Конспект урока на тему Русские народные музыкальные инструменты


Технологическая карта урока по музыке
Дата: 25.11.14
Класс: 3б
Тип урока: Изучение нового
Тема урока «Русские народные музыкальные инструменты»
Цель Ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке.
Задачи Образовательные
1. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.
2. Обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам используя музыкальные инструменты (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКА, РУБЕЛЬ).
3. Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах.
Развивающие
1. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.
2. Развивать у обучающихся второклассников осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя.
3. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально (музыкальное лото-загадка).
Воспитательные
1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре.
2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Планируемые результаты Личностные:
Метапредметные:
- познавательные:
- регулятивные:
- коммуникативные:
Предметные:
Основные понятия Балалайка, гусли, наигрыш
Межпредметные связи Музыка, литература
Оборудование Презентация, хлопушка, трещотки, ложки.
Литература, интернет-ресурсыДеятельность учителя Содержание Деятельность ученика Формируемые УУД
1 этап. Вступительная часть
Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. Здравствуйте ребята, подравняйтесь, а теперь тихонечко сядут девочки, а затем так же тихо как мышки сядут мальчики.
Сейчас я предлагаю прослушать вам одну композицию, будьте очень внимательны. «Сказка» муз. А.Короткова сл. С. ЛамзинаДорогие ребята! В начале нашего урока вы услышали песенку. Куда она нас с вами приглашает? (Примерные ответы детей)
Учитель: Правильно! Нас приглашают в сказку, и сегодняшний урок мы проведём вместе с ней. Приветствуют учителя Личностные:
- самоопределение
Коммуникативные:
-Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками
2 этап. Основная часть
С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.
Ответы детей (дети называют названия народных сказок)
А вот сказку которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».
На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.
Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.
Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.
Примечание: во время рассказа учитель показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами).
Учитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов (слушание «Плясовые наигрыши», фрагмент).
На́игрыш — народная инструментальная мелодия. Обычно термин наигрыш применяется по отношению к танцевальным, плясовым мелодиям.
Определите на слух, какие инструменты звучат?
Послушаем дальше. Что изменится? (настроение: взгрустнулось)
Как заканчивается? (радостно, дружно).
Как бы вы назвали данное произведение?
Оно называется «Плясовые наигрыши». Как вы понимаете?
Примечание: этот слайд, сопровождает, музыкальное сопровождение - р.н.п. «И шли, вышли веселые», в исполнении фольклорного ансамбля «Скоморошина».
Учитель: В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них был и этот инструмент, звучание которого мы сейчас услышим. (звучат гусли) гусли и балалайка.
Что вы знаете об этом инструменте?
Примечание: краткий рассказ учителя об этих народных инструментах. (Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название этого инструмента, как мне думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук.
В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе - "гусла". Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд - получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание - основной принцип этого щипкового инструмента. А Балала́йка — это русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа).
Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.
Учитель: Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.
Примечание: в этом слайде должно звучать музыкальное сопровождение – тембр балалайки.
«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».
«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.
Примечание: в этом слайде тоже желательно использовать тембр гуслей.
Учитель: Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!». «Ой!», - воскликнул вот этот инструмент! (рожок). Давайте послушаем его голос (трио рожечников). «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.
С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов
Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.
А вы, ребята, хотели бы услышать голоса музыкальных инструментов в оркестре? И мы не просто услышим звучание музыкальных инструментов, а сделаем собственный оркетср
Трещотка
Ложки
Бубен
Хлопушка
Играть на инструменте надо аккуратно, слушая звучание музыки. Мы своей игрой только украсим её звучание.
Примечание: этот слайд сопровождает р.н.п. «Светит месяц» в исполнении народного оркестра. Учитель кратко рассказывает о составе народного оркестра, акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов.
Учитель: А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, трещотка. Узнали они, что все инструменты разговаривают между собой на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.
Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Для этого, мне нужно несколько «музыкантов».
Примечание: учитель вызывает трех учеников и раздаёт им музыкальные инструменты: ложки, трещотку и рубель.
Учитель: Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса. (Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно)
Учитель: У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи.
Примечание: учитель поясняет ученикам особенности записи музыки в партитуре на примере р.н.п. «Светит месяц». Разучивает с ребятами ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждым « музыкантом», а затем, со всеми вместе. (спросить)
4. Игра на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре.
Примечание: используется запись р.н.п. «Светит месяц» в исполнении певицы Лидии Руслановой и оркестра русских народных инструментов.
В исполнении музыки участвуют ученики, играющие на бубне, деревянных ложках, рубеле. (Если будет, можно просто прослушать)
Учитель: Музыканты - народ творческий. Каждый раз, исполняя музыкальную мелодию, они старались немного изменить её, добавив в неё новые музыкальные краски. Для этого они использовали голоса ранее не звучавших инструментов, изменяли ритмическое сопровождение мелодии, исполняли её в разных регистрах.
Давайте и мы, попробуем исполнить нашу мелодию ещё раз, но по-другому, внеся в неё изменения.
Учитель: Такое повторное исполнение мелодии с изменениями в музыке, называется - вариацией.
Учитель: Ребята, кому в нашем «классном оркестре» не хватило музыкальных инструментов, поддержите, пожалуйста, мелодию песни хлопками в ладоши. Мне кажется, что это, украсит нашу партитуру и сделает повторное исполнение музыки, т.е. нашу вариацию, ещё интересней. А ещё, такое исполнение придаст мелодии песни дополнительное развитие.
Примечание:
р.н.п. «Светит месяц» исполняется ещё раз с изменениями.
Добавляются «музыканты» из числа детей, изменяются ритмические партии в добавленных инструментах (трещотке и тамбурине), а ритмический рисунок мелодии песни прохлопывают ладошками учащиеся, сидящие за партами в классе.
5.Рефлексия. Закрепление полученных знаний.
Учитель: Ребята! Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке. Сделать это нам поможет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит набор картинок-карточек и игровое поле. В окошках игрового поля вписаны загадки о русских музыкальных инструментах. Ваша задача правильно подобрать загадку к картинке – карточке. А потом, мы все вместе проверим, что у вас получилось.
Примечание:
идёт работа в микро- группах по 5 человек. После того как дети выполнят задание, учитель озвучивает загадки о музыкальных инструментах. Дети устно дают ответы, а потом проверяют правильность расположения карточек на своём игровом поле. Сравнивая его с изображением на слайде№18.
6.Заключительный этап.
Учитель: Ну что, проверим ваши ответы? Посмотрите на правильное расположение картинок – карточек в нашем музыкальном лото.
Учитель: Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать особый язык музыкальных инструментов – оркестровую партитуру. Сказка помогла вам исполнять музыку по-разному,
с вариациями, т.е. каждый раз добавляя нечто новое в её звучание.
С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила. Слушаем на закрепление слуховых представлений о тембре муз. инструмента. (Во поле …гармонь, балалайка)
А теперь я предлагаю вам выучить со мной песню, многие ее уже знают. Песня называется «Во поле березка стояла…»
Слова песни:
Русская народная песня
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
Не кому березу заломати,
Не кому кудряву заломати,
Люли, люли заломати.
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.
Срежу с березы три пруточка,
Сдеаю себе я три гудочка,
Люли, люли, три гудочка.
Четвертую балалайку,
Пойду на новые сени.
Люли, люли на сени. -Вам понравилась песня?
-Сегодня на уроке я предлагаю разучить песню «Маленькие гномики».
- Кто знает эту песню?
(Прослушают аудиозапись, высказывают свое мнение о прослушанной песне, учим один куплет и припев). Познавательные:
-анализ, синтез, сравнение, обобщение;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:
-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе
сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств;
предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении
3 этап. Заключительная часть
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. Давайте вспомним музыкальные инструменты из моей сказки.
Что нового вы узнали на уроке?
Что уже знали?
Кому было легко на уроке?
У кого были трудности?
Домашнее задание выучить тот отрывок песни, который мы изучили.
Мне было приятно с вами поработать. До новых встреч!
Познавательные:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные:
-самооценка на основе критерия успешности;
-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные:
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Учитель: _______________
Методист: _______________