Исследовательская работа Запреты и заповеди эвенков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Харыялахская средняя общеобразовательная школа
им. Х.А.Христофорова»
Тема доклада: «Запреты и заповеди эвенков»
Выполнила: ученица 4 класса
Иванова Сайана
Содержание.
Введение ………………………………………………1
Запреты и заповеди эвенков…………………………..2
Вывод…………………………………………………...6
Введение.
Тема моего доклада: «Запреты и заповеди эвенков»
Цель работы: исследование обычаев и традиций эвенков.
Актуальность: большинство этносов забывают свое наследие, теряется культура народа, в том числе его обычаи и традиции.
Эвенки один из древнейших народов Севера. Эвенки – это народ, который поклоняется Духам. Нас всюду окружают Духи, к ним нужно относиться почтительно: одаривать их подарками. Есть дух тайги, дух воды, дух огня и т.д. Духи одаривают за почтение богатой добычей рыбы, оленя, сохатого. Дадут здоровья, удачи. Обряды, обычаи – это часть культурного наследия народа.
Запреты и заповеди эвенков
У народов Севера широкое распространение получили запреты, заповеди, обереги, благопожелания и.т.д.
Эвенки все свои духовные ценности, свой жизненный опыт, знания, обычаи, обряды передавали от поколения к поколению в форме устного творчества.
Среди эвенков бытует множество запретов и оберегов ОДЁ и ИТЫ, в которых устной форме сосредоточены правила поведения в той или иной ситуации что плохо? Что хорошо? т.е неписанные законы жизни. Иты – наставления, сообщения. Правило поведения человека в жизни.
Оде – (оберег) поведение человека по отношению к огню как к живому духу-предку, покровительствующему человеку.
В старину эвенки своих детей с помощью запретов учили своим обычаям, учили как жить. Запреты и обереги касались всех сторон жизни эвенка:
Взаимоотношений между людьми
отношение к природе, к охоте, к животным
поведение детей, женщин, мужчин.
Живя на средней земле нашей Дулин Буга, эвенк должен помнить всегда восемнадцать основных заповедей, которые и составляют то, что называют словом ИТЫ:
1. Земли и Неба благословлением живет человек. Небо – родитель дает, Небо – родитель кормит. Противного ему не задумывай, противного ему не делай.
2. Всех и все земля растит, человек тоже ее соринка.
3. Все, что даруется Небом – родителем, не жалей для людей. Делись безвозмездно, соблюдая обычай Нимат. Еще ни один человек не умер оттого, что накормил сироту, поэтому Небо – родитель, благословляя, даст пищу тебе.
4. Жизнь прожить – не один горный перевал перевалить. Еще никто на свете, не испытав невзгод, не жил (досл.: еще никто, не переходя вброд бед, не жил).
5. Всяк живущий пару себе находит, всяк свой корень имеет.
6. Без женщины – матери как бы ты родился? Женщина семейство свое трудом рук своих содержит (досл.: пальцем своим растит). Матери, родителей и предков тропу торя, по следу их, идя, живи.
7. Как люди достойные живи (досл.: по следу человека иди), не обрубая тропы их. Сокровенные мысли друг друга, узнавая, душой внимая друг другу и понимая, люди жить должны. Свои прихоти во вред другим не убаюкивай, как младенца. Тех, кто раньше тебя солнце увидел, слушай (т.е. слушай советы старших).
8. Ветвью самостоятельной у дерева став, «Сам себе хозяин», - говоря, не думай. Доброе из себя наружу выпускай, а плохое - подавляй.
9. Недобрыми мыслями далеко не уйдешь, дорога их коротка и обрывочна. Лишь благими мыслями дорогу удлинишь жизненную. Добром движимая мысль длинный и долгий путь проходит.
10. Желание и страсть унизить человека из всех грехов греховнее, невинному вину находить – самый тяжкий грех. И самый невзрачный из людей гордостью людей стать может.
11. Не радуйся плохому, даже если от этого тебе нечаянная польза выйдет: ведь только ногти и волосы радуются смерти человека, ибо неудержимо расти на мертвом теле начинают.
12. Грехи невидимо приходят к человеку, поэтому не возгордись: лицо к лицу свое же худо повстречаешь, сзади внезапно настигнут, будешь тем, что сам плохого сделал, ведь если захочешь под землей скрыться – земля тверда, если захочешь на небо улететь – небеса высоко слишком.
13. Доброе и справедливое слово вечно, от ребенка твоего потомство шагать будет. Недоброе слово в пол-уха слушай, через другое выпускай, не оставляй в нутре своем.
14. Слов своих на землю не роняй, не разбрасывай.
15. Сам свой рот кормя и воспитывая, живи.
16. День длинен, год долог, говоря, не живи. Срок человеческой жизни на земле знай.
17. Двуногому ни в чем не уступай (т.е. будь не хуже других людей), завистливому не подражай, безрассудного тропу не выбирай для своего пути, хорошего человека себе в напарники – друзья ищи.
18. Очаг свой разожги, ребенка роди, скотину расти – корнем человека будь. Традиции Иты, запреты – обереги Одё, выполняя, живи.
ИТЫЛ:
1. Дуннэ-буга аидин бэе бидерэн. Буга бурэн, Буга улирэн. Бугаскакиэнэгунэ, бугаскакиэнэнекэрэ.
2. БутуннувэДуннэиргивки, бэеняндуннэтоктан.
3. Буга бунэвэн бэеду эври мулана, борилдыври, нимадыври, Аŋадяканма карайчадук умун-дэ бэе эчэ абулла. Буга буми, будиŋэн.
4. Бинивэбидэ – умуналакитэчэбирэ, ŋи-кэтбиргэвээнэолороэчэбирэ. Бинидуктулилиэтэнниŋэнэрэ.
5. Еми-да индери гохичивки бивки. Ахия ачиŋ идукбалдымчас? Ахи унякандиикэргэнмииргивки. Энинми-аминмиудяватынудянабидекэл.
6. Бэеудялинŋэнэкэл, бэеудяванэнэхакура. До довардолдынал, дял дялвар санал бэел бивкил. Мэн энэлгэви экэлбэлурэ. Дылачаванёгутичэчэлбэдолчаткал.
7. Халаŋокса, сулиŋочабихим, гуннэ, экэлдюлэви-нюнтокторо. Аявиювнэ, амŋавииргинэбидекэл.
8. Амаритпидялитпигоролоэтэннииста, аядялитпи-нюнбидиŋэс. Гиркулкан-аялкандялисдялувдиŋан-нюн.
9. Бэевэ хэргимнэри – одёдук одёкит. Буруйя ачинбэевэтырэрэкис – одё. Бэеухагун – бэесоргуновки.
10. Экэлокин-кат урунээруду: Бэебудэкин, охиткал, нюриктэарайурунывкил, де эхилэихэвдиŋэвунсомат, гуннэл. Бэедылванбучикса, екунаяванбакадиŋас?
11. Нэлумухи энэ ичэврэ эмэвки, экэл сокатта. Дюлэгитпи арчадиŋас эруви, амаргитпи боконмувдяс эруви – хэргискиŋэнэми, дуннэмаŋа, угискиŋэнэми – няŋнягороло.
12. Аятурэнмуданаачин, хутэдукисхутэлэсŋэнэдинэн. Уха турэнмэкалтакасендивидолчаткал, геливиювкэл.
13. Турэнми дуннэду энэ гарандара, тыкэн некэтми, горовоэтэнныиста.
14. Эруттурэтнэс си-ты удялисэмэдиŋэн, бокондинон. Эру турэнис дюлегидис арчадиŋан, амаргидис бокондиŋон, хутэлдулэсэмэдиŋэн.
15. Мэн амŋавииргинэбидекэл, хавалдяна.
16. Инэŋи эрдэ, анŋани ŋонум, гуннэ, экэл бирэ. Бэебинивэн, сана, бидекэл.
17. Абдува иргикэл, хутэвэ балдывкал, бэе тэкэнын окал. Дюр халгалканду дюлэви экэл бурэ, эру ехачива экэличэттэ, дюлэдюлэвиŋэнэдеривээкэлбодоро, аяватэричивкэл.
18. БэеИтыван, бэеодёкитвандялувна, бидекэл.
Видное место в системе традиционных верований эвенков занимали верования и обряды, связанные с промысловой деятельностью, цель которых – обеспечить успех в охоте и рыболовстве. Промысловые верования выражались в многочисленных правилах, приметах, запретах и обрядах.
Раньше эвенки – охотники использовали амулеты изготовленные из медвежьих лап, беличьих лапок, из носов соболей. В эвенкийских семьях имелись хранители очага, обереги в виде куклы Сэвэк, которые освящали окуриванием жира. Обереги наряжались в красивую одежду. Их нельзя было показывать посторонним. Хранила их женщина. Когда мужчина уходил на охоту, она доставала Сэвэк и просила его об удаче на охоте.
Обычаи.
1.Нимат – древний обычай. Помощь ближнему, знакомому, другу или сородичу. Для этого бесплатно отдают половину добычи или всю, если есть у него запас.
Нимат – это не долг, а помощь по неписанным законам. О возврате не может быть и речи.
2.Обязательное угощение приезжего человека, независимо от национальности, вероисповедания.
Гостя усаживали в лучшее место (малу) в противоположной стороне двери, угощали лучшим, что имелось в данный момент.
Обряды
1.Обряд имты (очищение) – кормление огня, окуривание жира и дыма священного можжевельника (сэнгкирэ).
2.Обряд хулганни – подвешивают разноцветные ленточки.
3.Обряд эллувка – при общении новорожденного к родному очагу.
4.Обряд синкэлэвун – добывания удачи.
Например:
1.Охотничьи запреты – запрещено надругательство над зверем и его останками,
2.нельзя причинять страдания животным, разорять гнезда птиц и даже ругать зверя словами.
3.нельзя разрубать череп медведя по горизонтали, т.е. поперек лица, а то при встрече другой медведь изуродует лицо охотника.
4.Нельзя хвалиться и шуметь, идя на охоту – не будет удачи на охоте.
5.Нельзя детям играть дичью – охоты не будет.
6.Охотнику, у которого дома покойник, нельзя выходить на охоту до появления новой луны или до первой грозы – утратит надолго удачу на охоте.
Запреты, связанные с болезнью, пронизывали все стороны духовной жизни, промысловой и хозяйственной деятельности. Беспомощность перед стихийными силами природы, незнание болезней, неумение с ними бороться приводили к суеверному страху, который заставлял верить и исполнять все поверья, запреты и обряды, связанные с болезнью.
Общие запреты:
1.нельзя обижать сироту – доля может перейти на обидчика; нельзя смеяться над калеками – их доля переходчива;
2.нельзя родственникам обмениваться ножами – поссорятся;
3.нельзя помешивать огонь острым предметом – не любит дух – хозяин огня.
4. Множество Одё было направлено на самосохранение и продолжение человеческого рода. Они являлись правилами жизни для мужчин, женщин, детей, семьи, рода. К примеру, близкие должны были неукоснительно следить, чтобы роженица выполняла следующие Одё: не ела несвежую пищу, если поест такую — сгорит от жара и умрет; не поднимала тяжелые вещи, не носила дрова, воду; за месяц до родов роженице нельзя было выделывать шкуры, шить. Подобные запреты сохраняли здоровье роженицы и будущего ребенка.
По верованиям эвенков, огонь обладал сверхъестественной силой изгонять злых духов. При помощи огня они очищали от злых духов юрты, при длительной неудаче в охоте – охотничье снаряжение, перед камланиями – шаманское снаряжение.
Эвенки считали, что окружающий мир населен множеством божеств, в подчинении которых находилась природа с ее таинственными силами, духов помощников, добрых духов, приносящих удачу в промысле, здоровье и благосостояние членам рода, злых божеств, несущих промысловые неудачи, болезни, несчастья. Чтобы противостоять им, зародились всевозможные запреты, обереги, поверья.
Вывод
Нам обязательно нужно сохранить культуру своего народа. Ведь они веками, закладывали прекрасные народные традиции. Помнят и бережно соблюдают их до сих пор. Прислушавшись к мудрым голосам предков, мы сможем строить свою жизнь по законам природы. Вносит свой весомый вклад в сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, культурных ценностей, вместе со всей огромной страной, мы переживаем ее непростую историю. Так как мы, живем с ними рядом и вместе. И должны уважать традиции этой земли!
Использованная литература.
Литература:
С.И.Николаев. Эвены и эвенки юго – восточной Якутии. Якутск 1964.
А.С.Шубин. Эвенки. Улан-Удэ 2007