Открытый урок по технологии (мальчики) 6 класс Пчёлы и соты
Конспект урока технологии (мальчики)
6 класс
Тема:
Составила:
Далгатова Арипат Ахмедовна
Учитель технологии МКОУ
«Султанянгиюртовской СОШ №2»
2015 г.
Тип урока: систематизация знаний.
Педагогические задачи: продолжать формировать умение работать с различными материалами, используя необходимые инструменты и приспособления, развивать творческие способности, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют работать с различным природным материалом, используя в качестве приспособления для соединения деталей клей, знают правила работы с ножницами, клеем и применяют их в практической деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: при помощи учителя планируют собственную деятельность: составляют план, определяют последовательность действий по рисункам, данным в учебнике; отличают при сопоставлении с образцом учителя или показом в учебном фильме верно выполненное задание от неверного, корректируют и контролируют свои действия, способны к саморегуляции.
Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию из различных источников: учебника, учебного фильма, рассказа учителя; перерабатывают полученную информацию: сравнивают, анализируют, делают выводы; составляют алгоритм деятельности.
Коммуникативные: умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, вести диалог, задают вопросы с целью получения более полной информации о предмете деятельности, эффективно сотрудничают как с учителем, так и со сверстниками.
Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают неповторимость окружающей человека природы, понимают уникальность каждого живого существа, необходимость бережного отношения к природе.
методы и формы обучения: частично-поисковый, практический; индивидуальная, фронтальная.
Материалы и оборудование: бросовый материал: палочки от мороженого, клей титан, спички для нанесения клея.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: «Пчёлы и соты» мультимедийная презентация.
Основные понятия и термины: композиция, бросовый материал, образец, шестиугольник, приклеить.
организационная структура урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
Природа поражает нас красочностью и разнообразием своих творений. Любой живой организм – это великая красота, тайна и великая загадка.
Вот и я тоже хочу предложить несколько загадок, которые помогут вам догадаться, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Учитель загадывает загадку и показывает слайды.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела.)
Догадались, кому будет посвящён наш урок? (Пчёлам)
Половину видов животного мира составляют насекомые. Они очень различаются по внешнему виду и образу жизни.
Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты».
Вы, конечно, знаете, что люди специально разводят пчёл для получения мёда. Эта отрасль хозяйства называется пчеловодством. А известно ли вам, как давно человек приручил, одомашнил пчёл? Хотелось бы об этом узнать?
О пчелах люди знали еще в доисторические времена. По-видимому, сначала они случайно находили в лесу гнезда диких пчел: скажем, повалил ветер дерево с дуплом и человек смог безнаказанно полакомиться медом. Возможно, что и медведь, разорив гнездо, оставлял часть сотов с медом. Так или иначе, вскоре люди и сами научились находить пчелиные гнезда.
Как называют человека, который занимается пчеловодством? (Пчеловод, пасечник, бортник.)
Чем полезен мед?
Медом лечат раны, простуду и другие заболевания верхних дыхательных путей и легких, болезни сердца, печени, почек, нервной системы и кишечника, глазные и кожные болезни.
Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения (а их немало: мёд, прополис, пчелиный воск) имеют пищевую и лечебную ценность. Даже страшный пчелиный яд является эффективным лекарством. Даже после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчёл) делают лекарство.
А где живут пчёлы?
Отгадайте загадку:
Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте – что за дом?
(Улей)
Улей – жилище пчел, в нем пчелы строят гнездо из восковых сотов. В ячейках сотов пчелы размножаются (воспитывают расплод), складывают запасы корма.
Соты – постройка из воска в виде правильных, симметрически расположенных ячеек для мёда, кладки яичек и цветочной пыльцы у пчёл, ос. (Словарь русского языка С. И. Ожегова; толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова.)
Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника.
В какие цвета раскрашено тело пчел? Благодаря этой расцветке они меньше перегреваются на солнце, да и других цветов пчела просто не различает. Но зато она видит ультрафиолетовые лучи, которые нашим глазам неподвластны.
Угадайте, сколько глаз у пчёлки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и ещё полстолька. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз. 2 больших, расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними).
Пчёлы – трудолюбивые насекомые. Живут они семьями по 60-80 тысяч. В пчелином домике – улье – для всех работы хватает. Как только родится пчёлка, ей поручают чистить улей. Молодая пчёлка проветривает его и подметает. Делает это пчёлка, махая крылышками. Потом она становится нянькой и кормилицей личинок. Ещё через несколько дней ей доверяют строить соты и принимать нектар, который приносят старшие пчёлы. И только после этого ей разрешают самую почётную работу – сбор мёда.
Пчёлы-сборщицы вылетают на работу не по солнцу, а по цветочным часам. Как только утром обсохнет роса на траве, и раскрываются первые цветы, пчёлы вылетают за добычей. За день каждая пчёлка-сборщица прилетит в улей 50-60 раз, принося в зобике нектар. За один вылет она облетает около 20 цветков. Из нектара пчёлы получают мёд. Из пыльцы готовят корм для личинок.
II. Практическая деятельность.
Сегодня наши ученики попробуют встать на место пчёл и будут изготовлять соты из бросового материала. Как вы думаете, какой материал называется бросовым? (То, что мы называем мусором). Сегодня мы будем использовать палочки от мороженого, такого же сладкого как мёд.
Подготовка рабочего места.
Нам нужен будет клей титан, он быстро клеит дерево и прозрачен. Положите на стол палочки, налейте клей в какую-нибудь тару, достаньте спичинку для смазывания клея. Проверьте рабочее место друг друга.
Повторим технику безопасности с клеем.
Клей – опасное химическое вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность. Работая с клеем, пользуйтесь кисточкой. При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу. По окончании тщательно вымойте руки с мылом. Теперь, когда ваши рабочие места готовы, следим за процессом изготовления сот.
Наблюдение за выполнением изделия.
Составьте из палочек шестиугольник на столе, используя таблички с изображением.
Кончики смажьте клеем, так, чтоб не стекало и склейте друг с другом.
Таким образом наращивайте рядом шестиугольники в виде пчелиных сот, сколько поместятся на рабочем столе.
В конце урока мы соединим все соты друг с другом.
Самостоятельная работа.
Можете приступать к работе. Вам поможет таблица на парте.
Учащиеся самостоятельно выполняют изделие. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь.
Теперь, когда соединили все соты учащихся, посмотрите что у нас получилось? Решётка, можно использовать как ширму и т. д. Вот вам ещё одна выгода от наших школьных пчёл.
III. Итоги урока. Рефлексия.
Наш урок заканчивается. Чему он вас научил? Что особенно понравилось? Запомнилось?
Как вы сегодня работали?
Учитель выборочно показывает работы учащихся.
Посмотрите, сколько пчёлок-тружениц у нас получилось. Что хотите сказать? Оцените свою работу и работы одноклассников.
Наш урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других, ничего не прося в замен.
И если вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от нее, боясь ее укусов, а восхититесь этой неутомимой работницей, я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Пчела не так красива внешне, но как прекрасна пользой, которую приносит нам. Запомните: даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен. Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.
Наши красавицы – пчелки
4ђЗаголовок 115