Разработка адаптированной индивидуальной рабочей программы для детей со сложным дефектом развития


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Афанасьева Ольга Игоревна
(МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ОШ «Гармония»)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Разработка адаптированной индивидуальной рабочей программы для детей со сложным дефектом развития
по программе повышения квалификации для педагогов, учителей - предметников, классных руководителей, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»
2015 год
Оглавление
Введение
Глава 1 Нормативно-правовая база и особенности ребенка со сложным дефектом развития, с умственной отсталостью.
Глава 2 Реализация адаптированной индивидуальной программы для детей со сложным дефектом развития.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения.
Введение
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Цель реализации адаптированной образовательной программы:
-обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на образование, получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих их психофизическим возможностям, навыков по различным профилям труда, отвечающих требованиям Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач:
- обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
- обеспечение получения качественного начального, основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми обучающимися;
- взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы;
- проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;
- обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
- организация обучения больных детей на дому и в специальных классах с разработкой индивидуальных планов, учитывающих психические и физические особенности учащихся,
- обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с
рекомендациями САНПИН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
В основе реализации адаптированной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:
- формирование соответствующей целям основного общего образования социальной среды для развития обучающихся в ОУ в соответствии с действующими Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
- элементарно-практический характер обучения, направленный на разрешение главной задачи подготовки детей к максимально возможной социально-трудовой адаптации.
Адаптированная образовательная программа основного общего образования сформирована с учётом:
- перехода от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению учебной деятельности на ступени основной школы, связанной с получения знаний в основной школе по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих психофизическим возможностям детей, привитию навыков по различным профилям труда;
- изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества
переходом от проведения занятий одним педагогом к проведению учебных занятий педагогами по каждому образовательному предмету;
- отсутствия единства требований в ходе учебного процесса, сколько учителей, столько различных требований и оценок;
- совпадения перехода обучающихся в основную школу с предкритической фазой развития ребенка, характеризующейся началом перехода от детства к взрослости, активной физиологической и биологической перестройкой всего организма ребенка в этот период.
- значительно сниженной познавательной активностью, узости круга интересов, гораздо меньших возможностей, чем у нормально развивающиеся сверстники, недостатков в эмоционально-волевой сфере.
Исходя из учета особенностей возраста и характеристик учащихся по возможностям обучения, организуется адекватное построение образовательного процесса и выбор условий и методик обучения. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья, независимо от уровня его возможностей и структуры дефекта, был вовлечен в учебную деятельность и чувствовал себя комфортно в стенах учреждения.
Все программы, используемые в учебно-воспитательном процессе, должны учитывать особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для успешной социальной адаптации.
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями интеллектуального развития определяет содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения. Она учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Адаптированные рабочие программы предметов входят в состав адаптированной образовательной программы.
Учреждение должно обеспечивать:
1) условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) формировать общую культуру личности обучающихся на основе усвоения
специального государственного образовательного стандарта;
3) адаптировать и социализировать обучающихся к жизни в обществе;
4) обучать различным профилям труда с учетом психофизических особенностей детей, в местных условиях;
5) формировать здоровый образ жизни.
Учреждение создает условия для максимального развития обучающихся. Через работу педагогического коллектива обеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов детей с опорой на особенности того или иного возраста, на зону ближайшего развития .Нужно помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис.
Корректировать отклонения, имеющиеся в развитии и поведении.
Создавать положительную обстановку , снимать «синдром неудачника».
Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.
Способствовать адаптации в коллективе сверстников, умению включаться в социальные и внутриколлективные отношения.
Задачи в социальной реабилитации:
Привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.
Педагогический коллектив Учреждения должен учитывать , что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении со взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении.

Глава 1. Нормативно-правовая база и особенности ребенка со сложным дефектом развития, с умственной отсталостью.
Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Право на образование является одним из важнейших социокультурных прав человека. Реализация права осуществляется на основе принципа признания, равенства и защиты прав каждого. Российское законодательство в соответствии с нормами международного права признает, что любому ребенку должна быть в равной мере обеспечена возможность получать образование.
Дети с ограниченными возможностями являются одним из субъектов с особым правовым статусом в сфере образования. Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Появление особенностей в правовом регулировании отношений по воспитанию и обучению таких лиц вызвано необходимостью обеспечения им дополнительных гарантий в виде специальных условий получения образования, без создания которых оно может оказаться недоступным. 1.
В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. №120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья».
Шинкарева Е.Ю. в своей работе «Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом» отмечает, что термин «ребенок с ограниченными возможностями» укрепился в практике российских специалистов по работе с детьми в 90-х годах ХХ века. Он заимствован отечественными специалистами из зарубежного опыта. В сфере образования понятие «ребенок с ограниченными возможностями» характеризует часть детей, которые не могут в силу физических, психических, умственных недостатков овладеть обычной школьной программой и нуждаются по этой причине в специально разработанных стандартах, методиках, содержании образования. В то же время в российской педагогической науке используется множество разнообразных терминов, которые охватываются общим понятием «ребенок с ограниченными возможностями»: дети с нарушениями развития, дети с недостатками в развитии, педагогически запущенные дети и т.д. .Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений и на их предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на их предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В свою очередь, родителям предоставляют право выбирать форму обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, являются Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными способностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.
Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ: ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свобода человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Особенности детей со сложным дефектом, с умственной отсталостью.
В литературе и практике в настоящее время не установилась единая терминология, одни и те же нарушения могут быть названы и сложными, и комплексными, и множественными.
Нарушения в развитии детей подразделяются на единичные (изолированные) и множественные (сложные). Единичными называют нарушение одной из систем организма, например слуха или зрения. Множественные или сложные нарушения в развитии ребенка – это повреждение двух и более систем организма, например, слепоглухота, слепота с сочетании с нарушением речи, умственная отсталость вкупе с нарушением слуха и так далее. До сих пор в нашей стране не существует официального определения сложного нарушения как особого вида детской или взрослой инвалидности. Она определяется по одному, наиболее выраженному нарушению.
Проблемы в развитии ребенка могут быть обусловлены множеством причин, которые необходимо рассматривать с различных позиций: времени возникновения нарушений – внутриутробное развитие (пренатальный период), период родовой деятельности (натальный), после рождения (постнатальный период); степени его выраженности; характера и тяжести нарушения, как органическими (поражение ЦНС), так и функциональными (социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация и др.) причинами. Наиболее известными из внутриутробных заболеваний являются краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмос, цитомегаловирусная инфекция и др. Причинами врожденных нарушений зрения и слуха, нарушений зрения и умственной отсталости может стать заболевание матери токсоплазмомом, сифилисом и пр. Такие поснатальные заболевания, как корь или скарлатина, тяжелый грипп или нейроинфекции, перенесенные в детском возрасте, также могут привести к сложному нарушению развития у ребенка. К сложному нарушению зрения и слуха с возрастом может привести тяжелый диабет и ряд других соматических заболеваний. Для обоснования медицинских и психолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию нарушений функций, необходимы медико-психологический анализ структуры дефекта и выявление причин, обусловливающих нарушение, определение степени его тяжести. 1
Также можно рассматривать несколько вариантов этиологически сложного нарушения:
- один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот (например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы);
- оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери);
- каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (например, ребенок приобрел нарушение слуха в результате перенесения скарлатины, а нарушение движения наступило от травмы позвоночника);
- два дефекта возникли в результате одного и того же экзогенного фактора.
Наиболее изучены последние два варианта причин сложных нарушений, когда одно заболевание (наследственное или экзогенное) может стать причиной сложного или даже множественного нарушения развития у ребенка. В группе множественных нарушений у детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случает генетическое происхождение. Реже встречаются хромосомные синдромы как виды сложных нарушений. Классический пример множественного дефекта хромосомного происхождения – это синдром Дауна. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70% случаев имеются нарушения слуха и в 40% - выраженный дефект зрения. Почти у 30% детей с синдромом Дауна имеют множественный сенсорный дефект (нарушение зрения и слуха) в сочетании с умственной отсталостью.
Рассматривая процесс развития как единый процесс, где каждый последующий этап зависит от предыдущего, а каждый предыдущий способ реагирования зависит от достигнутого ранее, Л.С. Выготский говорит о необходимости различать первичный дефект и вторичное осложнение развития.
Само понятие «умственная отсталость» имеет собирательное значение, которое объединяет самые разные по своему происхождению формы патологии психической деятельности. В это чисто включают формы умственной отсталости, связанной с повреждением мозга генетическими, органическими, интоксикационными и иными вредностями. Умственная отсталость характеризуется рядом общих клинических признаков. Ведущий признак – общее недоразвитие всех сложных форм психической деятельности. При этом патологическом состоянии – врожденном или приобретенном в возрасте до 3-х лет – страдают интеллект, мышление, восприятие, память, внимание, речь, двигательная и эмоционально-волевая сфера.
Клиническая картина умственной отсталости проявляется не только в общей психологической неполноценности, но и в различных неврологических и соматических симптомах, что является показателем недоразвития и неправильного развития не только головного мозга, но и всего организма. Особенно это положение касается и тех случаев, когда имеет место биологическое повреждение зародыша.
Больные нередко обращают на себя внимание уже свои внешним видом: непропорциональное телосложение, череп то значительно уменьшен (микроцефалия), то увеличен (гидроцефалия), выражение лица, рот полуоткрыт, конечности короткие, движения неловкие, угловатые, часто недостаточно координированные. Помимо вторичных дефектов слуха, зрения, речи, присутствуют и пороки развития внутренних органов.
Характерным для умственной отсталости является недоразвитие речи. Большинство начинает говорить после 4 лет. Медленное развитие речи иногда является выражением недостаточного развития моторики и неспособности владеть своими движениями. В таких случаях понимание речи начинается раньше, чем умственно отсталые дети начинают говорить (немота без глухоты). В других случаях недостаточность речи больше связана с дефектом высших психологических функций, чем двигательных. Речь при этом бедна запасом слов, построение фраз детское. Часто отмечается неправильное соотношение между отдельными частями предложений, аграмматичное построение фраз, отсутствие в них спряжение и склонения. Такую речь дополняют неправильное произношение отдельных звуков, бедность интонаций, затруднение при переходе от слога к слогу, от слова к слову. При достаточно развитой устной речи может быть недоразвита способность к чтению и письму.
Для умственной отсталости характерна более или менее недостаточность как предпосылок интеллекта (внимание, память), так и его высших функций (способность к сопоставлению, обобщениям, анализу и синтезу, способность к творческому, оригинальному и абстрактному мышлению, к самостоятельным суждениям и умозаключениям).
Процесс восприятия часто ограничен различными дефектами, но и при хорошем слухе и зрении восприятие внешних впечатлений затрудняется из-за недостаточности активного внимания. При тяжелой умственной осталости страдает и пассивное внимание. При всяком психическом напряжении умственно отсталые дети устают гораздо быстрее, чем их здоровые в психическом отношении сверстники.
Отмечаются и заметные нарушения памяти. Они могут быть обусловлены неспособностью удержать в памяти воспринятые образы или установить связь с предыдущим опытом. Наряду с явной недостаточностью смысловой памяти иногда наблюдается хорошая изолированная память на имена, числа, даты, мелодии.
В связи с тем, что в основе умственной отсталости лежит повреждение головного мозга, у больных могут наступать декомпенсация или временные ухудшения их психического состояния. Эти декомпенсации выражаются в тревоге, расстройствах настроения, головных болях, ухудшения сна.
Умственная отсталость, как любое заболевание или патология имеет разнообразные критерии, благодаря которым заболевание подразделяется на виды, степени и формы.
1 степень – дебильность. Составляет подавляющие 75% от общего количества случаев умственной отсталости у детей.
2 степень – имбецильность. Около 20%.
3 степень – идиотия. 5% общего числа расстройства.
Именно для ребенка с умственной отсталостью, с нарушение речи, но с хорошим слухом и зрением, без нарушений опорно-двигательной системы будет разрабатываться адаптированная индивидуальная рабочая программа.
Глава 2. Реализация адаптированной индивидуальной программы для детей со сложным дефектом развития.
При составлении адаптированной индивидуальной рабочей программы был выбран предмет «Счёт».
Программа предназначена для учащихся со сложной структурой дефекта и носит элементарный предметно-практический характер.
На уроках счета осуществляется математическое развитие детей, то есть количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка. Основной задачей обучению счету детей со сложной структурой дефекта является задача социальной адаптации учащихся с целью дальнейшей интеграции в общество в том объеме, который доступен каждому ребенку индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы максимально связывается с жизненным опытом учащихся и соответствует условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети. Одна из задач уроков счета в школе – научить умственно отсталых детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. Познавательная деятельность детей с умственным недоразвитием особенно затруднена в вопросах овладения элементарными математическими знаниями. С большим трудом формируется понимание количества, числа, меры, временные и пространственные представления, операции сравнения, сущность действий сложения и вычитания, математические отношения между числовыми данными простой задачи и прочее. Дети учатся математическим действиям с предметами, с игрушками, практическим действиям по перемещению, наложения и приложению предметов, объемных и плоскостным моделей. На уроках счета происходит коррекция нарушений общей моторики, дети учатся перемещаться в пространстве класса, выполнять двигательные упражнения, ориентироваться на плоскости стола и листа бумаги. Уроки счета способствуют обогащению словаря, пониманию слов и выражений. На уроках счета решаются некоторые задачи социальной реабилитации и адаптации учащихся с интеллектуальным нарушением посредством формирования доступных учащимся математических знаний и умений, а так же умений практически применять их в повседневной жизни; максимального общего развития учащихся средствами данного предмета, коррекции недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; воспитание целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Рабочая программа по обучению счету реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовании VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой и Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.)
Обучение на уроках счета проходит в соответствии с нормами САНПиНа и с применением ИКТ.
Данная рабочая программа по предмету «Счет» разработана на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007г. и программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.).
Вышеуказанные программные материалы выбраны с учетом индивидуальных особенностей ребенка. В основу содержания программы положены три основных принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся. Учебный материал – максимально понятный, приближенный к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Что понятно – то доступно, что доступно – то интересно, что интересно – то вызывает желание познавать новое. Принцип доступности лежит в основе учебного материала каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, вида работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроках.
В связи с тем, что учебный план обучающихся на дому предполагает сокращение учебных часов, на предмет счет отводится 1 час в неделю (32 часа в год). На уроках ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития ребенка.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности – игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).
Процесс обучения организуется на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы используются натуральные объекты и предметы (или их имитация) в натуральную величину (например, купюры, монеты и прочее). С позиции этих принципов в программу введены такие темы как «Работа с часами», «Работа с календарем», «Работа с денежными знаками», «Работа с калькулятором», так как с этим объектами учащиеся встречаются постоянно в повседневной жизни. Неэффективно использовать счеты при изучении нумерации. Для детей со сложной структурой дефекта работа с калькулятором доступнее и целесообразнее, чем со счетами. Тем более что в современной жизни счеты практически не используются.
При отборе учебного материала учитываются индивидуальные возможности ребенка по усвоению математических представлений, знаний, умений практически применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. При прохождении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний и умений учащимся.
Примерное содержание программы:
Количественные представления – указание цифр от 1 до 10
- прямой счет в пределах 10;
- обратный счет в пределах 10;
- умение пользоваться калькулятором;
- называние «соседей» числа
- сравнение чисел на числовой прямой.
Представление о форме:
- соотнесение плоскостных и объемных фигур по образцу;
- обводка фигур по трафарету;
- обводка фигур по опорным точкам;
- штриховка фигур;
- объединение фигур в группы по форме;
- вырезание по контуру круга и треугольника.
Представление о пространстве:
- определение сторон (верх, низ, право, лево);
- умение ориентироваться на листе бумаги;
- соединение с помощью линейки двух точек.
Представление о величине:
- сравнение полосок по ширине, длине;
- сравнение легких и тяжелых предметов (резко различающихся по весу).
Временные представления:
- определение времени суток;
- знание времен года;
- знание дней недели.
Решение примеров на калькуляторе с помощью учителя:
- решение примеров на сложение в пределах 10;
- решение примеров на вычитание в пределах 10.
Решение арифметических задач:
- понимания условия арифметической задачи;
- составление краткой записи арифметической задачи;
- решение арифметической задачи в пределах 10.
По окончанию четвертого года обучения ребенок может овладеть следующими умениями и навыками:
- выполнять счет без опоры на наглядность от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- сравнивать числа на числовой линейке;
- знать, показывать и называть основные геометрические фигуры;
- знать и называть части суток и дни недели;
- выполнять арифметические действия сложения и вычитания на калькуляторе под руководством учителя;
-составлять под руководством учителя условия задачи, выполнять решение задачи.
Учащийся может понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств в пределах десяти и соотнесении предметов по величине. Может понимать смысл задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах десяти. Производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), прямоугольные призмы (бруски), круги). Осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном уровне в пределах пяти (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции); выделять от одного до пяти предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого; узнавать цифры 1-10 и соотносить их с количеством пальцев и предметов; писать цифры 1-10. Пользоваться калькулятором – узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах десяти. Определять форму предметов в бытовом окружении, уметь соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений. Перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. Производить квадраты, треугольники и прямоугольники по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно. Уметь называть цифровой ряд, выкладывать цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов. Уметь выделять по подобию, по индивидуальным возможностям и по словесной инструкции признаки цвета (красный, желтый, зеленый, синий и белый), формы (куб, шар, треугольная призма (крыша), прямоугольная призма (брусок), квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), величины (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, тяжелый, легкий) в предметах. Осуществлять выбор геометрических фигур (куб, шар, треугольная призма (крыша), прямоугольная призма (брусок), квадрат, круг, треугольник, прямоугольник) по подражанию, по образцу и по словесной инструкции. Простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию, по образцу и по словесной инструкции. Уметь узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима, осень, весна) и части суток (утро, день, вечер, ночь). Оценка, контроль и учет результатов освоения адаптированной программы обучающихся со сложной структурой дефекта осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся (утверждено Приказом по школе от 01.09.2010 №44).
Текущей контроль успеваемости у обучающихся 4 класса с тяжелой умственной отсталостью осуществляется качественно без фиксации их достижений в виде отметок (безотметочное оценивание). Промежуточная аттестация у обучающихся 4 класса с тяжелой умственной отсталостью осуществляется в форме комплексной работы на межпредметной основе без фиксации их достижений в виде отметок (безотметочное оценивание).
Для реализации программы по предмету «Счет» используются учебники Перова М.Н. Математики (VIII вид) ОАО «Издательство «Просвещение», 2009, 2014 года и Алышевой Т.В. Математика. 1 класс ОАО «Издательство»Просвещение», 2010, 2012 года.
Для проведения уроков счета используется следующее методическое пособие: материалы для фронтальной и индивидуальной работы, иллюстрированные схемы, объемный демонстрационный материал (карточки с цифрами, счетный материал, карточки с различным количеством предметов, кубики с цифрами, калькуляторы, счетные палочки, трафареты геометрических фигур, схемы решения задач, муляжи часов) и технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, видеоплеер, магнитофон, компьютер.


Заключение
Адаптированная индивидуальная программа по предмету «Счет» для 4 класса со сложной структурой дефекта позволяет дать навыки числового ряда от 1 до 10. Вставлять пропущенные числа при помощи учителя, знать основные геометрические фигуры, соотносить количество предметов с числом, решать примеры на сложение и вычитание в пределах 5.
Данная программ реализует права ребенка с ограниченными возможностями здоровья и позволяет лучше усваивать материал, адаптированный под его состояние здоровья.
Программа может быть использованная учителями- дефектологами, работающими в коррекционных школах района.
При апробации программы были выявлены следующие положительные и отрицательные результаты:
Ребенку легче давался новый материал, усваивал его хорошо.
Освоение основных геометрических фигур.
Получены знания числового ряда с пределах 10.
Но
При наличии знаний основных геометрических фигур может их путать.
Плохо развились пространственные представления.
Плохой ориентир на листе бумаги.
Задачи не решает даже с помощью учителя.
Учитывая, что ученик со сложным дефектом развития, где речь не сформирована, а эмоциональное состояние нарушено (часто впадает в гнев, эмоции выражает жестами, чаще пытаясь драться, громко кричит, отвлекается), считаю, что программа составлена хорошо и положительно влияет на образовательный процесс.

Список используемой литературы
М.В.Жиглова «Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь», 15стр. Москва. Издательский центр «Академия»-2006 год.
«Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под ред. к.н.п. И.М. Блажконовой Москва, 2012.
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
Д.Н. Исаев, Умственная отсталость у детей и подростков, СПб, 2003г.
А.Р. Катаева, Дошкольная олигофренопедагогика, М.: Просвещение, 1988, 141 с.9

Приложения:
Счёт
№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов В том числе на: Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
уроки лабораторно-практические работы Контроль-ные работы
Количественные представления. Понятия «число» и «цифра». Числовая прямая. Сравнение чисел. Состав числа. 28 28 Представления о форме, величине, времени и пространстве. 2 2 Работа с калькулятором. Решение примеров с помощью калькулятора. в течение года Составление и решение задач. в течение года Именованные числа. 2 2 В нижней части таблицы часы суммируются
Итого: 32