Урок русского языка в 5 классе ФГОС по теме: Правописание чередующихся гласных в корнях кос- и кас-.
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ чередующихся гласных
в корне –кос- - -кас-.
Технологическая карта урока
Предмет Русский язык
Класс 6
Базовый учебник Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений » М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростенцова и др., М.:«Просвещение», 2011
Тема урока Правописание чередующихся гласных в корнях лаг-лож, раст-рос.
Тип урока Открытие новых знаний
Цели урока Образовательные: создание условий, способствующих повторению и обобщению знаний по теме "Правописание корней с чередующимися гласными" и применению их в сопоставлении с новым учебным материалом
Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.
Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, активной жизненной позиции.
Планируемые результаты Предметные: на основе сопоставления сформировать знания по теме "Правописание чередующихся гласных в корнях " и применять их ; видеть орфограмму и объяснять ее графически; отличать слова, сходные в произношении.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.
Технологии Личностно-ориентированная, коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения.
Формы работы Коллективная, групповая, самостоятельная
Внутрипредметные связи Фонетика (фонетические разборы в упражнениях), лексика (синонимия, лексическое значение слова), морфология (морфологический разбор имени существительного), формулировка вопросов по типу заданий ГИА,
Виды деятельности учителя Организует, направляет, контролирует, диагностирует.
Виды деятельности учащихся Разграничивают языковые явления, находят основание для классификации, находят и объясняют правописание орфограмм.
Виды используемых ИКТ Оборудование для дистанционного обучения в сельской школе, презентация
№ Этап урока Время (в мин.) Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты (УУД)
1. Организа-ционный момент 1 Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе:
- Прозвенел для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись Приветствуют учителя, проверяет готовность к уроку , настраиваются на работу. Коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, ситуации успеха
2 Мотивация к учебной деятельно-сти3 Предлагает выполнить задание:
1)вставить пропущенные буквы, выделить морфему, с которой работали
Р..стение р..скошныйотр..сли(волосы) р..саизл..жение л..зейкасл..гаемое к..сой(дождь)
к..саться(рукой) к..сарьк..снуться(мяча) перек..сился2) ответить на вопрос: какие виды орфограмм встретились в задании Выполняют задание, анализируют материал Познавательные:выдвигать аргументы. Регулятивные:формировать цель деятельности
3 Актуализа-ция знаний 3 Предлагает проанализировать ЛЗ корней слов
Создает проблемную ситуацию:
- Чем похожи слова правого и левого столбиков?
-Чем отличаются корни в этих словах?
-Почему гласные в этих словах считаются ошибкоопасными?
-Даваите сверим ответы Размышляют на лингвистические темы .Познавательные: сопоставление,структурирование знаний.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
4. Целеполага-ние1 Задает вопросы:
- Ребята, попытайтесь предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-А эта тема для вас новая?
- Какую же цель мы сегодня преследуем? Формулируют тему и цель урока:
« Правописание чередующихся гласных в корне кос/кас» Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: формулирование темы.
5. Изучение нового 6 Работа с учебником:с.63, параграф 29
Работают с материалом для самостоятельных наблюдений;
Формулируют правило;
Проверяют правильность формулировки по учебнику Познавательные: структурирование знаний, формулирование правила.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: самокоррекция5. Закреплениеизученного6 Создает проблемную ситуацию:
Выпишите предложения из упр.137 по группам Находят основание для классификации языковых явлений. Выполняют упр.137, графически объясняют правописание слов. Познавательные: структурирование знаний.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: самокоррекция.
6. Физминутка2 Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения:
-Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём. Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.
Настраиваются на позитивную работу в группах. 7. Обобщение изученного:
(работа в группах) 6
Учитель предлагает
выполнить упр.138 (различение ЛЗ слов с корнем кос/кас)
выполнить взаимопроверку
Выполняют упр. 138,
Обозначая изучаемую орфограмму;
Выполняют взаимопроверку Познавательные: умение строить высказывание, структурирование знаний.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.Личностные: обогащение словарного запаса.
8. Контроль усвоения материала 5
Проводит тестирование на различение корней с проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными; на правописание корней с чередующимися гласными (презентация)( Задания сформулированы по типу ГиА). Находят основание для классификации языковых явлений.
Участвуют в тестировании.
Проводят самоанализ и самопроверку. Регулятивные: контроль, самоконтроль.
Коммуникативные: понимать учебные задачи.
9. Подведение итогов урока 1 Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации. Анализируют свою работу и работу группы на уроке. Регулятивные: саморегуляция.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
10. Дифферен-цированное домашнее задание 2 Объясняет технологию выполнения домашнего задания (на выбор).1. Выполнить упр.139 из учебника.
2. Составить карточку для соседа на правописание изученных корней с чередующимися гласными (20 слов с пропущенными буквами в корнях);
Получают рекомендации к выполнению домашнего задания.
Записывают домашнее задание в дневники. Регулятивные: планирование.
Личностные: самоопределение.
11. Рефлексия 3 Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:
- На этом уроке я узнал, что...
- Мне было сложно, когда...
- Я удивился, когда…
-Я уверен ,что…
-Мне кажется, что…
Всем спасибо за урок! Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. Познавательные: рефлексия деятельности.
Личностные: самоопределение, самооценка.