Тезисы. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО как условие повышения продуктивности творческой деятельности


ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО как условие повышения продуктивности творческой деятельности
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».          И.Г.ПесталоцциОбразовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий
Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка) могут быть разделены на три группы:
1.коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
2.коммуникация как кооперация (содержательное ядро - согласование усилий по достижению общей цели);
3.коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и средством становления рефлексии.
В продуктивных видах деятельности, таких как изобразительное искусство, излишние коммуникации отвлекают от настоящего творческого процесса, мешают настроиться на нужную волну, попасть в атмосферу полета фантазии - то есть, в итоге, снижают продуктивность творческой деятельности. Именно поэтому важнейшим условием работы на уроках творческого цикла является тишина, но не как строгая дисциплина, тишина повиновения, которая сдерживает мысль, а как тишина со смыслом, которая и вызывает потребность говорить, спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения, не соглашаться, искать, открывать, удивляться, огорчаться и может быть даже отчаиваться.
В своей работе я стараюсь создать условия для продуктивной коммуникации между участниками учебно-творческого процесса: между учениками, учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы правильно определять зону ближайшего развития каждого обучающегося и строить работу с ориентацией на неё. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации.
 Для решения данных задач я выбрала метод изготовления и использования настольных театров в малых группах на уроках изобразительного искусства.
В работе я руководствуюсь следующими принципами:      
1.  Системно-деятельностный подход, который позволяет представить деятельность самих учащихся в виде схемы: думать–искать–приниматься за дело–сотрудничать–адаптироваться. 2.Концепция учебного сотрудничества, предполагающая, что большая часть обучения строится как групповое.
3.Дифференцированный подход
4.Использование ИКТ
Функции учителя
1.Создание условий для включения учащихся в самостоятельную творческую деятельность
2.Стимулирование ситуации успеха для каждого ребенка
3.Рефлексия деятельности, процесса самоизмененияРоли в группах или «театральные профессии»
1.Техник сцены (надежность, удобство)
2.Художник-декоратор (оформление спектакля и афиши)
3. Художник по костюмам (изготовление героев)
4.Режиссер (постановка спектакля)
С моей точки зрения данное распределение ролей позволяет не только организовать групповое сотрудничество внутри каждой роли, но и построить поэтапно весь процесс создания театра, а также обеспечить принятие на себя разного характера ролей (лидер, подчиненный, критик) каждым ребенком на разных этапах осуществления проекта
Содержание работы на уроках
Урок 1. Презентация идеи театра, сообщение темы, объединение в группы, знакомство с «театральными профессиями», распределение профессиональных ролей и соответствующих им обязанностей, согласование замыслов, выбор техники исполнения настольного театра, планирование работы группы на следующий урок, фиксация личного задания в ежедневнике.
Урок 2-4. Работа групп по планам, составленным на предыдущем уроке самостоятельно или с помощью учителя, самооценка с фиксацией в бланках самооценки, оценка одной из групп, рефлексия.
Урок 5. Репетиция спектаклей по ролям под руководством режиссера.
Урок 6. Изготовление театральной афиши.
Урок 7-8. Просмотр спектаклей, видеосъемка, оценка спектаклей зрителями по плану, рефлексия. В конце урока № 8 происходит голосование за самую лучшую театральную постановку, которая будет принимать участие в «Конкурсе настольных театров» от данного класса
Критерии оценки группы
Готовность каждого к работе в группе
Объем выполненной работы
Продуктивное сотрудничество, взаимопомощь
Порядок после работы
Критерии оценки театральной постановки (соответствуют качеству выполненной театральной роли)
Красочность и оригинальность декораций.
Выразительность образов героев
Качество сцены (надежность и удобство)
Выразительность выступления
Правила групповой работы могут быть следующими:
Говорим  спокойно, ясно и только по делу.
Говорим   по очереди.
Слушаем своих собеседников.
Убеждаемся, что в разговоре участвует каждый.
Обращаемся  к товарищам по имени.
Уважаем мнение каждого участника группы
Правила сотрудничества
Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.
Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.
Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше.
Мы помогаем друг другу в работе.
Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Методические рекомендации
Обязательна предварительная работа. Возможность всегда получить консультацию. Учитель в течении урока обязательно подходит к каждой группе и интересуется о ходе работы. У каждого учащегося обязателен блокнот-ежедневник (например «Ежедневник техника сцены» .Для удобства краткий план уроков находится на стенде , на доске на каждом уроке находятся таблицы для оценивания, памятки по ролям, бланки для самооценки. Необходимо развести понятия «роль в группе» и «роль в спектакле», поэтому лучше использовать термин «профессия» Звуковой или музыкальный сигнал за 6 минут до конца урока напоминает о том, что необходимо произвести самооценку и навести порядок. Критерии оценки работы в группах должны иметь графическое выражение, критерии оценки театральных постановок должны учитывать роль каждого участника.
Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников оптимальным количеством интересных заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности.
Учебный процесс, выстроенный данным образом, развивает креативность мышления, повышает продуктивность творческой деятельности, позволяет формировать все виды УУД, а главное и самое ценное, развивает творческую самостоятельность, и открывает широкие возможности для самореализации.