Урок математики на тему Формулы. Решение задач с использованием формул (3 класс)
КУ «ОШ I-III ступеней №2
города Енакиево»
КОНСПЕКТ
урока по математике
в 3 классе
Гаража Л.Н.
Учитель высшей
квалификационной категории
Енакиево 2017
Тема. Формулы. Использование формул периметра и площади прямоугольника, формулы объема прямоугольного параллелепипеда для решения задач.
Тип урока. Урок закрепления и обобщения знаний, умений, навыков.
Цели:
Образовательные – закрепить умение использовать формулы для решения задач. Научить в простейших случаях выражать зависимость между величинами с помощью формул.
Развивающие – развивать пространственную ориентацию, логическое и творческое мышление, умение доказывать и опровергать.
Воспитывающие – воспитывать важнейшую социальную функцию – общение в изменяющихся условиях учебной деятельности. Создавать комфортные условия обучения и воспитания путем внедрения инновационных технологий.
Оборудование. Заготовка для проекта «Аквапарк» на магнитной доске; фотографии с видами аквапарков; разрезные карточки для работ в группах; презентация POWER POINT.
Методы и приемы учебной деятельности. Фронтальная работа; комментированное письмо, работа в группах; тестирование, взаимопроверка работ; рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель. Наш город хорошеет с каждым днем. Вы, дети – его будущее. А у детей всегда есть мечта. Сегодня мы сделаем шаг к вашей мечте
Слайд 1
Создадим проект аквапарка? (Да!)
А любой проект начинается с теории, расчетов, формул.
II. Объявление темы урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Тема сегодняшнего урока – формулы.
Слайд 2
Решая задачи при помощи формул, мы будем шаг за шагом создавать проект Енакиевского аквапарка. Итак, вперед.
III. Актуализация знаний.
Слайд 3
Учитель. Что общего в этих записях? (Это равенства, содержащие переменные).
- На какие группы их можно разделить? (Уравнения и формулы).
- Что войдет в I группу? Во II группу?
Слайд 4
- Что называется уравнением? (Равенство с переменной, значение которой надо найти).
- Найдите корни уравнений. (Запись на доске и в тетрадях с комментированием с места).
240, 120, 60, 30.
- Что интересного заметили?
- Какое следующее число? (15)
- Посмотрите на формулы. Что они показывают?
- Чем отличается формула от уравнения? (Формулы верны для всех значений, а уравнения только для корней).
- Для чего нужны формулы?
Учитель. Формулы – это основа всего, так что фундамент для нашего аквапарка готов.
IV. Работа над задачами с использованием формул.
1. Слайд 5.
- С помощью какой формулы будем решать задачу? (S=a*b=10*5=50(м.кв.))
- Детский бассейн занимает место на проекте аквапарка.
1. Слайд 6.
- Какую формулу используем для решения этой задачи? Почему? (Р=(a+b)*2=(10+5)*2=30(м))
3. На территории нашего аквапарка будет несколько бассейнов, искусственных озер, рек. Для того, чтобы знать, достаточно ли места в них посетителям, какую формулу будем применять? (V=a*b*c)
- Что в ней обозначаю буквы a, b, c?
- В каких единицах вычисляется объем?
Работа с таблицей.
Слайд 7
V. Физкультминутка
В нашем аквапарке невозможно без насосов. Поработаем немного
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два,
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре –
Хорошо мы потрудились!
VI. Работа с учебником. Слайд 8
1. Задача №9 с.55.
- В аквапарке будут работать аквариумы, и не один! Наша задача – разобраться в проблеме, предложенной в задании №9.
- Каковы измерения аквариума? (50 см, 30 см, и 40 см)
- Что можем сделать для более рациональных вычислений? (Выразим см в дм).
- Какой первый вопрос задачи? (Найти объем).
- Какую формулу используем?
- Что знаете о противоположных гранях прямоугольного параллелепипеда? (Они равны)
- Составим числовое равенство для нахождения площади поверхности стекол.
2. Уравнение №10г с.55.
- Решение с комментированием у доски.
VII. Домашнее задание.
Слайд 9
С.55 №10в, 12б – с записью в дневник
VIII. Физминутка для глаз. Слайд 10
IX. Работа в группах.
Слайд 11
- Создавая проект, надо уметь работать в группах, слышать друг друга, быть внимательными. Каждой группе я предлагаю наборы геометрических фигур. Из них нужно сложить одну фигуру – прямоугольник или квадрат, вычислить его площадь и периметр. Представьте, что вы создаете площадки для отдыха вокруг водоемов в аквапарке. (По окончанию работы презентация каждой группы).
X. Применение знаний и способов действий. Тестирование.
- Любой проект необходимо защитить, доказать его жизнеспособность. Я предлагаю вам тест. В нем 4 задания. Вам необходимо решить задачи, выставить напротив номера букву правильного ответа: а, б, или в.
(Дети работают над тестом).
Слайд 12
XI. Взаимопроверка тестов.
- Обменяйтесь работами на партах, проверьте их, воспользовавшись «ключом».
Слайд 13
- Поднимите руки, у кого 1 ошибка (2 ошибки, 3 ошибки, 4 ошибки, нет ошибок). Я проверю ваши работы и выставлю оценки.
- А на уроке хорошо работали . Они получают такие оценки
XII. Итог урока. Рефлексия.
- Какие формулы повторили на уроке?
- Для чего необходимо знать формулы?
- Вы всегда решите задачу, если сумеете.
Слайд 14
- Работая над проектом, мы с вами вывели новую формулу
Слайд 15
Проект + Работа = Реальность
- А наш проект аквапарка готов. Он не останется проектом, а станет реальностью, если вы не забудете эту формулу.
- Определитесь, как вы чувствовали себя на уроке, не было ли вам скучно, неинтересно. Поместите своих рыбок по аквариумам, и мы увидим ваше настроение к концу урока.
15