О музее Кладезь мудрости, творчества, место добрых встреч


Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Районный центр детского творчества»
Прохладненского района КБР


Автор:
Пшукова Альбина Кубатиевна,
воспитанник творческого объединения
«Юные историки», 6 класс.
Руководитель:
педагог дополнительного образования
Цагова Аминат Леонидовна.
2010 год
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________ 3
«КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ, ТВОРЧЕСТВА, МЕСТО ДОБРЫХ ВСТРЕЧ» _4
МОЁ СЕЛО_______________________________________________________5
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ__________________________6 -7
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ____________________________8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________9-10
ЛИТЕРАТУРА___________________________________________________11
ПРИЛОЖЕНИЕ__________________________________________________12
Введение.
“Любовь к родному краю,знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться ростдуховной культуры всего общества”.
Д.С.Лихачёв
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

Основная работа нашего музея - сбор экспонатов, поисковая работа, работа с архивом, систематизация и оформление собранного материала.
Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.
Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности.
В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися.
Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательном процессе.
14974701502170

   Музей – это - то место, где продолжается память. Чтобы жила память о конкретном человеке, о народе, о явлении, связанном с жизнью и деятельностью людей, в музее собираются вещественные источники, помогающие поддерживать эту память.
   Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного   выпускника,   педагога, ветеранов и т.д.   В   каждом  из   таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.
МОЁ СЕЛО.
В моей красивой республике Кабардино-Балкарии много поселений и городов, а мне хочется рассказать о моем селении Карагач, что находится в Прохладненском районе. Первые упоминания о с.Карагач относятся к середине XIX века. До революции селение называлось Иналово, по имени князей Иналовых, владевших окрестными землями. В 1920 году село переименовали в Карагач, так как в местных лесах обильно произрастало ныне исчезающее дерево Карагач.
История Прохладненского района насчитывает более 250 лет. Наш район богат историческими фактами, имеет красивые природные объекты и конечно знаменит своими жителями, которые его прославляют.
Я учусь в МОУ «СОШ № 1 с. Карагач», на базе которого действует школьный музей – хранитель истории и духовного богатства народа, о котором я хочу рассказать.
Девиз нашего музея - "Никто не забыт, ничто не забыто".
И поэтому целью моей работы является: показать значение школьного краеведческого музея в воспитании подрастающего поколения и в сохранении для современников и потомков подлинников и первоисточников, представляющих историческую ценность. Краеведческая информация собирается по следующим направлениям: история, этнография, туризм, география, экология, литература.
Для выполнения этой творческой работы я поставила следующие задачи:
изучить литературу о значении краеведения в системе воспитания;
выяснить роль школьного музея в патриотическом воспитании воспитанников творческого объединения «Юные историки» и учащихся школы.
Музей является хорошей базой для краеведческой работы. В системе образования России и, в частности, нашей республики – Кабардино–Балкарии, краеведение – традиционное и эффективное средство обучения и воспитания детей и молодёжи. Краеведческая деятельность – эффективный способ развития личности и нравственных качеств ребенка. Она способствует более глубокому изучению истории родного края, толерантности, сближению людей разных национальностей, что очень важно. Ведь в Российской Федерации проживают люди 182 национальностей, а на Северном Кавказе – 137 национальностей.
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.

Историко-краеведческий музей в нашей школе возник в 1999г. как
результат поисковой деятельности взрослых и юных краеведов школы.
С 2008г. руководителем музея является Цагова Аминат Леонидовна — педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Районный центр детского творчества», а также человек, который своими руками превратил уголок нашей школы в музей по истории селения Карагач. Задачами для Аминат Леонидовны являются сохранение, накопление и систематизация накопленного материала; привлечение большего количества детей и взрослых к работе в музее. Работа строится по следующим направлениям: сбор экспонатов, поисковая работа, работа с архивом, систематизация и оформление собранного материала.
Вот как отзывается о ней её коллега Отарова Жанна Каральбиевна:
«Важная роль в развитии ребенка отводится сейчас социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития личности является воспитание любви и уважения к родной стране, к её законам и символам. Этим благородным делом занимается кружок «Юные историки» под руководством Аминат Леонидовны в нашей Карагачской школе. Мы её поддерживаем и будем поддерживать в дальнейшем».
Музей хотя и существует недавно, но уже имеет старинные и интересные предметы быта, труда и другие исторические объекты. При музее работает группа детей-экскурсоводов. Экскурсии на различные темы проводятся для учащихся школы, родителей, односельчан, гостей нашей школы.
Краеведческая деятельность в средней образовательной школе № 1 с. Карагач является приоритетным направлением в воспитательной работе и дает только положительные результаты:
развитие личности – будущего гражданина нашей Родины;
глубокое изучение истории родного края;
повышение уровня социальной активности;
приобретение знаний, навыков, умений в исследовательской деятельности.
Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся.
Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого.)

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью республики, родного села, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения сельского поселения Карагач, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
В настоящее время в школьном музее действуют следующие экспозиции:
- «История селения Карагач»;
- «Военная летопись селения»;
- « История школы »;
- «Почётные жители с. Карагач »;
- «Ветераны войны»;
- «Ветераны труда»;
- «Учителя-ветераны»;
- «Предметы быта».
Оформление материалов в экспозиции отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений.
4232910212725179070212725

-100330254635
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ.
«Память - это тот посох,
на который человек опирается
в своем жизненном пути,
она делает его зрячим…» (В.П.Астафьев).
Музейная педагогика, воспитывающая гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, навыков исследовательской работы учащихся,  столь необходимых в современном мире.
  Чувство настоящего времени не приходит извне, оно возникает внутри человека тогда, когда для него важно происходящее вокруг него и когда он сам важен и значим для окружающего мира. В этом смысле музейная педагогика станет весьма значимой, ведь встреча с прошлым открывает для учащегося его настоящее. Особую роль здесь может сыграть создание собственными руками музея школы, где учились твои родители, бабушки и дедушки, а быть может, прабабушки и прадедушки. Мы должны узнать прошлое, чтобы увидеть будущее. Наша работа в школьном музее продолжается и будет продолжаться, пока есть прошлое, настоящее и будущее.
167005307975
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша школа №1 гордится славной и богатой событиями историей, многие годы чтит свои традиции. В стенах школы выросло несколько поколений достойных граждан нашей страны.
Во все времена здесь особое значение придавалось нравственному воспитанию учащихся, в школе постоянно проводятся интереснейшие мероприятия для детей и с их непосредственным участием.
Наш музей пользуется большой популярностью, его постоянно посещают учащиеся нашей школы. Экскурсии в музее проводит группа из числа воспитанников историко-краеведческого объединения «Юные историки». Выводы напрашиваются следующие: школьный музей помогает воспитанникам нашего объединения «Юные историки» и учащимся, которые его посещают узнать много интересного о своем селе, земляках и их трудовых и военных подвигах. Лекторы постоянно участвуют в конкурсах и неоднократно занимают в них призовые места. Учащиеся с исследовательскими работами об истории селения Карагач, о жизни интересных людей ежегодно принимают участие в различных районных («Моя малая Родина») и республиканских конкурсах («Мой край – Кабардино-Балкария», «Моя родословная», «Родина помнит, Родина чтит»).
Также принимают активное участие во встречах с участниками войны.
На базе школьного музея планомерно ведётся научно-исследовательская работа. Занимаясь краеведческой деятельностью, учащиеся стали изучать историю республики, района, селении Карагач, вести поисковую деятельность через архивы г.Нальчика. Дети учатся наблюдать, собирать необходимые материалы, фиксировать, анализировать, доказывать свою точку зрения, коллективно обсуждать проблемы, систематизировать свои наблюдения, писать прекрасные творческие работы, защищать их на районных, республиканских конкурсах и конференциях.
Чем ещё занимается творческое объединение «Юные историки» рассказал Амирхан, ученик 7 класса:
«История – это наука о прошлом. Вернее, о том, как прошлое влияет на настоящее. Слово «история» в переводе с греческого означает «исследование, или рассказ о прошлом». Мы исследуем и рассказываем об этом, поэтому наш кружок назван «Юные историки». Занятия Аминат Леонидовна проводит очень интересно. Мы не только слушаем рассказы руководителя, но и пользуемся красочными наглядными пособиями, смотрим фильмы, занимаемся исследовательской, поисковой работой, а затем пробуем делать презентации по данным темам.
Недавно мы посетили музей в Прохладном. Татьяна Георгиевна рассказала нам о жизни нашего народа, об их быте, традициях и обычаях, рассмотрели различные экспонаты. Мы узнали много интересного, нового.
Также собираем материалы об участниках и событиях Великой Отечественной войны.
События сегодняшнего дня станут достоянием истории уже завтра. Они войдут в бесконечную цепь событий, которые начинаются в седой древности и теряются в отдаленном будущем. Как повлиять на ход истории, чтобы сделать её лучше, человечнее, добрее?
Я пока не решил для себя этот вопрос, но именно изучение истории поможет мне в этом».
В школьном музее хранятся экспонаты, рассказывающие о Великой Отечественной войне. К нам в школу часто приходят ветераны. Они делятся своими воспоминаниями о славном военном прошлом.

Экспозиции музея используются учителями истории на уроках. Их опыт подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.
Практическая значимость моей творческой работы выражается в следующем:

ЛИТЕРАТУРА:
Литературная Кабардино-Балкария. Нальчик, 2006 год.
Литературная Кабардино-Балкария. Нальчик, 2008 год.
Интернет  festival@1september.ru.
В.И.Даль. Толковый словарь живого великого русского языка.
Москва, 2006 год.
История многовекого содружества. Издательство М. и В. Котляровых. Нальчик, 2007 год.