Урок литературы. А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка» («В сердце все человеческое богатство»)
Тема: А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка» («В сердце все человеческое богатство»)
Оборудование: Портрет Платонова, различные издания его книг, эпиграфы на доске.
Ход урока:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
-Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу –
Тихо ответили жители:
-Это на том берегу
Н. Рубцов
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б. Пастернак
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали, бешено каменья.
М. Ю. Лермонтов
Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью.
Олег Волков
Я счастлив счастием, мне чуждым,
И грустен горестью чужой.
Чужим несчастием и нуждам
Готов помочь я всей душой.
Иван Суриков
А он, мятежный просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
М. Ю. Лермонтов
Рассказ о писателе.
Ребята, я надеюсь, что вы узнали эту мелодию. Она из мультфильма «День рожденье Кота Леопольда».
Писатель Андрей Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюбленным в свое дело, и очень ярким писателем. «Платонов» - это псевдоним. Настоящая фамилия писателя - Климентов. Псевдоним образован то имени отца в 1920 г., от которого он унаследовал любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и вообще машин. Отец писателя был слесарь железнодорожных мастерских, талантливый изобретатель-самоучка. Андрей Платонов тоже был известен в родном городе Воронеже как талантливый инженер, который готов был многое сделать для родного города.
Рассказ ученика о А. П. Платонове.
-Давайте прочтем в учебнике об одном из эпизодов трудовой жизни Платонова, (учебник с.104-106)
-Ребята, какое впечатление произвел на вас этот рассказ о писателе?
Действительно, Платонов очень рано проявил себя. Как старший сын в семье из12 детей, он с 14 лет начал работать: рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Также очень рано начал писать стихи, которые печатались в воронежских газетах. И к тому моменту, о котором говорится в вашем учебнике, он был уже известным журналистом и писателем в родном городе
Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах, киносценариях всегда был верен своему голосу художника и, несмотря на порой сокрушительную критику, описывал жизнь, ее трагические стороны так, как он видел и считал правильным. Он очень много написал для детей. Мы с вами уже знакомы с некоторыми его произведениями, вспомните какие? (В V классе мы с удовольствием читали с вами его обработки народных сказок «Волшебное кольцо» и «Финист - Яркий Сокол», сказку- быль «Неизвестный цветок»; в VI классе мы читали его рассказы «Корова» и «В прекрасном и яростном мире»).
3.Изучение рассказа.
-Прежде чем, нам обратиться к изучению рассказа А. Платонова «Юшка», который вы прочитали дома, давайте посмотрим на эпиграфы, которые записаны на доске.
(Чтение эпиграфов учениками)
-Какое из этих высказываний вы бы выбрали эпиграфом к рассказу «Юшка»? Почему?
1-Юшка любил тихую свою родину по-своему. Родина для Юшки - это мать родная. О любви к матери громко не скажешь, жаль, что жители просят прощения у Юшки толь после его смерти.
2-Потому, что Юшка своим добром одолел силу подлости и злобы.
-Почему Юшка осерчал, а не разгневался? Может, не надо было серчать?
(Юшка не может разгневаться по своему характеру. Он очень добрый человек. Он осерчал- то первый раз в жизни. Обязательно надо было осерчать - нельзя все время терпеть).
-Господи! Открой глаза им, чтобы видели. И открыл Господь глаза их.
-Когда это произошло?
(Это произошло после смерти Юшки. Люди, наверное, поняли свою ошибку, потому что столяр вздохнул и сказал: «Прощай Юшка, и нас всех прости»).
-Можем ли мы сказать: «Прости нас, Юшка!?
Да, мы не только можем, но обязательно должны сказать эти слова Юшке. (Эти слова нужно сказать не только Юшке, но и любому человеку, кому мы делаем зло).
-Почему людям без Юшки стало грустно? Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?
(Людям без Юшки стало хуже. Он стал Ефимом Дмитриевичем после смерти, потому что появился человек (приемная дочь), которой с любовью относится к Юшке и продолжает его дело - делает добро.)
-Хотел, ли веселый прохожий смерти Юшке? Можем ли мы сказать, что иногда душевная черствость может стоить людям жизни?
(«Однажды без Юшки жить людям хуже. Теперь вся злоба к глумление оставалось среди людей и тратилось меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»).
-Можем ли мы Юшку назвать странным человеком? В чем проявляется его странность?
(Он странен. Его странность - в его доброте)
-Теперь я хотела бы зачитать отрывки из сочинений учащихся, на тему «Какого, человека я считаю красивым».
-Согласны ли вы с суждением автора?
(Нет, не согласна, потому что над любимым человеком не издеваются).
-А как автор объясняет, почему взрослые обижают его? Какое чувство они - взрослые у вас вызывают?
(«У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Они – взрослые - омерзительны. Они очень жестокие люди.)
-А сам Юшка умел любить? Что он делал для любви?
-Как Юшке удавалось сохранять доброжелательность, доброе отношение к людям и миру?
(От слов: «В июле или августе » до слов «
·об этом никому в городе не было известно».
Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, поэтому ему было несложно найти точку приложения своей любви (девочка сирота).
-Найдите описание Ефима Дмитриевича (Юшки). Почему «в руках у него мало было силы»?
(Он был тяжело болен туберкулезом.)
-Почему автор особо выделяет его глаза?
(Глаза - зеркало души – плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим; разумом - мыслим).
-Юшка всегда молчал, никого не трогал и не отвечал им? Осуждает ли автор Юшку за такое молчание, терпение?
(Нет. Потому, что А. Платонов писал: «Над народом не надо смеяться, даже когда он по - язычески верит в свою богородицу»)
-В Библии сказано: «Побеждай добро злом». Можете ли вы доказать, что это суждение полностью относиться к Юшке?
(Юшка своим добром победил людское зло, правда, после смерти).
-Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?
(Да, были счастливые минуты в его жизни. Это минуты, проведенные на природе).
3-Юшка готов помочь чужим несчастиям и нуждам. Он помогал сироте. Поэтому я выбираю цитату из Лермонтова.
4-Юшка был счастлив, оставшись наедине с природой. Он спешит к сироте. Люди по нему сверяют начало и конец дня. Он живет по совести.
-Почему вы не выбрали последний эпиграф?
(Юшка не бунтующий, не мятежный, а очень тихий, безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением терпению. Поэтому последние высказывания к рассказу не относится).
-Какого человека мы называем нравственным? Легко ли быть нравственным человеком? Можем мы ли назвать Юшку нравственным?
(Нравственный человек- это добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным человеком очень трудно, потому что надо уметь понимать других. Юшка - нравственный человек. Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый).
-Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов,«Побеждай зло добром»- сказано в Библии. Юшка и был таким человеком. Но был он не один.
В прошлом веке жила Блаженная Ксения Петербургская.
О ней- то нам и расскажет
4.Рассказ ученицы о Блаженной Ксении Петербургской.
-Нравственный человек должен почитать отца своего и мать свою.
Дети должны любить своих родителей, не перечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым.
-Давайте перечитаем начало рассказа «Юшка».
(Учитель читает рассказ сначала до слов «вы мне в глаза землей попали, я не вижу»)
-Ребята, почему, Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор?
(«Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не сумеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»).
Чтение фрагментов сочинений.
-Можем ли мы Юшку назвать красивым человеком?
(Да. Он добр, отзывчив, трудолюбив, умеет сострадать.)
-А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение недавно умершего поэта Льва Озерова об Андрее Платонове. Это стихотворение- впечатление, воспоминание. Подумайте, каким вам представляется Платонов благодаря этой стихотворной зарисовке?
Учащийся читает стихотворение наизусть.
Закончить наш урок я бы хотела словами А. П. Чехова:
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто- нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастливым, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти,беда- болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.»
«Спешите делать добро, пока не стало поздно».
Подведение итогов.
Домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению. Принести рассказ Платонова «Любовь к родине, или путешествие воробья».
1. «Красивый человек тот, у которого хватает сил и на домашние дела и на ласковые слова. Человек, который всегда может подарить частичку своего душевного тепла своим близким».
2. «Красивый человек должен быть умным, понимающим, чужим. Это человек, который умеет прощать и просить прощения».
3. «Красивым я считаю отзывчивых, добрых, заботливых людей, способных понять и поддерживать, вовремя оказать помощь».
4. «Красивый человек- это тот, кто красив внутренне, а не внешне, тот, у кого доброе сердце и открытая душа».
5. «Я считаю красивым человеком того, кто способен понять другого человека, который терпеливо выносит всякое чужое зло и ожесточение и верит в силу добра».
6. «Красив тот, кто находит в себе силы и время помочь другим, более нуждающимся, чем он. Человек, который вовремя погладит тебя по голове и скажет ласковое слово».
7. «Человек, который может быть честным, отзывчивым, настоящим другом, которому можно доверить секрет- это красивый человек».
8. « По- моему самый красивый человек на свете - мама. Она - самая добрая, нежная, внимательная, способная понять тебя без слов, оградить тебя от всех бед и лишений, одарить тебя теплом своего сердца. Она всегда рядом. Она всегда способна понять и простить»
9. «Красивый человек должен быть талантливым, заботливым, любящим, душевно???»
10. «Умный, добрый, хорошо воспитанный, умелый, с добрым сердцем и уступчивым характером».
11. «Красивый человек-это увлеченный человек, не жалеющий себя ради блага других».
12. «Красивый человек необязательно должен быть велик ростом и красив лицом, главное, чтобы у него была большая красивая душа и доброе сердце».
13. «Красивый человек не может причинить людям боль».
14. «Этот человек всегда честен с другими, он умеет сострадать».