Конспект на тему «Русские народные музыкальные инструменты»


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Шахтинский педагогический колледж»
Конспект пробного занятия
проведенного 3 «В» классе «Семицветик»
МБОУ лицей № 3
студенткой группы 4 «Д»
специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности»
Епанчиновой Анастасии Романовны
16 ноября 2015 года.
Учитель: Постушкова А.А. ___________________
Руководитель практики: преподаватель Краснолуцкая О.В. ___________________
Оценка: ____________________
Целевой блок
Тема занятия: «Русские народные музыкальные инструменты» 
Цель занятия:
формировать эмоционально-ценностное отношение к разнообразию явлений музыкальной культуры своего народа; развивать навыки слушания, исполнительства, эстетический вкус
Планируемые результаты: Личностные УУД:
проявление эмоциональной отзывчивости, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала и исполнении вокального произведения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: активизация поискового процесса у детей через решение проблемных ситуаций, участвуя в коллективном обсуждении, определяя и формулировать цель урока.
Познавательные: знакомство с новым направлением культуры – фольклор, знакомство с его основными направлениями.
Коммуникативные: сотрудничество педагога с учениками в форме диалога, исполнение песни хором, умение аргументировать свое мнение, понимая взгляды других, наблюдая за музыкой
Инструментальный блок
Тип занятия:
предъявление первичных знаний, повторение ранее изученного материала
Формы, приёмы и методы Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические
Образовательные ресурсы: ТСО, доска, компьютер, аудиоустройства
План занятия:
I.Организационный момент
-целеполагание
-объявление темы занятия
II.Основная часть
-слушание музыки
-разучивание песни
-слушание музыки с использованием метода пластического интонирования
III.Итог занятия
Литература и интернет-ресурсы:
http://www.shansonprofi.ru/archiv/lyrics/nikolskii/p4/nikolskii_moy_ded_kazak_.htmlhttps://www.proza.ru/2014/07/17/1467Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим наше увлекательное путешествие в мир музыки.
Иллюстрация на доске(народные инструменты)
Педагог: Ребята, обратите внимание на экран, как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?
Дети: о народных инструментах
Педагог: Молодцы! Да, сегодня на занятии мы будем знакомиться с народными инструментами.
Педагог: А кто же сочиняет народную музыку?
Дети: народ
Педагог: А как вы думаете, почему инструменты назвали народными?
Дети: ответы детей
Педагог: Правильно, потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди
Педагог: А какие народные инструменты вы знаете? Назовите их
Дети: (ответы детей)
- В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов.(Показ иллюстрации с изображением балалайки.)
Педагог:- Ребята, знаете, какой это музыкальный инструмент?Дети: ответы детей
Педагог:- Да, это балалайка. Русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на балалайках называют балалаечниками. Давайте послушаем, как она звучит. (Дети прослушивают фонограмму со звучанием балалайки. видео) 
Педагог:- Знакомимся со следующим инструментом!(Показ иллюстрации с изображением домры.)
Педагог:- Я думаю, что этот музыкальный инструмент вы ещё не видели!
Это – домра. Она тоже имеет 3 струны как балалайка, но отличается от неё! Давайте посмотрим, чем она отличается? (Сравниваем.)- А теперь давайте внимательно послушаем, как звучит домра.
Дети:………………(Дети слушают фонограмму со звучанием домры.) 
Педагог- Ребята, а вот этот музыкальный инструмент вы наверняка узнали!(Показ иллюстрации изображением гуслей).
Педагог:- Да, это гусли. Где вы могли слышать о них?
Дети:(Ответы детей.)
Педагог:- Послушаем, как звучат гусли. (Дети слушают фонограмму со звучанием гуслей.)
- Музыкантов, играющих на гуслях, называют гусляры.
- А вот ещё один русский народный инструмент.
(Показывает иллюстрацию с изображением жалейки.)
Педагог: Жалейка. Это духовой инструмент. Выглядит она, как небольшая трубочка. На её стволе находится от 3 до 7 игровых отверстий.(Дети слушают фонограмму со звучанием жалейки.) 
Педагог: Ребята, а вот этот музыкальный инструмент хорошо вам известен.(Показывает иллюстрацию с изображением баяна.)
Педагог: Кто скажет, как он называется?
Дети: (Ответы детей).
Педагог: Правильно, это музыкальный инструмент баян. Он оснащён пяти или трёхрядной правой клавиатурой и пяти или шестирядной левой клавиатурой.
Музыкантов, играющих на баяне, называют баянистами. Давайте послушаем, как он звучит.(Дети слушают фонограмму со звучанием баяна.) 
А также есть народные инструменты это ложки и бубенцы( показ инструментов)
Ложки – ударный инструмент, представляющий собой деревянные ложки, к рукоятке которой привязывали бубенчики В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большой величины. От того, что размеры разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте.
Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. В прорезях обруча парами прикрепляются тонкие пластинки, на них подвешиваются бубенчики. На нем играют, встряхивая его в воздухе, ударяя по его коже ладонью.
Педагог: А теперь мы посмотрим как звучат эти инструменты вместе.
Видеоролик «Оркестр русских народных инструментов»
Педагог: А теперь мы разучим песню «Пошла млада за водой». Но для начала вы послушайте песню и подумайте о че эта песня? Какова характер мелодии?
Слушание песни «Пошла млада за водой»
Педагог: Итак, ребята о чем же эта песня?
Дети: ответы детей
Педагог: Какова характер мелодии?
Дети: ответы детей
Педагог: Молодцы, ребята!
Разучивание песни « Пошла млада за водой»
Исполнение песни и игра на музыкальных инструментах
Педагог: Наше занятие подходит концу. Подведем итог нашего занятия! Сегодня мы познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Давайте мы назовём их ещё раз. (Дети перечисляют по очереди). Где мы можем услышать звучание этих инструментов? Показываю изображение с музыкантами, играющими на народных инструментах.
Дети: (Ответы детей: на концерте, в записи, на народных гуляниях)
Спасибо за внимание! До свидания! Встретимся на следующем занятии.