Урок-обобщение изученного по теме «Имя существительное» 3 класс

Тема: «Обобщение изученного по теме «Имя существительное» Цель: обобщение знаний о грамматических признаках существительного
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1.Актуализация знаний
- Настал новый день, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы дружные и внимательные, добрые и приветливые. Сегодня у нас не совсем обычный урок, а необычен он тем, что на нём присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.
- Начинаем работу. У нас всё обязательно получится.
Расшифровать анаграмму (праздник). Обратимся к лексическому значению слова праздник.
-Какой праздник мы отмечаем на этой неделе?
- Сейчас возрождаются народные традиции. Мы все больше узнаём о народных праздниках, обрядах.
- К какой части речи относятся слова праздник и масленица? Докажите.








На интерактивной доске расшифровывают анаграмму.
-Масленицу


-Имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что?

2.Целеполагание.
В течение нескольких уроков мы говорили об имени существительном. Сегодня обобщим пройденный материал. Давайте вспомним, чему мы научились, изучая раздел «Имя существительное».


Стр.7 учебника

3.Концептуализация
1.- Грамотно писать мы должны не только имена существительные, но и все слова.
Вспоминаем правила сидения за партой. Они всегда перед вами. Обращаю ваше внимание на положение тетради. тетради.
-Назовите орфограмму в слове праздник

-Запишите слова в соответствии с образцом на доске.
Обратите внимание на правильное написание элементов букв.
Двадцать седьмое февраля.
Классная работа.
Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

(Непроизносимый согласный в корне слова)

Праздник, масленица.


4.Моделирование
2.Чтобы узнать побольше об этом празднике, нам нужно восстановить текст (задание по группам)

Масленица - один из самых радостных и светлых народных праздников. Целую неделю народ провожает холодную зиму зиму. На масленицу устраивают народные гулянья, ходят друг другу в гости. В каждом доме обязательно пекут блины. Красивые и вкусные блины знаменуют весеннее солнце.
- Зачитаем полученные предложения выразительно, соблюдая правильную интонация.
- Прочитайте предложения про себя и подумайте, можно ли их назвать текстом.
- Докажите, что это текст.

-Как озаглавим данный текст?

Подберите синоним к слову «знаменует»
-Значение какого слова вам не понятно?
- Запишем последнее предложение в тетрадь и выполним его синтаксический разбор.
-Какими членами предложения могут быть имена существительные
·?
-Вспомним грамматические признаки имён существительных, выполнив морфологический разбор слова блины.


- Блины - символ солнца, наступления весны.

Каждая группа получает слова, из которых нужно составить предложение. Далее распределить предложения так, чтобы получился текст.






-



Предложения связаны по смыслу и объединены общей темой. Текст можно озаглавить.

Масленица

Знаменует-означает.
Красивые и вкусные блины знаменуют весеннее солнце.
(Синтаксический разбор на доске).
Знаменуют-означают
-Подлежащим, второстепенным членом (дополнением)

Морфологический разбор слова блины






Физкультминутка.
Солнце ясное проснулось,
Нам с вами улыбнулось.
Луч солнца нас слегка коснулся
И вместе с нами потянулся.
Отдохнем мы от науки,
Протянем к солнцу дружно руки.
Теперь, чтоб личико согреть,
На солнце нужно посмотреть.
Пока мы солнцем любовались,
Минутки отдыха умчались.
Вернемся снова мы к науке.
О солнце кто расскажет?
Поднимите руки!
Мы ведь не просто отдыхали,
Мы слово солнце просклоняли.

- Что называется склонением?


_Установите соответствия между формами слова весна и падежами

















-Изменение по падежам.


Праздник масленица-это проводы зимы и встреча весны
Каждый день масленицы имел своё название.
Понедельник-встреча (в этот день наряжали соломенное чучело и начинали печь блины)
Вторник-заигрыш (С раннего утра молдёжь веселилась и каталась с гор на санках.
Среда-лакомка (в этот день зять приходил к тёще на блины).
Четверг-разгул (Люди катались на лошадях, устраивали кулачные бои).
Пятница-вечёрки (Зять принимал тёщу у себя дома).
Суббота-золовкины посиделки (Золовки приходили в гости к молодым невесткам).
Воскресенье-Прощёное воскресенье (в этот день просили друг у друга прощенье и сжигали чучело масленицы)

Более подробно об обрядах каждого дня масленицы мы узнаем сегодня на уроке музыки.

А сейчас обратите внимание на слово заигрыш и определите в нём орфограмму.
(распределить слова на 2 группы: с ь и без ь): заигрыш, товарищ, помощь, речь, силач, вещь, молодёжь, луч, пейзаж. (самостоятельно, самопроверка).
Если вы не допустили ошибки-«5»
1-2 ошибки-«4»
Более 2 ошибок-«3»





















Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.


Итог урока


А сейчас подведём итоги. Какие знания об имени существительном помогли нам сегодня на уроке русского языка?


Домашнее задание
Дома вы ещё раз обобщите знания по данной теме, выполнив интерактивные задания «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Имя существительное».


Рефлексия.










15