конспект урока Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.
Тема урока: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ
Цели урока: 1)повторить изученный в 5 классе материал об имени прилагательном
как части речи (значение, изменение, синтаксическая роль, употребление в речи) и закрепить умение правильно писать падежные
окончания;
2)создать условия для развития языковой, лингвистической и
речеведческой компетентности учащихся, образного и логического
мышления, их познавательной активности и творческих способностей,
обогащение активного словаря учащихся;
3)воспитать любовь к родному языку, родной природе, творчеству
мастера словесного искусства А.С.Пушкина, привить интерес к их
познанию.
Ход урока
Организационный момент (положительный эмоциональный настрой + запись числа).
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу.
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда за работу!
Успехов желаю я вам!
2. Мобилизирующий этап.
а) -Восстановите по памяти пропущенные слова в отрывке из известного вам стихотворения. (Записано на доске.) (слайд 2)
Под……………….. н..бесами
……………………. к..врами,
Бл..стя на солнце, снег лежит;
.……………. лес один черне..т,
И ель сквозь иней зелене..т,
И реч(?)ка подо льдом бл..стит.
( ? )
-Восстановите по памяти пропущенные слова, в отрывке из известного стихотворения.
-Прочитайте его выразительно.
-Назовите автора, название произведения (А.С.Пушкин «Зимнее утро»).
-Запишите этот отрывок в тетрадь. Не забудьте про Ф.И.О автора.
б) Орфографическая работа.
- Сгруппируйте слова с одинаковой орфограммой парами, объясните их написание
(небесами – коврами, блестя – блестит,
чернеет – зеленеет).
Какие из них являются однокоренными? (блестя – блестит)
А реч(?)ка? Найдите для неё пару среди слов в записанном отрывке (прозрачный).
в) -Какие слова в стихотворении говорят о том, что перед нами действительно зимнее утро? (Снег, иней, подо льдом).
-Назовите только слова, которые вы вставили. К какой части речи они относятся?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Имена прилагательные (слайд №3)
Запись темы в тетрадях и на доске.
г) Прочитаем эпиграф к уроку. (слайд №4)
Объявление цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе, а именно: значение, изменение, их роль в предложении и нашей речи, а также правописание падежных окончаний прилагательных.
3. Актуализация знаний и умений учащихся.
Имя
прилагательное
-И будем работать по привычному для вас плану характеристики части речи
( слайд №5):
1. Что обозначает?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Как изменяется?
4.Каким членом предложения является?
б) -Начнём со значения. Как бы вы ответили на первый вопрос? (Имя прилагательное обозначает признак предмета).
-Что может быть признаком? (Цвет, форма, размер, запах, качество……).
-Охарактеризуйте вставленные прилагательные из стихотворения с этой точки зрения.
(Голубыми – цвет, великолепными и прозрачный – качество)
в) Работа в группах.
Повторим правила работы в группах. (слайд №6)
-А теперь подберите к существительным, которые записаны на доске в столбик, признаки, выраженные именами прилагательными, и запишите получившиеся словосочетания в тетрадь. Постарайтесь, чтобы признаки были разными: цвет, размер, качество и т.п.
Ветер
снег
облака
деревья
( Сильный ветер, рыхлый снег, лёгкие облака, высокие деревья и др.)
- Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными? Обозначьте их соответствующим значком.
- Как в литературе называют такие эмоционально - окрашенные словосочетания? (Эпитеты) (слайд №7)
в) - Какие ещё слова в стихотворении, кроме прилагательных, помогают нам увидеть картину зимнего утра «в цвете»? (Чернеет, зеленеет).
-К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы).
-Почему вы так решили? ( Они отвечают на вопрос: что делает? Обозначают действие предмета).-А на какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Это уже второй вопрос плана).
(Какой? Чей?).-Давайте поиграем! Встаньте! Я буду называть однокоренные слова. Если вы услышите среди них имена прилагательные, то присядьте на корточки. Не забывайте про вопросы! Заодно и разомнёмся немного. Всем ли понятно условие игры?
-Зима, зимний, зимовать, зимостойкий, зимовка, зимой, зимоустойчивый.
-Какие из названных прилагательных являются синонимами? (Зимостойкий и зимоустойчивый)
-Какие это слова по своему составу? (Сложные)
- Докажем это. Запишем их в тетрадь и на доску, выделим в них корни, объясним написание соединительной гласной.
-Какое слово из стихотворения Пушкина тоже когда-то было сложным? (Великолепными)
-Выделите в нём современный корень. (Великолеп-)
-Из каких корней оно состояло? Можно их выделить пунктиром. (-велик- и –леп- с соединительной гласной О)
- В каких словах сохранился корень –леп- со значением «хороший, ладный» в русском языке? (Нелепый, нелепость, нелепица)
-Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой даёт такое толкование этих слов:
Нелепый– неоправдываемый здравым смыслом, странный, несуразный. Н. ответ. Н. вид. Н. характер.Нелепость – нелепое высказывание, нелепый поступок. Наговорить нелепостей. Нелепица (разг.) – то же, что нелепость. (Тортев Данил- подготовился дома)
- Составьте и запишите предложение с прилагательным нелепый.
- Назовите грамм. основу предложения, назовите словосочетание сущ.+прил.; назовите признаки прилагательного)
г) - А теперь настала пора вспомнить, как же изменяются имена прилагательные. (Третийвопрос нашего плана) (слайд 8)
- е) - Наконец, поговорим о роли прилагательных в предложении и нашей речи. Как бы вы ответили на четвёртый вопрос плана? ( Чаще всего в предложении прилагательные бывают определениями, а краткие прилагательные - сказуемыми).
4.Работа по вариантам
«Пригласите прилагательные в дом» (слайд №9)
1-ый вар.-полные 2-ой вар.-краткие
( руки, красен, умел, красота, яркий, жёлтый, впечатлителен, ноги, красивый, зеленый, зелен, желт, умен, красивый, решителен, интересный, небо)
5. Домашнее задание
_______________________________
Вставьте недостающие по смыслу прилагательные, выделите в них окончания и сверху укажите падеж. Озаглавьте текст.
_____________________________________
Наступила ………………. зима. Стоят …………………… дни. По …………………...
небу плывут …………………….. облака. ………………………… деревья спокойно качают своими ……………………….. ветвями. Дует ……………………... ветер. Повсюду
лежит …………………….. снег.
- В выполнении этого задания вам могут помочь записанные в тетради словосочетания.
(Комментарий о его выполнении давался ранее.)
6. Рефлексия
(сдайд №10)
- Составим схему (кластер), подведя итог нашему уроку.