Презентация по литературе на тему Твори добро… (по рассказу А. Платонова Юшка)
Урок литературы по рассказу А. П. Платонова «Юшка»7 класс
ЗАГАДКА Это счастья кусочек, Это свежего воздуха, ветра глоточек… Ты его подари – и оно возвернётся! У кого-то спокойнее сердце забьётся.
Добро, мама, из добра явилось…
Тема урока: «ТВОРИ ДОБРО…»(по рассказу А.Платонова«Юшка»)
Эпиграфы к уроку1. До конца, до тихого креста Пусть душа останется чиста! Н. Рубцов.2. Я счастлив счастием, мне чуждым, И грустен горестью чужой; Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой. И. Суриков. 3. Досадно мне, когда невинных бьют. В. Высоцкий.4. Так всякое добро приносит и плоды добрые. Евангелие от Матфея.
Сон мне приснился… …Виделась в чёрном Моя Родина. Виделось диво: Я юродивый. Иеромонах Роман (Матюшин)
Обратимся к словарю Блажной – (прост.) взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный.Юрод – блаженный человек – аскет, обладавший, по мнению верующих, даром прорицания.Блаженный – 1. В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный.3. То же, что святой.
Святой блаженный Василий
Собор Василия Блаженного в Москве
Блаженная Ксения Петербургская
Святая Блаженная Матрона Московская
А.П. Платонов (Климентов)(1899 -1951)Родился в Ямской слободе на окраине Воронежа, в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова. Принимал участие в Гражданской войне. В годы Великой Отечественной войны Платонов - фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». Уходил из жизни непризнанным. Рассказы: «Корова», «Юшка», «Возвращение», «Любовь к Родине»…Сказки: «Волшебное кольцо», «Уля»… Романы: «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», «Сокровенный человек»...
СЮЖЕТНЫЙ ПЛАН1). Портрет Юшки.2). Дети и Юшка.3). Юшка и взрослые.4). Юшка и природа.5). Юшка и весёлый прохожий.6). Похороны Юшки.7). Приезд незнакомки.8). Твори добро…Побеждай зло добром…
Портрет в художественном произведенииЛитературный портрет – изображение в произведении внешности героя (лица, фигуры, одежды). …глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы…
АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ДЕТИ и ЮШКАДЕТИ (переставали играть, бежали, кричали, поднимали ветки и бросали, трогали, толкали, опять толкали и кидали комья земли, сильнее толкали, кричали вокруг…)ЮШКА (ничего не отвечал и не обижался, шёл тихо и не закрывал лицо, молчал, не пугал, не гнался за ними, не трогал, не отвечал им, РАДОВАЛСЯ…)
ЮШКА и ВЗРОСЛЫЕВЗРОСЛЫЕ (обижали его, их сердце наполнялось лютой яростью, били его, приходили в ожесточение и били его ещё больше, в этом зле забывали на время своё горе)ЮШКА (останавливался, слушал и молчал, долго лежал в пыли на дороге, очнувшись, вставал, «Люди меня без понятия любят, сердце у них бывает слепое»)
Динамическая пауза
Юшка и природа
Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам…
ЮШКА и ПРИРОДАЮШКА (дышал, смотрел, слушал голос рек, больная грудь отдыхала, не чувствовал недуга, не скрывал своей любви к живым существам, склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, гладил кору на деревьях, на душе было легко)ПРИРОДА (благоухание трав и лесов, безлюдно, живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работающие кузнечики издавали в траве весёлые звуки)
НЕОБЫЧНЫЙ КЛАСТЕРСердцеЮшки
Жизненная формула ЮШКИЖизньЛюбовь к РодинеЛюбовь к людямЛюбовь к природеДоброСостраданиеМилосердиеТрудолюбие
Лексическая разминкаСострадание – жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Кротость - смирение, покорность, незлобивость. Добро – все положительное, хорошее, полезное. ЧТО УКРАШАЕТ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА? Сострадание Милосердие Кротость Добро
Чудесные выразительные средства языкаОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: «Реки, бормочущие на каменных перекатах»СРАВНЕНИЕ: «Будешь, как Юшка»МЕТАФОРЫ: «Сила злобы», «Свет любви», «Голос рек»ЭПИТЕТЫ: «Воздушная теплота», «Сладкий воздух»
ЭПИТЕТЫ
АНТИТЕЗА – противопоставление образов, картин, слов, понятийСИЛА ЗЛОБЫ – СВЕТ ЛЮБВИНЕНАВИСТЬ - …НАСИЛИЕ - …ЧЁРСТВОСТЬ - …
АНТИТЕЗА – АНТОНИМЫ –«анти» – «противо-»«анти» - частью латинского или романского, частью греческого происхожденияНЕНАВИСТЬ - ЛЮБОВЬНАСИЛИЕ - ТЕРПЕНИЕЧЁРСТВОСТЬ – СОСТРАДАНИЕНАГЛОСТЬ - КРОТОСТЬ АНТИТЕЗА – АНТОНИМЫ – слова-СИНОНИМЫ
АНТИТЕЗА Жизнь людей Пьянство злоба скука чёрствость ЗЛО Жизнь ЮшкиРаботавсепрощение пониманиенезлобивостьДОБРО
КУЛЬМИНАЦИЯ
ЮШКА и ВЕСЁЛЫЙ ПРОХОЖИЙ«Прощай, Юшка, нас всех прости. Забраковали тебя люди. А кто тебе судья!...»
Почему людям без Юшки стало хуже жить?Отвечая, применяйте цитирование.Без Юшки стало хуже жить, потому что… Но добро, любовь не уходят со смертью человека, добро прорастает, дает свои плоды.
Тайна имени…Ефим (происходит от древнегреческого слова "эуфемос«) - благочестивый, священный, благодушный, благославный.В просторечии: юшка – кровь. У Платонова юшка - это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей.
ЕФИМ ДМИТРИЕВИЧЕфим - благочестивый, благожелательный, священный.Дмитрий - восходит к имени греческой богини плодородия Деметры. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
Поразмышляйте…*ПОБЕЖДАЕТСЯ ЛИ ЗЛО ДОБРОМ?.. * Что нужно делать, чтобы добра в мире было больше?* Какие чувства вызывает у вас рассказ А. Платонова «Юшка»?
ОБРАМЛЕНИЕ -Это композиционная часть литературного произведения, включающая в себя, как в рамку, другие части повествования. Сравните: НАЧАЛО РАССКАЗА – ФИНАЛ ПОВЕСТВОВАНИЯ
Вернёмся к эпиграфу…1. До конца, до тихого креста Пусть душа останется чиста! Н. Рубцов2. Я счастлив счастием, мне чуждым, И грустен горестью чужой; Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой. И. Суриков3. Досадно мне, когда невинных бьют. В. Высоцкий.4. Так всякое добро приносит и плоды добрые. Евангелие от Матфея
ЖИЗНЬ ПЛАТОНОВА
Памятник выдающемуся российскому писателю Андрею Платонову находится в самом центре Воронежа, на Проспекте Революции, напротив Воронежского государственного университета. Над памятником работал целый сонм скульпторов и архитекторов — Н. Топоев, Л. Яновский и Е. Соломкин сделали архитектурную часть памятника, а сам памятник был выполнен Э. Н. Пак и И. П. Диконовым. слева — фраза из его произведения «Жена машиниста», которая показывает, как обеднел город после смерти писателя: «…А без меня народ не полный».
И покамест блаженные век бушующий длят сквозь трясины и тернии…- Спи спокойно, Земля! (К. Корнеева)
Домашнее задание (на выбор)Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду. Составить синквейн по рассказу «Юшка».Подготовить тест по рассказу «Юшка».Мини-сочинение «Письмо Юшке от имени жителей города (или от имени его приёмной дочери)».
Сотвори добро в душе своей СПАСИБО ЗА УРОК!