Урок музыки Казахские народные музыкальные инструменты 5 класс
Мерзімі Дата: 16.02.12г.
Сынып Класс: 5 «Г»
СабаKтыS таKырыбы:
Тема урока: «Казахские народные музыкальные инструменты»
СабаKтыS маKсаты:
Цель урока: Воспитание нравственных качеств учащихся, уважение к народу и самим себе.
СабаKтыS т_рі:
Тип урока: урок расширения и углубления в тему
СабаKтыS жарны:
Жанр урока: урок – беседа
МІНДЕТТЕРІ ЗАДАЧИ:
1. Воспитание интереса к музыке казахского народа, уважения к труду людей, творческого подхода в изучении темы.
2.Познакомить учащихся с богатством музыкальной сокровищницы Казахстана, видами
музыкальных инструментов
Способствовать повышению творческой активности, заинтересованности, восприимчивости
каждого ребенка, формирование умения мыслить.
МАЗМ`НЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Музыкальный материал:
Слушание: Курмангазы кюй «Сары Арка», звучание музыкальных инструментов
Пение: попевка «JарCа» («Ворона»), песня «Новые друзья»
Видео материал:
«Напевы шаманов»
СабаKтыS кезеSдері:
Этапы урока: 5. Закрепление материала
1. Вход в класс под музыку. 6. Итог урока.
2. Организационный момент 7. Домашнее задание
3. Актуализация знаний 8. Музыкальное прощание.
4. Содержание и организация учебного занятия 9. Выход под музыку
Білім Знания:
Знать группы казахских народных инструментов - струнная, духовая, ударная.
Знать инструменты входящие в состав групп казахских народных инструментов.
Шеберлік Умения:
Уметь определять звучания инструментов.
ДаCды Навыки:
Навыки коммуникабельного общения.
Навык быстро перестраиваться при смене видов деятельности на уроках
Самостоятельной работы.
Jaралдар Оборудование:
Мультимедийное оборудование
презентация урока
технологическая карта урока
€н-к_йге _йрету ‰дістері
Методы музыкального обучения:
словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
метод контрастного сопоставления
метод проекта
`станымдар Принципы:
1.Принцип единства воспитания, образования и обучения.
2.Принцип наглядности.
3.Принцип доступности.
4.Принцип активности и увлечённости.
СабаKтаCы жaмыстыS _лгілері
Формы работы на уроке:
1.Словесная
2.Наглядная
3.коллективная
4.индивидуальная
Домашнее задание:
*1. Организационный момент.
Ребята входят в класс под звучание кюя «Сары - Арка» в исполнении оркестра каз. нар. инструментов
Музыкальное приветствие.
2. Актуализация знаний
-Что вы услышали, войдя в класс? (музыку) К музыке какого народа относится это произведение? (казахского)
*Вашему вниманию был предложен кюй Курмангазы Сагырбаева «Сары Арка» в исполнении оркестра казахских народных инструментов.
- Хотели бы вы узнать тайны казахских народных инструментов, услышать легенды их мелодий?
Само слово «тайна» звучит загадочно и подразумевает что – то необычное, секретное. И сегодня мы попробуем открыть для себя эту загадку.
- Давайте с вами отправимся в путешествие и откроем для себя все тайны. А поможет нам в этом музыка. *Сегодня она приняла образ птицы – вороны – образ мудрости. Мудрая «Ворона» укажет нам путь к месту рождения этих мелодий и инструментов.
Исполнение попевки «JарCа» («Ворона») (на экране слайд с попевкой в виде нотной записи)
Упражнения:
1. спеть попевку со словами
2. определение длительностей нот, отметить хлопками ритмический рисунок
попевки
3. исполнение с названием нот.
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что музыкальные инструменты в народной культуре у всех народов занимают значительное и важное место. Народ сам создает свои музыкальные инструменты, переделывает их, отбирает самые лучшие и приспосабливает для своих целей. Каждый музыкальный инструмент имел свое назначение, широко использовался в народном быту и был связан с какой-то определенной деятельностью людей.
- Благодаря кому, стало известно о наличии свыше 20 казахских старинных народных инструментах? (Б. Сарыбаев) *
- В чём заключалась его работа? (Б. Сарыбаев изучил все сохранившиеся материалы о старинных инструментах, а затем стал собирать в многочисленных экспедиционных поездках по всему Казахстану дополнительные сведения о старинных инструментах, искать аксакалов - мастеров, которые видели и могли сделать эти инструменты. Он проделал большую работу по реконструкции старинных музыкальных инструментов, занимался их усовершенствованием, расширяя звуковой диапазон инструментов.)
*- Тема нашего урока «Казахские народные музыкальные инструменты».видео
На столах у вас лежат технологические карты. В течение урока мы будем работать с картой. Подпишите карту, запишите сегодняшнюю дату – 16 февраля, тему урока – Казахские народные музыкальные инструменты.
* - На какие три основные группы можно разделить казахские музыкальные инструменты? (струнные, духовые ударные) *Заполнение карты
- Каждая из этих групп делится на подгруппы. Назовите их. (струнные – щипковые и смычковые*; духовые – деревянные и глиняные*; ударные – самозвучащие и мембранные*). Заполнение карты
3. Содержание и организация учебного занятия
- Сегодня мы подробно рассмотрим группу струнных инструментов. Струнные инструменты делятся на щипковые и смычковые. Почему им дали такое название?* Заполнение карты
*Перед вами казахские инструменты. Посмотрите и скажите, какие из них можно отнести к группе струнных инструментов? * Заполнение карты
*Самый распространённый казахский народный инструмент – ДОМБРА.
Заполнение карты
*Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов. *Корпус домбры имел разные формы: овальную, треугольную, напоминающую по форме русскую балалайку, грушевидную. Различаются два вида домбр – западная и восточная.
Домбры, распространённые в западных районах Казахстана, имели овальную форму. Корпус восточной домбры был трапециевидной формы. *На домбру натягивали две струны, которые раньше делали из тонких козьих или бараньих кишок. Корпус и гриф домбр украшали орнаментами, вырезанными из белой кости или сделанными из серебра. Качество инструмента зависело от уровня мастерства изготавливающего мастера и материала – ели, клёна, липы.
Народные музыкальные инструменты имеют древнюю историю, о чём свидетельствуют предания, легенды, героические сказания. Одну из легенд вы услышите «Легенда о домбре». А расскажет нам её Комлик Владислав
«...Много лет назад жил на свете хан. Он был такой жестокий и злой, что люди боялись даже в разговоре произносить его имя. Жена хана давно умерла с горя и тоски.
Но у хана остался сын - Хусаин. Это было единственное, кого любил хан. Однажды ускакал Хусаин на охоту с друзьями и не вернулся. Не скоро нашли бедного юношу. Лежал Хусаин с растерзанной грудью под большим развесистым деревом. Видно напал на него дикий вепрь и вонзил ему в сердце острые клыки.
Как сказать хану о страшном горе. Боялись слуги, плакали от страха. Как рассказать хану страшную весть. И обратились они за советом к старому мудрому старику Али. Наконец Али согласился им помочь. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить.
На утро слуги проснулись от звука нежного грустного музыкального инструмента. Али сидел поджав ноги и держал в руках невиданный прежде музыкальный инструмент. Али перебирал старческими пальцами и инструмент пел как живой. «Теперь идем к хану» - сказал пастух. Вошел пастух в палату к хану и заиграл на том инструменте, который смастерил ночью. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи.
Хан вскочил с места: «Ты принес мне весть о гибели Хусаина? Я обещал вестнику несчастья залить горло горящим оловом». Али произнес: «Хан, я не сказал ни слова, обо всем тебе рассказал вот этот инструмент».
Хан, обезумевший от горя, приказал залить олово в отверстие домбры. Так Али спас жизнь слугам жестокого хана. А у жителей степей Казахстана появился новый музыкальный инструмент.»
- К нам в гости пришёл ученик 7 «М» класса Абдиров Ержан.
В исполнении Ержана вы услышите кюй __________________________
А сейчас давайте обратимся к нашей таблице.
Сколько видов домбры различают? Какие? Какую форму они имеют? Из каких пород дерева изготавливаются? Заполнение карты
*Один из древнейших многострунных щипковых инструментов – ЖЕТЫГЕН. Жетыген иначе называют «казахские гусли». Корпус инструмента представляет собой прямоугольный деревянный ящичек. Название «жетыген» означает «семь поющих струн». В легенде, записанной Б. Сарыбаевым, рассказывается об истории этого инструмента. В ней говорится о старце, у которого трагически погибли семь сыновей. В честь них убитый горем отец создал жетыген.
Жетыген отличается мягким, певучим звучанием (слушание). В настоящее время в фольклорных ансамблях используется реконструированный жетыген, в котором для расширения диапазона увеличили число струн до 15.
Обратимся к нашей таблице. Сколько струн у жетыген? Как иначе называют жетыген? Какое звучание у этого инструмента? Заполнение карты
*- В основе многих гипотез о происхождении струнных музыкальных инструментов лежат легенды казахского народа. В одном из народных преданий говорится, что казахский смычковый инструмент КОБЫЗ был изобретен в VIII – IX вв. О происхождении этого инструмента нам расскажут Асель и Настя.(проект)
*КОБЫ
·З казахский струнный смычковый музыкальный инструмент. *Форма инструмента слегка изогнутая. *Играют на кобызе, сжимая его в коленях (как виолончель), коротким смычком, прикасаясь наружной кистью ногтей к струнам. *Простой народ боялся прикасаться к этому инструменту, потому что верил, что кобыз и кобызовая музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть. Звучание кобыза очень своеобразно. Звуки кобыза могли передавать голоса животных.
Казахи считали, что кобыз был верным помощником шаманов – баксы. видео
*Создатель кобыза Коркут - первый музыкант. *На берегу Сырдарьи стоит памятник в виде фигуры кобыза, который создал великий архитектор Бек Ибраев. Это своеобразная дань памяти Коркуту. Говорят, в ветреные дни оттуда доносятся звуки, похожие на мелодию кюев.
Спасибо девочки. Ну а мы продолжаем заполнять таблицу. Что мы узнали о кобызе? Заполнение карты Кто является создателем кобыза? Как играют на кобызе?
Наше путешествие на сегодня подходит к концу, и нам пора возвращаться. * А чтобы было веселее возьмём в дорогу песню «Новые друзья»
Исполнение песни.
Закрепление материала
*- А вот и мудрая ворона. В его глубоких глазах я вижу вопрос: «С какими инструментами вы познакомились сегодня?».
Задание. Раскрасьте инструменты, входящие в состав группы струнных инструментов и подпиши их.
*Ворона приготовила для вас кроссворд «Домбра» Давайте разгадаем его.
Группа инструментов, звуки которых извлекаются с помощью нагнетания
воздуха*
2. Струнный инструмент*
3. С помощью чего извлекаются звуки на кобызе? *
4. Учёный - инструментовед, проделавший большую работу по изучению
старинных музыкальных инструментов*
5. Первый музыкант, создатель кобыза*
6. Известный кюй Курмангазы Сагырбаева, в переводе «Золотая степь» *
1.
Д
у
х
о
в
ы
е
2.
3.
к
О
б
ы
з
с
М
ы
ч
о
к
с
а
р
ы
Б
а
е
в
5.
к
о
Р
к
у
т
с
а
р
ы
А
р
к
а
4.
6.
5. Итог.
- Сегодня мы поняли, как многогранна культура казахского народа, как много в ней не открытых страниц, неразгаданных тайн. И вы узнали одну из этих тайн. Но на следующем уроке мы продолжим путешествие в мир музыкальных инструментов. Технологическую карту урока вклейте в рабочую тетрадь.
6. Домашнее задание
Составить ребусы с ключевыми словами: домбра, кобыз, жетыген (показ примеров) ****
7. Выставление оценок
- Спасибо всем за работу. *
8. Музыкальное прощание.
домбра
кобыз
домбра
жетыген
Заголовок 515