Сочинение-эссе В.Г.Короленко — человек с большим и сильным сердцем
В. Г. Короленко – «Человек с большим и сильным сердцем».
Я живу в селе Морты Елабужского района Республики Татарстан. Наше село расположено всего в 20 километрах от старинного купеческого города Елабуга. Елабуга – город с тысячелетней историей, его называют музеем под открытым небом, так как древняя часть города сохранилась до наших дней почти без изменений.
Я люблю бродить по улицам Елабуги, рассматривать добротные купеческие дома, лавки, торговые ряды. Во время этих путешествий можно узнать много нового, столкнуться с интересными фактами из истории города и известных людей. Именно во время своих экскурсий я обратила внимание на мемориальную доску на здании военкомата, на которой была надпись о том, что здесь, в здании уездного суда выступал В.Г. Короленко. Оказывается, в Елабуге был мой любимый писатель! Я вспомнила, с каким интересом я читала его повесть "Дети подземелья», сочувствовала сыну судьи Васе, растущему без ласки, всеми заброшенному, плакала над судьбой Маруси … Эта повесть учит любви, добру и пониманию. Я думала о том, как ужасно одиночество, как важно иметь свой дом, как необходимо проявлять сочувствие и оказывать поддержку тем, кто в этом нуждается.
В моей голове тотчас возникло множество вопросов: Что делал в Елабуге известный писатель?, Что привело его в наши края?, на которые мне захотелось поскорее найти ответы. Всю дорогу домой думала, как найти информацию, за что зацепиться. В школьной библиотеке нашла книжку литературоведа Абрама Борисовича Дермана “Жизнь В.Г.Короленко”, 1946 года издания. Боже мой, да ведь это раритет. Такие книги должны храниться в музеях. Я начала листать книгу и не могла оторваться! Здесь до мельчайших подробностей описывалась биография писателя. Каково было моё удивление, когда я дочитала до того места, где были даны ответы на все мои вопросы. Оказывается, в здании уездного суда В.Г.Короленко выступал в качестве корреспондента и защитника обвиняемых.
В 1894 году писатель был возмущён преступлением царского правительства – мултанским делом, в котором ярко выразилась политика натравливания одного народа на другой. (Самое громкое разбирательство 19 века.) Это дело против семерых крестьян – удмуртов, жителей села Старый Мултан Вятской Губернии, ложно обвиненных в принесении человеческой жертвы языческим богам. На суде, происходившем в 1892 г., в качестве «сведущих лиц» выступали местные священники. Было осуждено семеро крестьян-удмуртов, а все население Мултана было обвинено в участии, укрывательстве и содействии. И в этом позорном деле духовенство выступило с поддержкой обвинения.
«Люди погибают невинно, совершается вопиющее дело, - и я не могу думать сейчас ни о чём другом». «Я теперь ничего не вижу, не слышу, не думаю, кроме этого дела».[1, с.85] Подобного рода возгласы, начиная с осени 1895 года, переполняют все письма Короленко, а между тем он был необыкновенно сдержанный человек в выражении своих чувств.
Короленко поднял в печати настоящую бурю[1, стр 87]. Он забросил все свои дела и целиком отдался защите оклеветанных удмуртов. Статьями, докладами, выступлениями он приковал к процессу внимание всей страны. Отповедь В.Г. Короленко не смутила священника Блинова, инквизитора в рясе, написавшего книгу «Языческий культ вотяков», в которой он продолжал травить удмуртов.
Издательство «Труд», напечатавшее эту книгу, подверглось резкой критике В.Г. Короленко. В статье «Из Вятского края», помещенной в журнале «Русское богатство», писатель со свойственной ему страстностью разоблачил этого мракобеса в рясе, а также обер-прокурора синода К.П. Победоносцева, поддержавшего священника Блинова.
На суде 19 сентября 1895 года, выступая в защиту вотяков, Короленко произнес убедительную речь, доказывавшую невиновность удмуртов. Рассматривая этнографическую сторону дела, он доказал, что в удмуртской мифологии нет ни Курбанов, ни Антасов и других языческих богов, на которых ссылалось следствие, и нет обычая – приносить человеческие жертвы «...И такое дело, – сказал Короленко, – четыре года слеплялось из кусочков!.. Дайте мне двух таких господ, как следователь и пристав, пять его помощников и семейку лжесвидетеля Мурина, и я берусь доказать не в четыре года, а в два месяца, что ведьмы летают на помеле, и покажу вам старика, который видел все это своими глазами! Вся Россия потрясена мултанским делом. Взвесьте все, что здесь слышали, и – берегитесь, чтобы своим обвинительным приговором не принести в жертву этих семерых подсудимых» – так закончил Владимир Галактионович свою речь[2].
После выступления Короленко, которое вызвало слезы среди многих присутствующих на суде, выступил адвокат Карабчевский, блестяще разбивший всю обвинительную речь прокурора. Все улики в этом деле, по его мнению, ничтожны и рассыпались в пух и прах при первом же прикосновении к ним.
Благодаря вмешательству прогрессивной интеллигенции во главе с В.Г. Короленко, позорный приговор, признанный несостоятельным, был отменен; и удмурты, томившиеся в тюрьме в течение четырех лет, получили свободу. Адвокат Н.П. Карабчевский и журналист В.Г. Короленко выиграли это сражение с мракобесием блестяще.
Дорого досталась Короленко эта победа. Долгие месяцы напряжения всех сил, постоянные переходы от надежды к страху за исход дела, сознание ответственности за судьбу семи человек, за репутацию целой народности глубоко потрясли его, оставили след на всю жизнь. Он заболел острой нервной бессонницей, тянувшейся несколько лет и подорвавшей его железное здоровье. «Я поседел и постарел за этот год, - отмечал он в своём дневнике. – До этого кризиса я был молод, стареть начал с этого времени, которое провело резкую грань в моей жизни»[1, с.88].
Это был бы звездный час всей его жизни, если бы именно в то счастливое утро Короленко не получил телеграмму: «Умерла Оленька». Его младшая дочь, хрупкое создание, скончалась от болезни. А он такой большой, сильный, деятельный, должен был ее покинуть, чтобы защитить несчастных осужденных. Какой ценой далась эта победа! По словам его близких , он бы не перенес этого удара, если бы не это дело, занимавшее все его мысли и время. Спасение людей от каторги спасло и жизнь Короленко тоже.
М. Горький писал в то время: «Среди русских культурных людей я не встречал человека с такой неутомимой жаждою «правды – справедливости», человека, который так проникновенно чувствовал бы необходимость воплощения этой правды[5, с. 230].
Через 26 лет, в декабре 1921 г. В.Г. Короленко умер от рецидива воспаления легких. Село Старый Мултан вскоре было переименовано в честь писателя и до сих пор носит имя Короленко. «Дорог человек, дорога его свобода, его возможное на земле счастье», - писал Короленко, и для него это были не слова. Это было то, во что он страстно верил, к чему стремился, за что боролся, чему отдал всю свою жизнь. И я убедилась в том, что великий человек велик не только в своём творчестве, но и в жизни, в отношении к людям и окружающему миру.
1- Дерман А.Б. Жизнь В. Г. Короленко.-М. Детская Литература, 1946.- 242с.
2- Короленко В.Г. Том 9. Публицистика.- М. Гослитиздат, 1954.-370с.
3 –Горький М. О литературе.- М. 1953.-906с.