Разработка урока по теме А.П. Платонов Юшка
Урок литературы в 7 классе
по теме « А.П.Платонов «Юшка»
Организационный момент.
Прозаическая пятиминутка ( учитель зачитывает строки из произведений- уч-ся определяют, какое это произведение, кто автор).
Тема: «Рассказ А.П.Платонова «Юшка».
Цель: ставят учащиеся.
Беседа о ранее изученных произведениях Платонова, о жизни писателя:
- С какими рассказами Платонова вы познакомились в 5-6 классах?(5 класс -сказка»Волшебное кольцо», 6 класс- рассказ «Корова»)
- Что вы запомнили о жизни писателя?
V. Сообщения учащихся о жизни Платонова (Презентация).VI. Учитель дополняет рассказы учащихся:
Любимые герои в прозе А.Платонова чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, по своему душевному состоянию – пребывают в своеобразном странствии, скитальчестве. Таков и его рассказ «Юшка».
VII. Учащиеся делятся впечатлениями о прочитанном рассказе.
VIII. А теперь подберем эпиграф к уроку. Учащимся предлагается два высказывания (слайд).
Верю я, придет пора, А он, мятежный, просит
Силу подлости и злобы Как будто в бурях есть покой.
Одолеет дух добра.М.Ю.Лермонтов
Б.Пастернак
Учащиеся:
- Я выбираю стихи Пастернака, потому что Юшка своим добром одолел силу подлости и злобы.
- Юшка не бунтующий, не мятежный, а очень тихий, безобидный человек.
Запись эпиграфа в тетрадь.
IX. Беседа:
- Какого человека мы называем нравственным человеком? Слово нравственность в словаре определяется так (слайд).
- Можем ли мы Юшку назвать нравственным человеком?
Учащиеся:
-Нравственный человек- это добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным человеком очень трудно, потому что надо уметь понимать других людей. Юшка- нравственный человек. Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый.
- «Побеждай зло добром»,- сказано в Библии. Юшка и был таким человеком, потому что он нравственный человек.
X. Работа в группах.I группа.
Найдите описание Юшки.
Почему в руках у него мало силы?
Почему автор особо выделяет глаза?
II группа.Каково отношение детей к Юшке?
Согласны ли вы с суждением автора: « Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его».
III группаКак относились взрослые к Юшке?
Какое чувство взрослые вызывают у вас?
Как Юшка объяснял поведение взрослых?
XI. Проверка работы в группах.
XII. Вопросы всему классу:
- Можно ли сказать, что Юшка победил зло добром?
- Почему людям после смерти Юшки стало грустно?
-Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?
- А сейчас я хочу зачитать фрагменты ваших сочинений на тему «Какого человека вы считаете красивым?»
- Можно ли считать Юшку красивым человеком?
XIII. РефлексияXIV. Д/З