Открытое логопедическое занятие по теме: Звук В-В* , буква (Вэ) (1 класс)
Открытое логопедическое занятие с подгруппой детей 1 класса
Тема: « Звуки В-В*, Буква В(вэ)
Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков, познакомить с буквой.
Задачи: Коррекционно - образовательные:
1.Формирование правильного артикуляционного уклада при произношении данных звуков.
2.Закрепить понятие: согласный звук, уметь выделять данный звук из начала слова.
3.Уметь различать мягкий и твёрдый звуки(в-в*)
4.Научить выполнять анализ и синтез слова - Ворона.
5.Закрепить связь между звуком (В) и образом буквы (вэ)
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие речевого внимания, зрительной и слуховой памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3.Развитие артикуляционного аппарата.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
Умение работать в парах.
Оборудование и наглядность:
Картинки, мяч, сигнальные карточки для обозначения звуков, буквы на доске для звуко-буквенного анализа, индивидуальные зеркала, схемы слов. Плакат с изображением Мальвины. Пазлы.
Организационный момент
Вводная часть: ( Дети у доски образуют круг, взявшись за руки)
Логопед: «Ребята, почувствуйте тепло ваших рук, посмотрите в глаза друг другу, подарите самую тёплую и нежную улыбку соседу справа, слева от вас.
А теперь ответьте на вопросы и садитесь на свои места:??? Какое сейчас время года?
Как называется месяц?
Сколько месяцев в году?
Какой сегодня день недели?
Какое сейчас время суток?
Сколько времён года в природе?(дети по очереди отвечают на вопросы и садятся на свои места)
Основная часть
(создание проблемной ситуации перед учениками и подведение их к определению цели данного занятия)
Логопед: «Сегодня у нас не простое занятие, а особенное. Сегодня в нашу школу пришло письмо,оно адресовано самым умным ученикам 1класса. (показ письма детям). Оно от Мальвины. Вот что она пишет:(чтение письма)
Письмо:Дорогие ребята, здравствуйте!В нашей сказочной стране произошло несчастье: злой и жадный Карабас-Барабас решил разогнать все буквы алфавита и одна из букв таким образом попала в ваш мир. Помогите её вернуть. Я знаю, что это будет не легко, ведь злой Карабас-Барабас наложил заклятие на эту букву. А для того, чтобы её расколдовать, нужно выполнить ряд заданий, которые находятся в конвертах. Выполняя задание, вы сможете получить элементы той самой буквы и вернуть её в сказочную страну. Думаю, вы справитесь, и тогда я угощу вас сладким призом в знак благодарности за помощь. (подпись: Мальвина).Логопед: Как вы думаете, сможем ли мы помочь Мальвине, выполнив все задания правильно? (ответы детей)
Тогда будьте внимательны.
Итак: конверт под №1(в конверте лежат картинки с изображением артикуляционных упражнений)
Логопед: Ребята, что нарисован на картинках?(картинки с изображением Улыбки, Вкусное варенье, Блинчик, Лошадка, Грибок) Ребята, что мы должны с вами сделать, посмотрев на эти картинки?(ответы детей)
Логопед: Правильно! Мы должны выполнить артикуляционную гимнастику, а для этого подвиньте индивидуальные зеркала, сядьте прямо,(логопед показывает картинку ,дети выполняют гимнастику)
Конверт№2 (в конверте лежат картинки)
Индивидуальное задание -Сложить картинку ,определить в какого звука начинается слово.
(Дети называют и показывают каждый свою картинку, таким образом приходя к выводу, что сегодня будем изучать звук «В»)
Логопед: посмотрите в зеркала, произнесите наш звук(В)
-Расскажите, что вы заметили в произношении этого звука?
(ответы детей)
-Какой можно сделать вывод?(дети дают характеристику звуку: согласный, звонкий, твёрдый )
Конверт№3(Игры:«Поймай звук» «Пальчики здороваются», «Придумай слова» «Игра с мячом»)
Задание первое : Из ряда произнесённых логопедом звуков надо услышать звук «В» и хлопнуть в ладоши (поймать звук)
(И,М,В,Г,М,В,З,В,Р,Б,В)
Задание второе: Соединяем с большим пальчиком поочерёдно пальчики, начиная с указательного, образуя таким образом «колечки»,при этом проговаривая с вопросительной и утвердительной интонацией слоги: ВА?-ВА!, ВО?-ВО! ВУ?-ВУ! ВЫ?-ВЫ!
Задание третье: Придумать конец слова по названому логопедом началу-(дети добавляют слоги, заканчивая слово и произносят его полностью.)
ВА-(рона)= ВАРОНА
ВО-(ва)=ВОВА
ВЫ-(думать)=ВЫДУМАТЬ.
Задание четвёртое: Игра с мячом: «Братцы»
(дети выходят из-за парт. Логопед называет твёрдый согласный звук и бросает мяч ученику, а тот называет пару этому звуку- мягкий звук и бросает мяч назад логопеду )
Логопед: Ребята, какой можно сделать вывод игры «Братцы»?(дети отвечают: согласные звуки бывают как твёрдые, так и мягкие
Конверт№4 (детям раздаются картинки с изображением предметов, животных, растений, в названии которых есть твёрдый и мягкий звуки (В и В*).
Логопед: Следующее задание заключается в том, чтобы правильно назвать картинки, в названии которых слышится именно звук - В* (мягкий)
(ученики называют слова: виноград, венок, вишня, веник)
Конверт№5 Игра «Сигнальщики»
Логопед: я сейчас я предлагаю вам стать сигнальщиками. Ваша задача будет состоять в следующем: на парте у каждого лежат сигнальные знаки синего и зелёного цвета. Я буду называть вам слово. а вы должны определить на слух какой в этом слове звук: твёрдый- В или мягкий – В*. Если в слове твёрдый звук- поднимаете знак синего цвета, если мягкий звук-знак зелёного цвета.
(логопед называет слова )Физминутка « Барбарики» ( дети выходят из-за парт и выполняют движения за логопедом под весёлую песню « Барбарии»)
Конверт № 6 Выполнить звуко-буквенный анализ слова с помощью сигнальных кружочков синего, зелёного и красного цвета. Работаем в парах. А чтобы понять, какое слово надо разбирать- загадку нужно отгадать. Загадка:
(Окраской-сероватаПовадкой-вороватая,
Крикунья-хрипловата Известная персона
Зовут её ……(ворона)
Из конверта достаём рисунок вороны и крепим на доску.
Один ученик работает у доски, с помощью цветных магнитов выкладывает слово ВО-РО-НА и даёт характеристику каждому звуку, определяет место расположения звука в слове, ударение в слове.
Конверт№ 7 (в конверте находятся элементы буквы Вэ)
Логопед: Соберите из частей целое. Что у вас получилось?
(ответ: буква -ВЭ)
Логопед: предлагаю букву прикрепить на доску.
А сейчас мы возьмём в руку воображаемую кисть и в воздухе попробуем нарисовать букву.
Логопед: Ребята, чем отличается буква от звука(ответ детей)
В воздухе нарисовали, но вы свои буквы не увидели, а чтобы увидеть собственные буквы предлагаю нарисовать букву на бумаге и отправить самую красивую букву Мальвине, которая с нетерпением ждёт её в сказочной стране. Вы можете рисовать цветными карандашами, фломастерами, красками.
А чтобы ваши буквы получились красивыми, предлагаю вместе со мной выполнить пальчиковую гимнастику: «Птичка»
(движения пальцев рук выполняются в соответствии с текстом)
Птичка прилетела,
Головкой повертела,
Поклевала крошки
Из моей ладошки,
Пёрышки встряхнула,
Быстро упорхнула.
Логопед: А теперь можете приступать к рисованию буквы.
Молодцы, вы нарисовали красивые буквы. Кто желает свою букву подарить Мальвине, может поднять её вверх.
Итог занятия: Ребята, скажите, вы справились со всеми заданиями Карабаса? Вы помогли Мальвине?
Вы заслужили от неё сладкий приз?(да)
Тогда я вас угощаю. (ребята получили шоколадные вафли).
Ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы молодцы! Если вам понравилось занятие и вы считаете, что вы хорошо потрудились, покажите так! (большой палец поднят вверх, другие сжаты в кулак, руки вытянуты вперёд)
Всем большое спасибо за работу!