Презентация для учителей Конфликты в образовательной среде: содержание и способы разрешения
ЦМО учителей филологического циклаМБОУ школа №34Конфликты в образовательной среде: содержание и способы разрешения.Подготовила руководитель Моренова О.Р. Что такое конфликт? Конфликт (с лат.) – столкновениеПроцесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон участников в решении проблемы, имеющей личную значимость.это столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Как возникает конфликт? Конфликтная ситуация (к.с.) - это условие возникновения конфликта; это представления человека о существующем противоречии, о своих целях, возможностях и т.п., об оппоненте - его целях.Для перерастания к.с. в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.Инцидент – это действия участников к.с., провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.Конфликтоген – слова, действия (или бездействие), порождающее или могущие привести к конфликту. Типы конфликтогенных действий Стремление к превосходству (хвастовство; категоричность и подшучивание; навязывание советов др.)Проявление агрессии Проявление эгоизма (преобладание личных интересов)Нарушение правил (!!! Правила – средства предупреждения конфликтов)Открытое недовериеНеблагоприятное стечение обстоятельствПеребивание собеседника, принижение его значимостиПодчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользуУстойчивое нежелание признавать свои ошибки или чью-то правотуПостоянное навязывание своей точки зренияНеискренность в сужденияхРезкое увеличение темпа беседы и неожиданное ее окончаниеНеумение выслушать и понять точку зрения другого Особенности педагогического конфликта Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации;Участники конфликта имеют различный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;Разница возраста и жизненного опыта;Различное понимание событий и их причин участниками конфликта;Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл;Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Функции конфликта КонструктивнаяКонструктивныйконфликт оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов;разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития). ДеструктивнаяДеструктивный конфликтодна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его. Стадии прохождения конфликтаВозникновение конфликта (появление противоречия)Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторонКонфликтное поведениеИсход конфликта: конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта Возможностьразрешения конфликтаначальная фаза- 92%фаза подъема - 46% пик конфликта - 5% фаза спада - 20% Какие существуют способы разрешения конфликтов? (по К.Томасу) Конкуренция (доминирование, соперничество)Избегание (уход, уклонение)КомпромиссПриспособлениеСотрудничество «Беспроигрышная методика разрешения конфликта» Определить проблему. Каждый из участников должен определить свои интересы, используя «Я – высказывания». Можно задать себе следующие вопросы: Что произошло? В чем проблема? Какие чувства я при этом испытываю? Придумать возможные решения. Этот шаг похож на метод «мозговой атаки», важно найти выход из создавшегося конфликта, насколько это возможно, здесь главное – количество. Могут быть любые, сумасбродные идеи. Никакое из предложенных решений не критикуется.Исключить решения, которые не удовлетворяют какую-либо сторону или такие, которые невозможно претворить. Здесь исключается любое решение, которое отвергается хотя бы одним человеком. Поощрять тех, кто дает аргументы «за» и «против» различных решений.Выбрать подходящие решения. Необходимо идти по направлению к согласию. Не голосовать, так как голосование всегда имеет проигравших и победивших. Не допускать давления группы.Определить, как и когда решение будет выполнено. Составить детально, что будет делать каждая сторона.Проверить, насколько хорошо решение. После некоторого периода времени данная проблема поднимается вновь, ставится вопрос, насколько принятое решение удовлетворяет каждого. Возможно внести в решение ряд изменений Как сегодня понимаются конфликты?(по Гришиной Н.В.) «Конфликт – это распространенная черта всех социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни…» Конфликт – это нормально.Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. …это один из главных процессов. Служащих сохранению целого… Конфликт – это не обязательно плохо.Общая идея положительного влияния конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию».Конфликт может быть управляем, при чем управляем таким образом, что негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные усилены…Конфликт – это то, с чем можно работать» Спасибо за внимание