение курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» в начальной школе направлено на достижение следующих задач:
- расширять и обогащать представлениеоб окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обогащать, конкретизировать, делать элементарные выводы;
- устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
- развивать аналитико – синтетической деятельности учащихся.
Занятия по данному предмету имеют интегрированный характер. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развитие учащихся. Использование таких форм обучения, как индивидуально-дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения, занимательные задания, загадки, ребусы, наглядные средства обучения, положительно влияют на познавательную активности.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
В программу по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи включены темы по изучению этно- культурного потенциала. Дети знакомятся с природой, животными и растениями родного края, с сезонными изменениями в природе на территории Башкортостана. ЭКП составляет 10% от всего изученного материала.
Место предмета в базисном учебном плане.
Место предмета «Ознакомления окружающего мира и развитие речи» в базисном учебном плане предусматривает обязательное изучение окружающего мира и развитие речи. Данная программа рассчитана на 34 часа (2 ч в неделю).
Количество часов
1 триместр 2 триместр 3 триместр Итого за год
кол.ч. кол.ч. кол.ч. кол.ч.
10 14 10 34
Содержание программного материала
Содержание предмета «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» отражает основные направления работы и включает следующие разделы.
Название раздела Количество часов по рабочей программе
Сезонные изменения в природе. 8 ч
Школа, пришкольный участок 3 ч
Дом, квартира, домашний адрес. 1 ч
Дорога в школу и домой 1 ч
Семья 1 ч
Одежда. Обувь 5 ч
Овощи. Фрукты. 3 ч
Деревья. 1 ч.
Комнатные растения. 1 ч.
Раннецветущие растения. 1 ч.
Домашние животные. Дикие животные. Птицы Насекомые. 4 ч.
Охрана здоровья. 3 ч.
Повторение. 2 ч.
Итого 34 ч.
Сезонные изменения в природе (8 ч)
Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц. В зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз. В весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев. Сезонные изменения. «До свидания, лето!» Начало осени. Наблюдение за сезонными изменениями в природе «Здравствуй осень. Золотая осень. Признаки зимы. Сезонные изменения в природе. Весна пришла. Вот и осень прошла. Итоги осени. Первые признаки зимы.
Школа, пришкольный участок (3 ч.)
Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Наша школа. Экскурсия. Пришкольный участок. Спортивная площадка, площадка для игр
Дом, квартира, домашний адрес (1 ч.)
Семья (1 ч.)
Дорога в школу и домой (1 ч.)
Одежда. Обувь (5 ч.)
Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, проветривание, хранение). Обувь. Виды обуви. Сезонная обувь. Уход за обувью. Практическая работа.
Овощи. Фрукты. (3 ч.)
Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. (1 ч.)
Комнатные растения. (1 ч.)
Раннецветущие растения. (1 ч.)
Домашние животные. Дикие животные. Птицы. Насекомые. (4 ч.)
Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения. Домашние и дикие животные. Сравнение. Ворона, воробей или другие местные птицы.  Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья (3 ч.)
Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение (2 ч.)
Требованию к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные общения;
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на вопрос;
- составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов;
- использовать предлоги и некоторые наречия.
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов и их частей;
- обобщающие названия изученных групп предметов.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Тематическое планирование

п/п Дата Тема урока Примечание
План Факт 1 триместр
07.09 Сезонные изменение на территории республики Башкортостан «До свидания, лето!» 14.09 Сезонные изменение на территории республики Башкортостан. «Здравствуй, осень!» 21.09 Начало осени. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. 28.09 Экскурсия. Золотая осень. 05.10 Наша школа. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. 1210 Экскурсия. Пришкольный участок. Спортивная площадка, площадка для игр. 19.10 Дом. Квартира. 26.10 Дорога в школу и домой. 02.11 Семья. Семья, дома. 09.11 Деревья: берёза, клён. Практическая работа №1 «Зарисовка частей дерева» 2 триместр
23.11 Экскурсия. Вот и осень прошла. Итоги осени. Первые признаки зимы. 30.11 Овощи: морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. 07.12 Фрукты: лимон, апельсин. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. 14.12 Овощи, фрукты. Сравнение. 21.12 Экскурсия. Зимние забавы детей. Башкирские народные игры. 28.12 Экскурсия. Признаки зимы на территории республики Башкортостан. 11.01 Одежда. Виды одежды. 18.01 Практическая работа. «Уход за одеждой» 25.01 Обувь. Виды обуви. 01.02 Сезонная обувь. Уход за обувью. 08.02 Дикие животные: заяц. 15.02 Домашние животные: кролик. Дикие и домашние животные 22.02 Сезонные изменения в природе на территории республики Башкортостан. Весна пришла. 29.02 « Одежда» Загадки, ребусы 3 триместр
07.03 « Обувь» Составление таблицы « Сезонная обувь. 14.03 Викторина. Дикие и домашние животные. 21.03 Раннецветущие растения на территории Башкортостана. 28.03 Птицы: ворона. Птицы: воробей. Внешний вид. Где живут, чем питаются. 04.04 Насекомые: жуки, бабочки. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. 18.04 Птицы и насекомые. Сравнение. 25.04 Охрана здоровья. Строение тела человека. Правила гигиены. Практическая работа . 16.05 Правила гигиены: волосы, кожа, ногти. 23.05 Повторение. Сезонные изменения в природе. Весна пришла. 30.05 Повторение. Птицы и насекомые. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных школ образовательных учреждений 7 вида-М: «Просвещение», 2012 г (допущено Министерством образования Российской Федерации)
2. Худенко, Е. Д., Барышникова. Д. И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром во 2  классе специальных (коррекционных) школ 8 вида. Москва «Аркти», 2013год.
Интернет-ресурсы:
Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/
Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
Сайт для учителя http://www.uroki.net/Сайт учителей начальной школы http://www.nachalka.com/Сеть творческих учителей http://it-n.ru/Сайт учителей начальной школы http://www.nachalka.com/Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц (магниты).
Компьютер (ноутбук).