Конфликт. Пути разрешения конфликта (Классный час)


КОНФЛИКТ.
СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. ДЕЙСТВИЕ СТОРОН. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ И ПОДРОСТОК
Будьте внимательны к своим мыслям: они начало поступков
( Лао-Цзы)
Если желаешь человеку добра - не будет ни гнева, ни зависти, ни ревности...
Цель урока: ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Форма проведения: час общения.
   Межличностный конфликт подростков - это когда подростки с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.  Возникновение межличностного конфликта рассматривают обычно как симптом неблагоприятных отношений. Нужно отметить, что за последние годы резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальная, экономическая, демографическая и экологическая ситуации обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.  Причины конфликтов в подростковом возрасте имеют как правило объективный характер, а значит, конфликты между подростками в процесса развития неизбежны.  Наиболее остро эти тенденции проявляются в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь.  Всем известно,  какую большую роль в жизни подростка играют друзья. Но ни в одном возрасте не возникает такого количества проблем, связанных со сверстниками. Одни проводят с ними почти все личное время, чем вызывают неодобрение родителей, другие сторонятся сверстников, не знают, как найти с ними общий язык, подвергается насмешкам. У третьих часто случаются конфликты, ссоры, которые подростки глубоко переживают. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение: лидера, хорошего товарища, авторитета в каком-то деле. Часто именно невозможность добиться желаемого положения является причиной недисциплинированности поведения и агрессии подростков.  Если у подростка конфликт с одноклассниками в школе, его часто задевают, унижают, ему не помогут утешения родителей «Не обращай внимания», «Старайся не общаться, сторонись». Но подросток не может не обращать внимания,  ему плохо от сложившейся ситуации. Если обвинять в ней своего ребенка («Что не можешь постоять за себя, сдачу сдай») то у него создастся ощущение, что и родители его не понимают, и ситуация только усугубится. Если же обвинить во всем сверстников, их невоспитанность и бесконтрольность, то ребенок отдалиться от них, замкнется на себе и своих переживаниях, то есть ситуация снова не будет разрешена. Важно в первую очередь его выслушать, не спешить с советами. Важно просто побыть рядом, послушать, дать ему понять, что родители его хотят понять и помочь («Я понимаю, это обидно», «Я бы тоже разозлилась»). А потом, когда эмоции поутихнут, попробовать все-таки разобраться, как можно исправить ситуацию.      По мнению психологов психоаналитического направления, явления подростковой конфликтности неизбежны, поскольку попытки личности интегрировать новые сексуальные импульсы приводят к внутренним переворотам, личностным нарушениям и снижению социальной адаптации. Для уменьшения негативных последствий столкновения сексуальных импульсов с социальными табу, подросток "использует" механизмы психологической защиты (подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и сублимация), искажающие восприятие ситуации, что может выступать как один из факторов возникновения межличностных конфликтов.   Если вспомнить теперь о сложном сочетании разноуровневых и разнородных факторов, определяющих возникновение, динамику и разрешение межличностных конфликтов, то придется со всей неизбежностью не просто указать на возможность рассмотрения межличностных конфликтов с точки зрения разных теорий, но и признать необходимость такого подхода.  Таким образом, во-первых, практически общепризнанной является мысль об объективной основе подростковой конфликтности, а во-вторых, межличностный конфликт может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д.       И, наконец, поскольку конфликты в подростковой среде - явление неизбежное, предметом пристального внимания педагогов и родителей должно стать не только наличие конфликтов, но и их отсутствие. Видимо, есть основания утверждать, что отсутствие конфликтов так же опасно для позитивного личностного становления подростка, как и наличие деструктивных, хронических конфликтных внутригрупповых отношений. Опыт работы психологов с конфликтными подростками и конфликтными группами подростков однозначно убеждает  в том, что из двух возможностей - конфликты или бесконфликтное существование - выбор должен быть сделан в пользу третьей - конструктивные конфликты. 
К конструктивным функциям межличностного конфликта в среде подростков можно отнести следующее: * межличностный конфликт является важным источником личностного развития, а также внутригрупповых отношений;* межличностный конфликт способен позитивно изменить и расширить сферу и способы межличностных взаимодействий;* через открытую конфронтацию межличностный конфликт освобождает группу от негативных факторов ее развития;* межличностный конфликт способствует развитию взаимопонимания между подростками, развивает их социальный интеллект.  Более того, позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для подростка его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения межличностного конфликта. В связи с этим возникает проблема поиска форм и методов организации условий для максимальной реализации конструктивного потенциала межличностных конфликтов среди подростков. Такие конфликты среди подростков имеют свою выраженную специфику, определяемую одновременным воздействием конфликтогенных факторов различной природы и возрастными особенностями детей.   Практика показывает, что наиболее распространенными способами преодоления межличностного конфликта подростков является нейтрализация агрессивных и враждебных проявлений, разведение конфликтующих сторон, изъятие конфликтогенных факторов. Все это - способы, снижающие активность самих подростков. Открываются большие возможности в развитии личности в условиях конструктивного преодоления межличностного конфликта, если деятельность психолога носит характер активных коррекционных воздействий.  Однако, готовность подростка к конструктивному поведению в условиях межличностного конфликта формируется в особых условиях, создание которых является предметом профессиональной деятельности психологов, владеющих методами личностного развития подростков и знаниями развития подростковых групп.Объектом исследования является коррекционная деятельность психолога. Предметом исследования является повышение эффективности коррекционной деятельности психолога в ситуации межличностного конфликта подростков.Исследования показывают, что важнейшим условием становления подростков как субъектов преодоления деструктивной логики стихийно развивающегося конфликта является участие в конфликте посредника, реализующего функции управления конфликтом. Выступая, как причина преодоления стихийного развития конфликта, посредник реализует свою субъекную позицию и тем самым выступает, как причина актуализации и развития субъектности подростков, "порождения" их как субъектов.     Активно обеспечивая конфликтующим сторонам насыщенную обратную связь, посредник создает условия для отражения своей субъектности другими участниками конфликта, актуализируя их собственную субъектность.   Важнейшим условием реализации личностного развивающего потенциала конфликтных взаимодействий является субъектная позиция посредника.     1. Как правило, каждый из участников межличностного конфликта в подростковом возрасте убежден в своей правоте.    2. Большинство подростков убеждены в  невозможности быть понятыми взрослыми.   3. Посредничество в подростковых конфликтах требует организации особого отношения с конфликтующими сторонами, которые могут быть охарактеризованы как отношения партнерства.   4. Действия посредника должны сохранять за ним нейтральную позицию. Посредник не должен переходить на сторону ни одного из оппонентов, сохраняя за собой позицию включенности/вненаходимости (М.М. Бахтин), которая гарантирует обеим сторонам обязательность неприсоединения посредника ни к одной из сторон.
  5. Подростковые конфликты легко трансформируются и переносятся из среды объектных взаимодействий в межличностные взаимоотношения.   Психологическое содержание такой работы заключается в том, чтобы обеспечить переход участников конфликта от конфронтации и борьбы за утверждение своих позиций к осознанию общности их интересов в решении возникшей ситуации и необходимости объединения усилий для поисков этого решения.Если все таки межличностный конфликт привел подростка в состояние стресса, чтобы избежать негативных последствий родителям рекомендуется соблюдать следующую линию поведения:- будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;- терпеливо и внимательно выслушать подростка: если он способен рассказывать о своих проблемах, значит, не все еще потеряно и он сможет с ними бороться;- не следует предъявлять подростку много претензий и возлагать на него свои ожидания;- предотвращайте самонаказание, не поощряйте его склонность к самообвинению;- не позволяйте ему стать затворником, старайтесь находить ему занятия вне дома;- обращайте внимание на положительные качества подростка, старайтесь их закрепить;- стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение  спортом;- если подросток избегает вас и других людей, если выхода из ситуации не находится, обратитесь за профессиональной психологической помощью.      Впоследствии это поможет ему справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем. Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самосовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с "миром людей". И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей. Подросток ждет от них понимания, доверия.         Таким образом, наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Разработка урока психологии по теме «Конфликт. Стили разрешения конфликтов» Полетыкина С.В.
Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов (Хрестоматия по социальной психологии)-М., Международная педагогическая академия, 1994
Основы психологии для старшеклассников. Пособие для педагога, М., Просвещение,2005
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.  Практическое пособие. В 4-х томах. М., 2001