Урок-сказка Математика учит справедливости (введение понятий доли и дроби)


Урок-сказка «Математика учит справедливости»
Предмет: математика
Класс: 5
Учитель: Моисеева Е.В.
Тема урока: Доли
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для учащихся
Мультимедийное обеспечение: презентация «Сказка В. Сутеева «Яблоко».
Цель урока: Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.
Цели по содержанию:
- личностные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты, развивать умения разрешать конфликтные ситуации, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для достижения справедливого решения проблемы, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Метапредметные: создать условия для открытия новых понятий – доля, дробь и их составляющих, способствовать развитию умений записывать информацию в текстовом и знаково- символическом виде.
- обучающие: дать понятие о делении целого на доли, ввести понятие дроби и ее составляющих, учить моделировать в графической, предметной форме доли и дроби, читать дроби, называть числитель и знаменатель обыкновенной дроби, объяснять их содержательный смысл.
Коррекционная составляющая урока (занятия):
конкретизировать представления о геометрических фигурах: треугольник, квадрат, развивать зрительное восприятие, корректировать индивидуальные пробелы в знаниях.
Ход урока
Организационный момент.-
Здравствуйте, ребята! Правильно ли вы сидите?
Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности
Ребята, мы сегодня отправимся в какую сказку.
Просмотр презентации «Сказка В.Сутеева «Яблоко»

Как решили спор звери.? Как еще можно назвать часть целого. Как называется часть апельсина
Тема «Доли». Доля – часть чего-нибудь.(Из толкового словаря Ожегова С.И.)
Целеполагание. Планирование деятельности.
Знакомо ли вам понятие доли в математике? Какие цели мы поставим на нашем занятии?
Этап «Новая тема».
Людям часто приходится делить целое на доли.
Самая известная доля – это, конечно, половина.
– Где можно услышать слово с приставкой “пол”?
– Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.Посмотрите правило по русскому языку как пишут слова с приставкой “пол”.

На языке математики это записывают так 12. Посмотрите что общего вы заметили. Черта. Для записи долей используют черту, она называется дробной чертой. Внизу записывают на сколько частей разделили целое . Число над чертой называется числитель, а под чертой - знаменатель.
Дробь из словаря.
Мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья.
Число, состоящее из частей единицы.
Частые, прерывистые звуки, например барабанная дробь.
Выбери подходящее определение
Этап практический
Возьмите 2 одинаковых квадрата. Один разделите 2 равные части. Как вы можете это сделать
Сколько долей в целом квадрате? Целый круг это 1, а половина ?. Подпишите обе половинки.
Покажите мне 1/2 квадрата, 1/4 . А ещё можно разделить квадрат на части?
Сколько месяцев в году?
– Какую часть от года составляет 1 месяц?
– Какую часть от года составляет лето?
– Составьте сами вопрос, используя календарь.
Этап заключительный
Вернёмся к нашей сказке. Какую часть получил каждый герой. А у меня есть 3 яблока. Давайте посчитаем если я разделю каждое на четыре части, хватит ли нам? На сколько частей вы предлагаете разделить ? Будет это справедливо.
Рефлексия.
Что вы узнали нового?
На экране 2 картинки. На одной драка за яблоко. На другой – как это яблоко разделили. Поставьте звёздочку возле той картинки, которая вам нравится.