Урок литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка» на тему: «Человек, как звезда, рождается…»
Разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка» Тема: «Человек, как звезда, рождается»
Цели и задачи урока:
1. Продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией и творчеством;
2. Осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;
3. Воспитание чувства милосердия, любви к ближнему;
4. На основе содержания рассказа и Библии выявить истинный смысл понятий: «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»;
5. Учить выразительному чтению, умению видеть авторскую позицию;
6. Продолжить формирование навыка работы с учебником.
Ход урока
Старая мудрость говорит: не плачьте об
умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть.
В. Распутин
Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Библия
I. Вступительное слово учителя.
Добро и зло За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.
Что такое добро? Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.
А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?
И я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях. И помогут нам раскрыть истинный смысл этих понятий две книги: небольшой рассказ Андрея Платонова с таким негромким и коротким названием «Юшка» и Библия – священное писание, которое для многих поколений на земле долгие века было руководством в жизни. Вот почему тема урока звучит так поэтично: «Человек, как звезда, рождается»
IІ. Рассказ о писателе и его произведениях.
- Для чего же рождается человек на земле? Над этим вопросом стоит поразмышлять. Вы как считаете?
Да, сколько людей – столько и мнений. А теперь послушайте мнение известного современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
- Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов. Имя его нам знакомо, знакомы и некоторые из его произведений: рассказы «Никита», «Корова», сказка-быль «Неизвестный цветок».
Андрей Платонов – писатель разноплановый. У него есть произведения о любви к ближнему (человеку, животному, растению), с которой начинается его большая любовь к Родине, ко всякому живому. И это неудивительно: сюжеты для своих произведений писатель брал из самой жизни.
Жизнь Андрея Платонова (Климентова Андрея Платоновича) была недолгой и нелегкой. Он родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в Воронеже. Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Потом началась работа6 с 13 лет Платонов в годы революции работал на воронежском паровозоремонтном заводе.
Его учеба в железнодорожном политехникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжалась. До середины 1926 года Платонов живет в Воронеже и работает по электрификации сельского хозяйства. Но затем на писателя обрушилась резкая несправедливая критика. На имя Платонова ложится печать запрета, отчуждения. Был арестован и осужден сын, недолго проживший после возвращения из лагеря. Были обыски; добавилась еще и болезнь. Платонов умер в безвестности и одиночестве 5 января 1951 года. И только после смерти пришло признание. Люди по-иному взглянули на книги Платонова. И перед читателем раскрылся неповторимый художественный мир, где действует очень своеобразный герой, обнаруживающий свое подлинное существо в отношениях с Историей, природой и машинами.
В мире Платонова такие понятия, как «ребенок», «детство», «мать», очень ценны:. Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям.
Обратите внимание на портрет писателя. – Платонов кажется нам простоватым, очень хрупким человеком, в нем нет важности. Обратите внимание на глубокий, вдумчивый, пронзительный взгляд писателя.– А. Платонов познал в детстве много горя, которое не отпускало его всю жизнь. В малолетстве он нищенствовал и видел, как умирали от голода его братья и сестры. Участвовал в Гражданской войне, революции, Великой Отечественной войне, похоронил сына. Он обладал талантом слышать чужое горе, был неравнодушен к нужде страданиям людей.– Писатель ушел, но оставил свои книги, полные добра и человечности. – С одним из таких произведений мы сегодня познакомимся.
Актуализация знаний. Викторина.
Прежде всего, вспомним, насколько хорошо вам известно творчество Андрея Платонова.– Для этого проведем викторину по уже прочитанным произведениям.Я вам буду зачитывать отрывки из произведений, а вы постарайтесь понять, откуда эти строки.
2) «А однажды упало из ветра одно семечко и прижилось оно в яме меж камней и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти». (Сказка-быль «Неизвестный цветок»)
1) Я сказал ему: «Завтра в 10.30 я поведу состав. Если будешь сидеть тихо, я возьму тебя в машину» (Костя Александру Васильевичу Мальцеву из рассказа «В прекрасном и яростном мире»)
2) «Здравствуй, Никита, – сказал солдат. – Ты уж давно позабыл меня, ты грудной еще был, когда я поцеловал тебя и ушел на войну». (Отец Никиты из рассказа «Никита»)
1) «Днем сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умирать Однако трудно было питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль от голода и усталости». (Цветок. Сказка-быль «Неизвестный цветок»)
3) «Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание Глаза его глядели вперед отвлеченно, но он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу». (Машиниста Александра Васильевича Мальцева. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»)
– Я убедилась, что вы хорошо знаете прочитанные вами произведения.– А теперь подумайте, что объединяет эти произведения? (Внимание к человеку, отзывчивость, доброта, проблемы добра и зла).– А сегодня мы с вами откроем еще одну страничку творчества Андрея Платонова.–
III. Беседа по рассказу Платонова «Юшка».
- Да, Андрей Платонов писал и жил тихо, скромно, не пробуя никого вокруг себя перекричать, оглушить, пробиться на более освещенное место, повторить чужую удачу. Он был просто человеком, писателем, стремившимся понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб. А начал размышлять он об этом еще в ранних своих произведениях – сказках. Это любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Вспомните, какая борьба отражается в сказке. (Борьба между добром и злом)
- А что побеждает, как правило, в сказке? (Добро)
- А всегда ли так бывает в жизни? Вот об этом мы и поговорим, анализирую произведение Платонова, которое вы прочитали дома.
Прежде всего, давайте выясним, почему он так называется. (По имени главного героя).– Обратимся к словарю Академии наук, и узнаем, что оно означает? Читаем. Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью.
Как звучит полное имя Юшки? Обратимся к словарю имен. Читаем. Ефим – благочестивый, благожеланный, священный.
– Случайно ли это имя взял А. Платонов? (Нет).– Итак, главным героем рассказа является Ефим Дмитриевич или Юшка. Давайте подробнее узнаем, что это за человек.
Размышление над образом Юшки
– Какого человека мы называем нравственным? Легко ли быть нравственным человеком? Можем ли мы Юшку назвать нравственным человеком? (Нравственный человек – это добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным очень трудно, потому что надо уметь понимать окружающих. Юшка – нравственный человек. Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый).– Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов. «Побеждать зло добром», – сказано в Библии. Юшка и был таким человеком, поэтому он нравственный человек. – Каков же Юшка? Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним.
Портрет Юшки Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?
Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Автор подчеркивает внешнюю неприметность.
Выборочное чтение:
«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».– Слепец со зрячим сердцем. С другой стороны – зрячие со слепыми сердцами.– Почему автор особо выделяет его глаза? Глаза – зеркало души. Плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим, разумом мыслим.
Выборочное чтение:
Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его более, чем скромен: чаю не пил, сахару не получал.Подручный помощник у главного кузнеца, и работу он выполняет незаметную для посторонних глаз, хотя необходимую.
– Почему «в руках у него мало было силы»?
Он был тяжело болен туберкулезом.Он первым поутру идет в кузницу и последним уходит на ночлег, так что старики и старухи по нему сверяют начало и конец дня.
– Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, поэтому-то именно его вспоминают они, браня детей; вероятность стать таким как Юшка, звучит в их словах как упрек, возмездие за шалости и прегрешение. – Наконец, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё,
что сказали бы о нем жители города.– Чего не знает о нем никто?– Каким никогда не видят Юшку?
Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром.
Выборочное чтение: «В пути он дышал в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».– Каким вам видится Юшка в этом эпизоде? Юшка сливается с природой, чувствует себя счастливым.– Сокровенное для Юшки неведомо жителям, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего лишь Юшка.– Поэтому мы с горечью читаем, что всякий может упрекнуть его за «безответность», кинуть в него камень, жестоко ранить словом. «Урод негодный, божье чучело, блажной, непохожий» – слышит он от тех, с кем живет на одной улице».
Проблемный вопрос:– Юшка в разговоре с Дашей утверждает обратное: «Меня, Даша, народ любит!»– Так ли это? Любит ли народ Юшку?Выслушиваем мнение детей. – Прислушаемся к голосу автора.Чтение диалогов. Выбор реплик.
- Как автор изображает его в начале рассказа? («Глаза его были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».)
- Почему писатель такими показал глаза Юшки? (Прочитать текст: «Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу вон Юшка пошел».)
- О чем говорят нам эти строки?
- Каким автор рисует характер Юшки?
-- От кого мы узнаем его имя, отчество? (От девушки, о которой он заботился.)
- Что в деревне не было известно о Юшке? (О его дочери.)
- Была ли на земле хоть одна душа, которая по-настоящему любила Юшку? (Прочитать: «Я никто.. всем телом и светом своего сердца».)
- Почему хозяйская дочь говорила: «Юшка, лучше бы ты умер!» И как отвечал на это Юшка? («Меня, Даша, народ любит!»)
- Кто же духовно богаче: люди со зрячими глазами, но слепым сердцем или Юшка с глазами, как у слепца, но со зрячим сердцем?
- Почему Юшка выглядел таким старым?
- В каких строках произведения раскрывается нам духовный мир Юшки? Прочитайте выразительно. («В июле как здоровый человек».)
Встреча Юшки с детьми
– Что влечет детей к Юшке?– Почему Юшка не обижается на них? (Он верит, что дети его любят)– Хотели бы вы родиться Юшкой? – Почему? Ведь он добрый, любит все живое? Что же не нравится вам? (Не нравится не сам Юшка, а отношение людей к нему. Мы ведь такие же люди.)
Почему дети удивлялись ему? (Прочитать: «А малые дети и даже те они видели, что он твердый и живой».)
- Почему дети хотели, чтобы он разозлился или отозвался им злом? (К Юшке придирались ради развлечения, чтобы не было скучно. Это доставляло им радость и удовольствие.)
- Как отвечал Юшка, когда ему делали слишком больно? Дети радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. И Юшка тоже радовался. А чему? (Он верил, что дети любят его, он им нужен.)
Встреча Юшки с взрослыми
– Почему и взрослые иногда обижают Юшку? (Потому что он не такой, как все.)– Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? (Они не умеют любить. Не могут простить ему того, что он не такой как они.)– Какие чувства у вас вызывают взрослые в рассказе? (Они омерзительные, очень жестокие люди.)
Вывод: Нельзя одному человеку ставить себя выше других, никто не вправе судить других людей за непохожесть, тем более издеваться и убивать.
Чтение диалога веселого прохожего и Юшки по ролям.
Юшка и веселый прохожий
– Чем помешал Юшка веселому прохожему?– Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?– Почему Юшка осерчал, а не разгневался? Может, не надо было серчать? (Юшка не может гневаться, по характеру он очень добрый. Он осерчал-то впервые. Обязательно надо было осерчать, нельзя всё время молчать!)
- Как вы понимаете слова Юшки: « а по надобности мы все равны». (Люди рождаются, чтобы жить.)
- Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь? (Потому что тот впервые высказался в защиту себя.)
- Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он со спокойной душой ушел домой пить чай.)
- «Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся» Почему Юшка повернулся вниз лицом? (Связать с любовью к земле, к природе.)
- Все ли бездушны в деревне? (Нет, потому что столяр, живший в деревне, вытер уста Юшки ладонью.)
- Почему столяр за всех просит прощения уже у мертвого Юшки? («За то, что забраковали тебя люди, а кто тебе судья?»)
«Господи! Открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их».– Откуда эти строки? – Когда это произошло? (После смерти Юшки люди поняли ошибку, потому и столяр вздохнул и сказал: «Прощай, Юшка, и нас всех прости».)– Прощаться с Юшкой пришли все люди. ( Стыдно было)– Можем ли мы, сказать: «Прости нас, Юшка!?» (Обязательно должны. Эти слова нужно сказать не только Юшке, но и ближнему, да и любому человеку, которому мы сделали зло.)– Почему без Юшки стало хуже?
Вывод. В жизни так часто бывает. Когда теряем человека, только тогда осознаем, как велика и тяжела утрата. И людям, которые жили рядом с Юшкой, было стыдно за себя и за свое отношение к Ефиму Дмитриевичу.
- Почему только теперь, спустя много лет после смерти Юшки, называют его добрым?
- Так что же победило в душах людей согласно этому рассказу?
- Какие чувства вызывает у вас рассказ?
IV. Работа со словарём. Дома вы работали со словарем
- Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.
- Посмотрите на значение слов и запишите его в тетрадь.
Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.
V. Работа с высказываниями известных людей.
- Посмотрите на предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать в то, которое больше всего подходит к нашей теме. Запишите его в тетрадь.
Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине.
А. Франс
Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. Писарев
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль
Великие души переносят страдания молча.
Ф.Шиллер
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
М Горький
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Л.Н.Толстой
РАБОТА В ПАРАХ : какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
VІ. Заключительное слово учителя.
Итак, лишь бедному, доброму Юшке было известно то неведомое и прекрасное, что никогда в этой жизни не откроется грешным людям, творящим зло и считающим это нормой.
Сегодня, ребята, ваши души прикоснулись к сердцу прекрасного человека. Хорошо и отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих пор живут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью.
Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. И все-таки, пока такие люди еще есть в нашей жизни, для нас еще не все потеряно.
Так что же в вашем понимании есть добро, а что зло? И как вы думаете, почему одним из эпиграфов к нашему уроку стали слова Распутина: «Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть»?
- А почему второй мы взяли из Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»? к этому нас призывал Иисус Христос, так жил и Юшка. Жизнь и смерть Юшки напомнили жизнь и мучения Иисуса Христа, которые он принял от людей.
Итог урока
Какие чувства вызывает у вас рассказ? ( Не только чувство жалости, но и возмущения той жестокой действительностью, людьми, которым недоступны чувства сострадания и доброты.)
Актуален ли рассказ Юшка сейчас?
Всегда ли мы внимательны к окружающим нас людям?
Чему учит нас А. Платонов? (А. Платонов учит нас жалости и состраданию, учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.)– Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле.– А умер ли его образ жизни? (Нет. Осталась девочка, которая так же как и он несет добро людям.)
– Я хочу, чтобы рассказ, который подарил вам Платонов не прошел бесследно для вашей души.
ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ НАПИШЕМ СИНКВЕЙН
VII. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Что значит любить человека?»
13PAGE 15
13PAGE 14815
15