Занятие на тему: русские народные музыкальные инструменты
Технологическая карта пробного занятия
проведенного в 3 «В» классе «Улыбка»
гимназии №2
ГБПОУ РО «ШПК»
студенткой группы 4 «Д»
специальности 44.02.03/050148 Педагогика дополнительного образования
Вишнивецкой Нины Александровны
26 октября 2015 года
Кононов Николай Александрович _____________________
Трифонова Людмила Викторовна ______________________
Оценка _______________________
Технологическая карта музыкального занятия «Русские народные музыкальные инструменты» 3 «В» класс
Целевой компонент
Тема занятия Русские народные музыкальные инструменты
Педагогическая цель Воспитание нравственных качеств посредством знакомства младших школьников с русскими народными музыкальными инструментами.
Планируемые результаты Личностные:
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметные:
Коммуникативные:
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
Регулятивные:
•овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Познавательные:
•овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
•овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Инструментальный компонент
Тип занятия Комбинированное занятие
Формы, методы,
приемы Методы обучения: беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения; демонстрационно-иллюстративный метод эвристический, рефлексия, эмоционального воздействия, художественного контекста, создание ситуации успеха в учении, разъяснениеОбразовательные
ресурсы ТСО, доска,
План занятия:
Организационный момент
-целеполагание-объявление темы занятия
Основная часть
-слушание музыки
-разучивание песни
-слушание музыки
Итог занятия
Технологическая карта занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Я рада снова видеть вас на нашем занятии.
Я приглашаю вас вместе со мной узнать о музыкальных инструментах русского народа, которые входят в состав русского народного оркестра .А чтобы это узнать, мы отгадаем с вами кроссворд. Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки!
И так, послушайте первую загадку.
У него рубашка в складку любит он плясать в присядку.
Он и пляшет и поёт – если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём с перламутровым огнём.
Весельчак и буян голосистый мой… (Баян)
Дети: баян
Педагог: Как он выглядит?
Дети: как гармошка, только больше
Педагог: Правильно! А сейчас следующая загадка.
С сороками имеет связь его название.
Владеть им может каждый человек,
Имеющий хоть малое призванье! (Трещотка)
Дети: трещотка
Педагог:
Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка - будет музыка слышна. (Дудка)
Дети: дудка
Педагог: В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная. Заиграет, только тронь.
Как зовут её? (Гармонь)
Дети : гармонь
Педагог:
Ой! Звенит, она звенит. Всех игрою веселит!
А всего – то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка, это наша… (Балалайка)
Дети: балалайка
Педагог: Молодцы, ребята! Вы все правильно ответили.
Педагог: Сегодня мы с вами будем знакомиться с музыкальными инструментами русского народного оркестра.(балалайка, дудочка, гармошка)
Педагог: Ребята а вы знаете что такое оркестр?Дети: это коллектив музыкантов
Педагог: Дадим точное определение этому понятию: оркестр - коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения.
Обратите внимание на иллюстрацию
(показ иллюстрации оркестр народных инструментов), на ней музыкальные инструменты. Есть ли среди них знакомые вам?
Дети: Да
Педагог: Хорошо, вместе они образуют народный оркестр.
Педагог: Ребята, как вы думаете почему он называется народным?
Дети: придумал народ
Педагог: Правильно, потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, а играли на них простые люди.
- В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов.
А сейчас мы послушаем, как же они звучат.
Педагог: Наш первый музыкальный инструмент, вы угадаете сами ?
Дети: Балалайка.
Педагог: А как вы поняли, что это была балалайка, а не дудочка? Что вам помогло узнать это?
Дети: Тембр, окраска звука
Педагог: Правильно, ребята, звуки бывают шумовые и музыкальные
Какие звуки мы называем шумовые?
Дети: Те, которые создают шум, например, книга упала, ветер подул листья зашуршали, дверь скрипнула
Педагог: Правильно. Все это относится к шумовым звукам
Педагог: Слово балалайка произошло от слова балагурить, баловаться.
Как называют музыканта, который играет на балалайке?
Дети: Балалаечником.
Педагог: Давайте поговорим, какого настроения, и какого характера это музыкальное произведение? Поможет нам в этом шарик, , к кому он попадёт тот настроение музыки назовёт.
(Педагог передаёт шарик детям, дети отвечают).
Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем. Физ.минутка.
Раз- на цыпочки подняться
Надо всем, друзья, размяться
Два- нагнулись до земли
И не раз , а раза три
Три- руками помахали
Наши рученьки устали
На четыре руки в боки
Дружно делаем подскоки
Пять- присели раза два
Шесть- на место сесть пора.
Педагог :Ребята, а сейчас настройтесь на работу. Сейчас мы с вами будем угадывать следующий музыкальный инструмент. Слушайте внимательно.
Дети: Гармошка
Педагог: Молодцы! А кто знает как выглядит гармошка?
Дети: похожа на баян, но она меньше
Педагог: Последним музыкальным инструментом, с которым мы сегодня познакомимся будет …..Сейчас попробуем узнать
Дети: дудка.
Педагог: Что вы видите на этой картинке? Расскажите как выглядит дудка?
Дети: Дудочку
Педагог: Молодцы! А сейчас мы с вами разучим песню
Послушайте ее и скажите, о чем в ней поется?
Дети: О дудочку, которую принесли домой
Педагог: Правильно! Давайте ее разучим
- Какие музыкальные инструменты мы с вами сегодня вспомнили?
-С каким понятием познакомились сегодня?