Урок литературы в 7 классе. А. Платонов Юшка














«Я тоже всему свету нужен»


Фрагмент урока
по рассказу А.Платонова «Юшка» в 7 классе.










Работу выполнил:
Быковская Людмила Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Гимназия имени Андрея Платонова















Цели обучающая: помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя;
развивающая: развивать навык анализа произведения, логики мышления;
воспитательная: воспитывать гуманность, сострадание, милосердие к людям, интерес к произведениям А.Платонова.


Оборудование: - портрет А.Платонова,
- презентация,
- набор карточек.






Основное содержание:

Фрагмент урока,
Выводы,
Список литературы,
Приложение.

















Учитель. Добро и зло за этими словами, казалось бы, очень простыми и знакомыми, скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история человечества – это история борьбы добра и зла.
Сегодня я приглашаю вас к серьёзному разговору о добре и зле, нравственном и безнравственном, о плохом и хорошем в людях. И поможет нам в этом книга Андрея Платоновича Платонова с негромким и коротким названием «Юшка». ( слайд №1)

И начнём мы наш разговор с размышления: для чего рождается человек? Как вы считаете? (ответы ребят). Да, сколько людей - столько и мнений. Послушайте мнение современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле: (слайд №2)
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной , тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
- В каких строчках поэт выразил своё мнение о назначении человека? (ответы ребят)

Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов (Климентов) (слайд №3). Его имя нам немного знакомо по рассказам «Никита», «В прекрасном и яростном мире»

Платонов жил очень скромно, не пробуя кого-то перекричать, оглушить. Он был простым человеком, который пытался понять самое сокровенное – человека и его душу, его сердце. И начал об этом говорить в своих первых произведениях – сказках. Это самый любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» (слайд № 6).

-Вспомните, какая борьба отражается в сказках? (Борьба между добром и злом).

-А что в сказках всегда побеждает? (добро)

- А всегда ли так бывает в жизни?

(Слайд №8, заглавие) Опираясь на текст, вспомните, кто такой Юшка, каким он был?
(Юшка был ростом мал и худ, в руках у него не было силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Он не пил чай. Не покупал сахара, а одежду носил одну и ту же долгие годы.)

- Что за человек был Юшка? Какой его характер? Какие чувства он вызывает?
( слабый, неказистый, невзрачный, тихий, незаметный, кроткий) (открывается левый столбик на 8 слайде со словами, на доске уже вывешены такие же слова, учитель поднимает карточки, где записаны значения этих слов, а дети должны найти, какому слову оно соответствует, учитель прикрепляет тоже на доску)

Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в мире? Как относятся к нему дети?
( прочитать от слов «Когда Юшка рано утром шёл в кузницу.» до слов «что он твёрдый и живой)

- Дети терзали Юшку! Они «удивлялись, что он живой, а сам не серчает на них». Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку?
(детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не хватает хворостину и не погонится за ними, как это делали другие взрослые. Дети хотели, чтобы он рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка молчал и не трогал ребятишек. Тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ним).

- «Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно всё сделать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Согласны ли вы с Юшкой?
-Какие чувства вызвал у вас этот эпизод? ( дети высказывают своё мнение, и разговор обязательно должен выйти на следующий вопрос)

- А почему дети не научились любить?( в результате размышлений надо сделать вывод о том, что их не научили любить взрослые)

- А как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?
(Дети повторяли поступки взрослых, которых Юшка раздражал своей непохожестью на них. Горе и обиду они вымещали на беззащитном человеке. Молчание Юшки превращалось в его вину, а кротость приводила людей в большое ожесточение. Даже Даша, хозяйская дочь, говорила ему: «Лучше бы ты умер»)
(открывается правая половина 8 слайда, и выполняется такая же словарная работа)



-Мы сказали, что дети не научились любить Юшку. А что значит, любить человека? ( заголовок слайда №9). Что отвечал Юшка на слова Даши: «Лучше бы ты умер»? («Меня, Даша, народ любит. Сердце в людях бывает слепое») (открывается левая половина этого слайда)

- «Сердце в людях бывает слепое». Как вы понимаете эти слова?
( Слепое сердце бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро, не испытывающего жалости и сострадания к другим)
( открывается правая половина этого же слайда, и проводится словарная работа)

- Вернёмся к тексту и прочитаем описание природы. Как отрывок помогает лучше понять Юшку?
( читаем от слов «В июле или августе» до слов «как здоровый человек»)


- Мы уже настолько привыкли к Юшке, что стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все от него так долго ждали, - он осерчал. Случайно ли это слово? Можно было сказать, что Юшка рассердился, разозлился, разгневался. А Платонов употребляет именно: осерчал. Почему?
(Нельзя Юшку представить разгневанным. Слово как нельзя лучше подходит к образу)

- Как вы понимаете слова Юшки: «А по надобности мы все равны»?
( люди рождаются, чтобы жить)

- Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь?
( впервые Юшка защитил себя)

- Переживает ли прохожий за содеянное?
( нет, пошёл домой со спокойной душой пить чай)

- Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушёл из жизни. Признали ли его своим, похожим? Раскаялись?
( простить с Юшкой пришли все, похоронили и забыли)

- У Юшки, без сомнения, было большое, доброе сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир? ( слайд №10) Не будем пока однозначно отвечать на этот вопрос.

- Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки?
( стало ещё хуже, теперь вся злоба оставалась среди них, теперь её не на ком выместить)

- Неужели весь смысл Юшки в том, чтобы принимать злобу и глумление на себя? Когда и почему ещё раз вспомнили о Юшке?
( о приёмной дочери, ради которой Юшка не пил чай, не покупал сахара, чтобы «она его ела». Юшкина добрая душа жила теперь в этой кроткой, тихой девушке)

- Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. (слайд №11) Платонов читал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека, - «из смерти работать жизнь». А жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен» .
Значит, способен что-то изменить даже тихий, кроткий, безответный Юшка? (слайд №12). Значит и в жизни ДОБРО побеждает зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий. Послушайте молитву одного итальянского проповедника, который свою жизнь посвятил служению Богу и людям.
Молитва.
Помоги мне, господи! Сделай руки мои проявлением твоего мира. И туда где ненависть, дай мне принести ЛЮБОВЬ; И туда, где обида, дай мне принести ПРОЩЕНИЕ; И туда, где рознь дай мне принести ЕДИНСТВО; И туда, где заблуждение, дай мне принести ИСТИНУ; И туда, где сомнения, дай мне принести ВЕРУ; И туда, где отчаяние, дай мне принести НАДЕЖДУ; И туда, где мрак, дай мне принести СВЕТ; И туда, где горе, дай мне принести РАДОСТЬ! Помоги не столько искать утешение, сколько утешать; Не столько искать понимания, сколько понимать; Не столько искать, сколько любить! Ибо, кто отдает – тот получает, Кто забывает себя – вновь себя обретает, Кто прощает – тому прощается!

Сегодня мы прикоснулись к сердцу прекрасного человека, который болел душой за всех людей, который понимал, что всем людям нужнее человеческая теплота и человеческое внимание при жизни, на после смерти. И ещё Платонов точно знал (слайд №13): «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно».

На дом: написать сочинение-размышление «Какие чувства вызвал во мне рассказ Платонова «Юшка»?






















Выводы.

Изучение литературы в нашей школе ведётся по учебнику и программе В.Я.Коровиной.
Творчество А.Платонова не всегда понятно школьникам, а тем более в 7 классе. Необходимо подобрать такие приёмы работы на уроке, чтобы не только заинтересовать , но и увлечь детей в мир Платонова, в мир его героев. На наш взгляд, наиболее удобной формой является беседа, метод – частично-поисковый. Самой главной задачей учителя на таком уроке является создание условий, при которых ученики откроют свои сердца той боли, которую в своём сердце нёс автор. Учительское чтение текста, направляющие вопросы и использование компьютерной технологии – увлекает семиклассников, настраивает их на вдумчивое чтение текста. Работа с карточками позволяет обогатить словарный запас учащихся, расширить их кругозор. Все этапы урока сопровождаются иллюстрациями из презентации к уроку: в ней есть рассказ о жизни земляка Андрея Платонова, его фотографии, проблемные вопросы, проникновенные стихи, иллюстрирование работы по развитию речи, выводы.
Данный урок – второй из темы «Рассказ А.Платонова «Юшка». На первом ученики познакомились с содержанием, а дома пытались осмыслить его. Они размышляют над уникальным явлением русской жизни – почитание юродивых. Впервые разговор об этом ведётся при изучении повести «Детство» Л.Н.Толстого (знакомство с главой «Юродивый»). И первый урок по «Юшке» продолжает тему: христианские традиции в рассказе Платонова. Учащиеся наблюдают за текстами отрывков из «Нагорной проповеди» (Евангелие от Матвея), из повести Л.Н.Толстого «Детство», за определениями слов юродивый, аскет. Рассказ «Юшка» позволяет семиклассникам научиться сопереживать, уважать человека, понимать авторскую позицию. Так дальнейшее изучение произведений Платонова, «Возвращение», «Котлован», «Чевенгур», требует знаний проблематики платоновских текстов и навыков их анализа.












Список литературы:
1. Платонов А.П. Записные книжки: Материалы к биографии / Сост., подгот. текста, предисл. и примеч. Н.Корниенко. М.: ИМЛИ РАН, 2006. 418 с. Андрей Платонов: Мир творчества: [Сб.] / Сост. Н.Корниенко, Е.Шубина. М.: Совр. писатель, 1994. 430 с. 2. Васильев В.В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. М.: Современник, 1990. 285 с. (Б-ка «Любителям рос. словесности»). 3. Ласунский О.Г. Житель родного города: Воронежские годы Андрея Платонова, 1899-1926. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2007. 277 с.: ил. 4. Михеев М.Ю. В мир Платонова через его язык: Предложения, факты, истолкования, догадки. М.: Изд-во МГУ, 2003. 408 с.: ил. 5. Свительский В.А. Андрей Платонов вчера и сегодня. Воронеж: Рус. словесность, 1998. 156 с. 6. Чалмаев В.А. Андрей Платонов: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 2002. 141 с. (Перечитывая классику).





























Приложение №1.

Словарная работа.


К слайду № 8.(левый столбик)
1. кроткий – покорный, уступчивый.
2. тихий – смирный, спокойный.
3. скромный – не выставляющий напоказ своих достоинств, заслуг, сдержанный в поведении, обращении.
4. терпеливый – обладающий большим терпением.
5. покорный – послушный, подчиняющийся всем.
6. безропотный – покорный, не ропщущий.
7. безответный – не способный возразить, очень кроткий.



К слайду №8.(правый столбик)
1.терзать – причинять страдания, мучить.
2. мучить – причинять кому-либо муки.
3. тиранить – мучить, притеснять.
4 издеваться – зло высмеивать кого-нибудь, глумясь и издеваясь.
5. глумиться – издеваться.



К слайду № 9
1. сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем.
2.сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
3. жалость – сострадание, соболезнование.
4. соболезнование – сочувствие в горе.
5. участие – сочувственное отношение.
6 . милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия, а также сама эта помощь.