Урок литературы по рассказу А.Платонова Юшка
А.Платонов. (1899-1951) «Юшка» 7 класс
1. Слово о писателе. Андрей Платонович Климентов – настоящая фамилия писателя, фамилия от отчества отца. Воронеж .Ямская слобода.. Отец – слесарь железнодорожных мастерских, мать – дочь часового мастера. Будущий писатель –старший в семье. Так он пишет о себе: «Лишь года три-четыре после своего рождения он отдыхал и жил в младенчестве, потом стало некогда. Отец сам сделал ему тележку из корзины, железных колёс, а мать велела катать по двору маленького брата, пока она стряпает обед. Затем, когда родился и подрос ещё один брат, он сажал в тележку сразу двоих и тоже возил их по двору. Время от времени он спрашивал у матери в окно:
–Мама, пора?
-Нет, нет, катай их ещё! – отвечала мать из комнаты. Она там стряпала, кормила и качала последнюю девочку, стирала, штопала и чинила бельё, мыла полы, бедные деньги берегла, как большие»
Отец много работал, редко видел детей. Успевал ли Платонов учиться? Важным был процесс самообразования. После аттестата – Воронежский политехникум. Всю жизнь Платонов учился, много работал. Один за другим выходят замечательные повести и рассказы: «Сокровенный человек», «Фро», «Такыр», «Джан», гениальные «Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море». К сожалению, многое увидит свет лишь в 90-е, когда имя писателя вернётся читателю, об этом мы будем с вами говорить в 11 классе.
2. Какие произведения мы с вами читали? Каков мир писателя?
Впечатления о прочитанном? В какие тона окрасили бы рисунки?
Достоевский писал: «Человек есть тайна». Юшка откровенно понятен людям. С другой стороны его непохожесть всех раздражает, влечёт к нему детей, взрослых со «слепым сердцем».
- Каким видят Юшку люди? Что знают о нём, думают? (Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Автор намеренно подчёркивает его неприметность. Портретные детали размыты, скорее это портрет-впечатление.)
- портрет, глаза – слепец со зрячим сердцем, зрячие со слепыми сердцами.
- одежда
-занятия
(в глазах всех – ущербен, не умеет жить, ненормальный, уходит куда-то на месяц, имя его вспоминают, когда бранят детей.)
- чего не знает о нём никто? (Уйдя, преображается, живёт одной жизнью с природой (читаем) Он бодр, весел, кажется, что и болезнь отступила.
Ничто не нарушает гармонии мира, даже страх смерти преодолевается, страх сиротства – любовь отдаёт девочке-сироте. Сокровенное Юшки не знает никто, им неведомо его подлинное имя, поэтому его ранят морально, физически.
-приведите примеры (урод негодный, чучело, блажной, непохожий) вспоминаем непохожего одинокого цветка. Непохожий- никто не зовёт – один живу- мне трудно // избранность, непохожесть, вечное преодоление.
«Незлобная и лишняя людям, как отец – говорят люди о дочери его, предполагая, что к ней он уходит летом. / / забраковали его люди. Но в разговоре с Дашей Юшка утверждает обратное: «Меня, Даша, народ любит». Так ли это? Любят ли его люди? Вот проблема.
- Дети. Почему потешаются над ним? Почему он не обижается на них?
- Встреча его со взрослыми. Почему их сердца наполняются лютой ненавистью при встрече с ним? Чем Юшка им отвечает?
- Юшка и весёлый прохожий. Чем Юшка ему помешал?
Дети, обижая его, ждут реакции – на зло – злом, как у взрослых. Он живой, а сам не серчает на них. Зло- проявление нормы, естества жизни человека. Определения незлобная и лишняя людям - однородные. Зло для детей – источник радости и веселья. Юшка откликался радостно, он был рад, что был нужен. (строчки из текста)
Добрая природа человека и любовь для Юшки –источник тяготения людей друг к другу. (Дети не знают, как проявить любовь)
И взрослые вымещают на нём горе и обиду, они не могут простить его непохожести, молчаливую кротость. А он – сердце ведь бывает слепым – утверждает, что его любят.
Что противопоставляется? Человек/ толпа, другие; добро / зло.
В записных книжках Платонова есть замечание: « Важно и истинно – видеть во взрослых лишь действительно взрослые черты. Взрослый- это лишь изуродованный ребёнок».
На удар Юшка подставляет щёку. Даша замечает: «у тебя сейчас на щеке кровь, а на прошлой неделе тебе щёку порвали».
Вспомним Нагорную проповедь Иисуса: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас» (Евангелие от Матфея)
Встреча с весёлым прохожим. Он укоряет Юшку, что он по земле ходит и желает ему смерти. Эта встреча трагически обрывается. Ни на кого не похожий Юшка нарушает привычную картину житейского равновесия. «Как смеешь ты меня самого с собой равнять, урод несчастный?» Юшка впервые возражает. Это его ответ на попытку покушения на саму жизнь. Прохожий судит, кто в этой жизни годный, а кто нет.
Идея:
Платонов говорит о первозданной ценности каждой человеческой жизни, неповторимости всего живого: цветка ли, телёнка, человека.
Проститься с Юшкой пришли все. Однако жить без него стало совсем худо. Справедливое слово о Юшке сказано.
-Почему этим не заканчивается рассказ? Не всегда добро побеждает. Юшку давно забыли, но осталась его дочь.
«Так всякое добро приносит и плоды добрые» (Евангелие от Матфея) Именно благодаря девушке все узнают, что звали Юшку Ефимом Дмитриевичем.
Юшка- кровь, животворящая жидкость, потеря которой грозит человеку смертью.
Юшка - воплощённое добро, а его утрата - губительна. «Вся злоба оставалась между ними».
Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.
Дмитрий – восходит к имени Деметры (древнегреческий бог земледелия и плодородия)
Идея: Благие зёрна, взращённые на почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра! Сокровенность бытия, ценность всего сущего, добро и зло, милосердие, жестокость в их противопоставлении – вот основа рассказа, вот те вопросы, над которыми предлагается нам задуматься писатель. Как мы живём, милосердны ли мы, любим ли ближних?
15