Урок доброты (по рассказу А.Платонова «Юшка»)


Урок доброты
(по рассказу А.Платонова «Юшка»)
Проблема сострадания и уважения к человеку.
Цель: на основе анализа произведения Платонова «Юшка» воспитать в учащихся чувства доброты, сострадания, любви ко всему живому; выявить нравственные законы, определяющие отношение человека с человеком; развивать память, связную речь.
Оборудование: выставка рисунков на тему «Спешите делать добрые дела», портрет А.Платонова.
«Спешите делать добрые дела»
А.Яшин.
Ход урока.
-Добрый день, ребята!
Как приятно слышать такие слова: «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! В добрый путь! Доброго здоровья!»
Самым ценным в человеке являются добрые дела, добрые поступки, доброе сердце. На уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о милосердии, добре, об умении сострадать обиженному, за ответственность за свои поступки.
- А кто знает, что означают эти слова –
Словарь: Доброта, сострадание, милосердие, зло.
- Сегодня мы войдём в мир А.Платонова, анализируя его рассказ «Юшка».
Тема нашего урока Доброты – начни с себя.
Цель - выявить нравственные законы, определяющие отношение человека с человеком.
- Мы уже знакомы с жизнью и творчеством А.Платонова. Он автор многих рассказов и в большинстве произведений предстаёт перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идёт речь в его рассказе «Юшка», где художник прикасается к взаимоотношению человека с человеком.
Дома вы должны были ответить на вопросы. Пришло время озвучить свои ответы.
Почему люди гнали Юшку?
Почему он им улыбается в ответ, почему позволял себя обижать?
Почему Юшка никому не сказал, что воспитывает сироту?
- Прекрасно! Но это были вопросы общего характера.
Теперь подробнее поговорим о Юшке и о том, что же хотел Платонов показать через образ главного героя.
- Кто такой Юшка? Найдите описание Юшки и зачитайте.
Почему «в руках у него мало было силы?»
– Почему автор особо выделял его глаза?
(глаза – зеркало души. Душой мы страдаем, ненавидим; разумом – мыслим.)
– Каково отношение детей к Юшке? Найдите в тексте, зачитайте.
– Юшка говорил детям, которые бросали в него камни: «Вы, должно быть, любите меня!»
- Во что верил Юшка, говоря это?
(он верил, что люди тянутся к добру, но их воспитали так, что они не умеют выразить своего стремления к свету, к добру.)
- Каким предстаёт Юшка? (добрым, терпеливым)
- А дети? (злыми, жестокими, грубыми)
5. –Внимание! Вопрос личностного характера: вообразите себя свидетелями того, что дети кидают в Юшку комья, толкают. Как бы вы поступили?
6. – Как взрослые относятся к Юшке?
7. – А были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?
- Что нового мы узнаём о Юшке? ( любит природу)
8. – Каким же человеком предстаёт перед нами Юшка во всех эпизодах рассказа?
(предстаёт человеком незлобливым, кротким, добрым, работящим, преданным одной идее – воспитать и выучить сироту)
9. – Кому же помешал Юшка, никогда и никому не приносивший зла?
(весёлому прохожему) .
- Чем закончилась встреча с весёлым прохожим? (прочтите)
- Каким предстаёт прохожий?
(Жестоким и чёрствым человеком. Даже зверем)
- А Юшка?
(Жил тихо и умер тихо, незаметно)
- Вот так закончилась жизнь робкого , доброго, любившего всех Юшки. Закончились тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было – нельзя всё время терпеть. В Библии сказано: «Господи! Открой глаза людям, чтобы они видели». И открыл Господь глаза их.
- Когда же это произошло?
(К сожалению, после смерти Юшки)
- Зачитайте сцену похорон.
10. – А каково стало людям без Юшки? (грустно)
- Почему грустно?
- Как же звали Юшку?
11.- Когда он стал Ефимом Дмитриевичем?
- Что означает имя Ефим Дмитриевич?
Словарная работа:
Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.
Дмитрий – восходит к имени греческой богине плодородия Деметры. Благие зёрна, взращённые на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
- А почему Юшка?
- А у Платонова – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.
Юшка – воплощённое добро, утрата его губительна для людей.
-Юшка был исполнен сочувствием к людям, он видел лучшее, что есть в людях и деятельно помогал им тем, что воспитывал сироту.
12 . – Можем ли мы сказать, Юшка нравственный человек?
Словарь:
Нравственный человек -
- Да, Юшка нравственный человек. Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый.
13. – Как проявлялось Юшкино бескорыстие?
- Та сила добра, которую вложил Юшка в воспитание девочки, вернулась к людям, когда девочка стала врачом и приехала в город, «чтобы лечить того, кто её любил больше всего на свете и кого сама любила всем теплом и светом своего сердца».
- Итак, на уроке мы говорили о доброте, милосердии, сострадании, зле. Все знают, что дела бывают добрые и злые. У каждого дела свой цвет. Перед вами разноцветные листочки. Вы сейчас возьмёте тот листочек, цвет которого ассоциируется с выбранным вами ключевым словом и напишите синквейн.
Вот вам ключевые слова- ДОБРОТА, ЗЛО, ЮШКА.
Проверка синквейна.
- Обобщая сказанное. Хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить. Не обидеть человека. В нашем обществе ещё много грустного, жестокого. Хочешь изменить жизнь? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к миру, дружбе и счастью, проходит через нашу собственную душу.
Оценки-
Домашнее задание:
Хочу закончить урок такими строками:
Друзья мои! Давайте с нынешнего дня
Начнём с себя!
Научимся людей любить,
По нравственным законам жить,
А чтобы поняли тебя-
Начни с себя!
Как это изображено на ваших рисунках.
Спасибо за урок!