Презентация по истории на тему : Сила католической церкви ( 6 класс, ОС Школа 2100)


Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеВсеобщая история6 класс Урок 19Тема урока:Сила католической церкви09.11.2014 Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеЛинии 1-2. Картина мира в фактах и понятияхНа основе фактов Средневековой истории выделить изменения, происшедшие в церкви в 10 веке. Учить использовать понятия: ересь, еретик, инквизиция.Линия 3. Историческое мышление.Выделить проблемы и способы их решения, с которыми столкнулась католическая церковь.Линия 4-5. Нравственное и гражданско–патриотическое самоопределение.Создать условия для осознания роли Франциска Ассизского и святого Доминика в Средневековой европейской истории; роли инквизиции в борьбе с еретиками.Цели урока: Создание проблемной ситуацииМасленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеКого в современном мире вы можете назвать могущественным? В чём, по вашему мнению, значение слова «могущество»? Составьте словосочетание с этим словом.-Могущество – большая власть, влияние.Могущественный правитель, могущественная держава, могущественная власть, могущество власти, могущество положения в обществе.


Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеСтр.172 (163). Средневековая городская песня-Обладать могуществом – значит быть авторитетным и влиятельным в обществе. Давайте выясним, была ли могущественной церковь в Средневековье.Ответьте на вопрос к песне.-Судя по средневековой городской песне, Папа Римский и католическая церковь не имели авторитета у народа.Стр.172. Справочные сведения-Судя по этим сведениям, каковы были пределы могущества Римского Папы в католическом мире?-Судя по справочным сведениям, Папа Римский был очень могущественным. Он был верховным священником, судьёй, законодателем.-Какое противоречие мы видим?-Какую проблему нам предстоит решить?

ПроблемаМасленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеЧто поддерживало могущество католической церкви? Вспоминаем то, что знаемМасленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеПрограммный уровень. Распредели понятия по группам. Объясни каждое понятие и связь между ними.Церковь, монахи, Папа Римскийвассал, сеньор, феодальные отношения, христианство1.____________________________________2.____________________________________3.____________________________________4.____________________________________ Вспоминает то, что знаемМасленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеНеобходимый уровень. Как и когда возникла Священная Римская империя, из каких частей она состояла, как в ней распределялись права светской и духовной власти? Вспоминаем то, что знаемМасленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-Сибирское-Как в средневековой христианской картине мира определялась роль церкви, светской и духовной власти?-Божья церковь должна объединять людей, определять их жизнь, пользуясь своей духовной властью. В тоже время государственная светская власть нужна для решения мирских, человеческих дел по христианским заповедям
Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеСтр. 163, Лента времени-Сколько веков прошло до начала Средневековья? (Откройте ленту перед параграфом). -С начала Средневековья прошло пять веков.
Планирование деятельностиМасленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-Сибирское-На какие вопросы мы должны найти ответы, чтобы ответить на проблемный вопрос урока?Надо узнатьИзменилось ли что-то в церкви за пятьсот лет?Какие проблемы появились?Как решала церковь возникшие проблемы?


Поиск решения проблемыМасленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеП. 1 § 14. стр. 163-165Работая в парах, докажите, что власть Римского Папы над католическим миром значительно возросла. (2-3 минуты)-Католическая церковь превращается в крупного феодала, получает огромные доходы
Поиск решения проблемыМасленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеПочему так меняются отношения папы Римского и королей в 10 веке?Вероятно потому, что церковь стала очень богатаСтр. 169 СхемаОпределите, что позволяло Папе Римскому считать себя верховным духовным и светским владыкой Европы?Подчинение всех монашеских орденов Папе Римскому.Запрет торговать церковными должностями.Римский папа имеет право судить и смещать королей. Короли – вассалы католической церкви.

Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеНеобходимый уровень. Сделай подписи, дорисуй стрелки и условные обозначения так, чтобы схема соответствовала структуре католической церкви.
Поиск решения проблемыМасленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-Сибирское«1. Римская церковь создана единым Богом.2. Только Римский епископ по праву зовется вселенским.3. Только он один может низлагать епископов и восстановлять их…… 8. Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства.9. Одному папе все князья лобызают ноги.10. Только его имя поминается в церквах.11. Он один в мире именуется папой.12. Он может низлагать императоров……18. Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно.19. Никто ему не судья…… 27. Он может освобождать подданных от присяги плохим владыкам.»Так ли могущественна была католическая церковь, как этого хотели видеть папы?

Вывод по п. 1Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеНадо узнатьИзменилось ли что-то в церкви за пятьсот лет?Какие проблемы появились?Как решала церковь возникшие проблемы?-Как вы думаете, мы нашли ответ на первый пункт плана урока?Католическая церковь превращается в крупного феодала, получает огромные доходыСлучай с Генрихом VII открыл нам, как церковь могла бороться с непослушными – отлучением от церкви.
Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-Сибирское Сделай краткий вывод и обоснуй его: как в XI–XIII веках изменились отношения светской и духовной власти?.1077Каносса Поиск решения проблемыМасленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеИллюстрации ко второму пункту, стр. 166- 168Прочти подписи к иллюстрациям. Какие проблемы появляются у католической церкви? Что вас удивляет?Появляются еретики. Удивляет жестокость, с какой католическая церковь поступала с еретиками.
Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеБлеск папской властиВ конце XI - начале XII в. папы укрепили свою власть. Попытки некоторых императоров подчинить себе Италию не удались (Фридрих Барбаросса (1152-1190гг.) и его внук Фридрих II (1212-1250)).Самый могущественный из римских пап Иннокентий III (1198-1216гг) заявлял, что папа – наместник Иисуса Христа на земле, а потому он выше всех властей, церковных и светских.Иннокентий IIIФридрих Барбаросса



Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеВозникновение ересейЕресь – учение, отличающееся от церковного вероученияЕретик – приверженец ересиСекта – группы еретиков, отвергавшие римскую церковьПричины появления ересей:Подъем городов, вольномыслие горожанРаспространение грамотности, чтение Библии верующими Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеИллюстрация легенды, где рассказывается, что труды св. Доминика и альбигойцев по очереди бросали в костер. Огонь пощадил только труды Доминика. Борьба с альбигойской ересью(1209 – 1255гг.)В ходе альбигойских войн погибло более миллиона человек с обеих сторонАльбигойцев изгоняют из города КаркассонаТакой крест нашивали на одежды раскаявшиеся альбигойцы Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеБорьба с еретикамиДля борьбы с еретиками церковь использовала различные средства. В XIII веке верующим запретили читать Библию, знакомиться с ней они должны под руководством служителей церкви. Была создана инквизиция – особый суд для расправы с еретиками. Инквизиция добилась права пытать всякого, попавшего ей в руки. Пытками монахи добивались «признаний» даже от невинных людей.Книга, созданная для выявления ведьм и колдовстваДопрос инквизицииЗаседание инквизиции Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеБорьба с еретикамиЕсли человек признавал свою «вину», то приговаривался к пожизненному заключению или к безболезненной казни. Если не признавал, то его приговаривали к сожжению на костре.По призыву папы организовывались крестовые походы в области, где было много еретиков. Там происходили грабежи и убийства еретиковСожжение на костреОбвинение в колдовстве Поиск решения проблемыМасленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеНадо узнатьИзменилось ли что-то в церкви за пятьсот лет?Какие проблемы появились?Как решала церковь возникшие проблемы?Католическая церковь превращается в крупного феодала, получает огромные доходыСлучай с Генрихом VII открыл нам, как церковь могла бороться с непослушными – отлучением от церкви.-Как теперь мы можем ответить на второй и третий пункты плана урока?-Проблемы – еретики.- Церковь боролась с еретиками, создавая суды инквизиции, используя аутодафе

Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеМонашеские братстваВ XII – XV вв. росло число монашеских братств – орденов, которые помогали папе бороться с еретиками Монашеские ордены:Бенедиктинцы Цистерцианцы – белые монахи , отличавшиеся особой строгостью жизни. Строили свои монастыри в труднодоступных местах, превращая их в поместьяМонастырь цистерцианцевМонастырь бенедиктинцев Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеМонашеские братства1209г. – образование ордена францисканцев. Его основателем был Франциск Ассизский. Они отказывались от всяких владений, жили подаянием. Проповедовали апостольскую бедность, любовь к ближнемуФранциск АссизскийМонах-францисканецТе же правила были и у ордена доминиканцев. Но своим главным делом они видели борьбу с еретиками. Самым известным доминиканцем стал святой Фома Аквинский (1225/1226-1274)Труды Фомы Аквинского легли в основу официального учения католической церкви (томизм)Орденское одеяние — темно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная веревкой, к которой привязаны четки, круглый короткий клобук и сандалии Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеСвятые заступники и христианские святыниДля простых верующих сила церкви была в том, что она могла обеспечить посмертное спасение души. Люди отправлялись в далекий путь, чтобы поклониться святыням – могилам святых, священным реликвиям ( вещи, частички тела святого)Паломники - пилигримыПути паломников к гробнице св. Иакова Поиск решения проблемыМасленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеНо даже в это страшное время, когда суды инквизиции по всей стране выискивали еретиков, появлялись люди, которые понимали, почему простые люди отворачиваются от католической церкви. Их жизнь стала примером для многих, их имена до сих пор включаются во все учебники истории средних веков. Как вы думаете, о ком я говорю?О святом Франциске Ассизском и святом Доминике.
Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеНадо узнатьИзменилось ли что-то в церкви за пятьсот лет?Какие проблемы появились?Как решала церковь возникшие проблемы?УзналиКатолическая церковь превращается в крупного феодала, получает огромные доходыСлучай с Генрихом VII открыл нам, как церковь могла бороться с непослушными – отлучением от церкви.3. Проблемы – еретики.4. Церковь боролась с еретиками, создавая суды инквизиции, используя аутодафе-Как теперь мы можем ответить на проблемный вопрос урока?-Власть католической церкви была могущественной, потому, что она превращается в крупного феодала, Папа Римский имел право судить и смещать королей, с непокорными еретиками церковь боролась с помощью аутодафе и инквизиции, наводящей ужас и держащей в повиновении людей.
Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-Сибирское{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Св. ФранцискПризнакиСв. ДоминикНищенствующий монахГоворил о любви к БогуСтал основателем орденаИстязал свое «грешное тело»Укорял людей в отходе от христианстваБоролся с ересьюРадовался всему миру – творению БожиюПоследние дни провел отшельником на гореПовышенный уровень. Стрелками соедини имена исторических личностей с их характеристиками и действиями.

Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеПовышенный уровень. Кто из странствующих монахов тебе ближе и почему?{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ПозицияМне ближе _________________________________________________________Аргумент (ы)потому что_________________________________________________________ Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеНеобходимый уровень. Расставь события и явления в правильной последовательности.1. Создание инквизиции.2. Католическая церковь завладела огромными богатствами.3. Возникновение ересей.4. Усиление церковной власти.. . . . . . . . . . . . Масленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-СибирскоеПрограммный уровень. Какой процесс здесь представлен усиления или ослабления католической церкви? Приведи одно – два доказательства своей точки зрения.Максимальный уровень. Используй материал, не изученный на уроках{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ПозицияЯ считаю, что ______________________________________________________Аргумент (ы)потому что__________________________________________________________________________________________. . . . . . . . . . . . Домашнее заданиеМасленникова Г.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2» г.Усолье-Сибирское Ваша задача дома – §14Необходимый уровень – выучить фактический материалПрограммный уровень - ответить на вопросы перед параграфом и после параграфа.