Конспект урока по русскому языку на тему Повторение и обобщение по теме Имя существительное 6 кл
Конспект урока по русскому языку
Класс – 6Б
Учитель: Карпова С.Г.
Тема урока: «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное».
Цели:
- актуализация знаний учащихся;
- развитие творческих способностей;
- воспитание умения видеть и понимать прекрасное.
ХОД УРОКА:
Основные этапы урока
Деятельность учителя
Самоанализ урока
1. Организационный момент
Аудиальный позитивный якорь:
- приветствие;
- отмечаем отсутствующих;
- общий позитивный настрой на успешную работу
Это дает возможность учащимся настроиться на восприятие голоса преподавателя, переключить внимание на работу в аудиальном канале.
2. Подтверждение мотивации
- Поднимите руку те, кто хочет развить свою речь, обогатить свой лексикон Спасибо.
- Поднимите руку, кто хочет узнать что-то новое
- Поднимите руку, кто хочет повысить свою успеваемость. Спасибо!
Таким образом, создается причина для учебы, связанная с семантикой самого ребенка.
3. Метафора «Красота»
4. Работа с эпиграфом к уроку:
Имя существительное – хлеб языка.
Л.Успенский
Красота.
Ночью пруд покрылся тоненьким хрупким ледком. На заре ледок заиграл радужным блеском. Ледок становился то алым, то розовым, то красным, то фиолетовым. Вот он загорелся, как огненное море. На вербе сидела Синичка. Она любовалась игрой утренней зари на ледке. Синичка пела свою нехитрую песенку о хрупкой, нежной, тонкой красоте. Ее песенка была радостная и немного грустная: вот поднимется солнышко, растопит ледок, исчезнет все очарование.
- Это волшебное зеркало, в котором отражается мир. Смотрите на эту красоту! – рассказывала синичка миру.
А на берегу в это время стоял Вол. Он слушал песенку синички и умилялся. Ему захотелось ближе посмотреть на красоту, о которой пела Синичка. Он подошел к самой кромке льда, но никак не мог увидеть красоту. Вол вошел в пруд, ледок затрещал, волшебное зеркало засыпалось, со дна поднялась муть.
- Где же ты, красота? – промычал Вол и, напившись воды, побрел к противоположному берегу.
И.Сухомлинский
- Как вы могли бы соотнести смысл метафоры и цели урока русского языка?
- Как вы понимаете высказывание?
Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики. Метафоры не обсуждаются: объяснив смысл метафоры, вы непременно сузите ее, ограничите контекст, тогда как без объяснения каждый воспримет рассказанную историю так, как это важно для него. После чтения выдерживается пауза, в течение которой дети осмысливают содержание текста.
5. «Верите ли вы, что?»
- Верите ли вы, что имя существительное – самостоятельная часть речи?
- , что бывают существительные только первого, второго и третьего склонения?
- , что существительные изменяются по падежам и числам?
-, что существительные бывают собственные и нарицательные?
-, что существительные изменяются по родам?
-, что в предложении существительные бывают только подлежащим, дополнением и
обстоятельством?
Похвалите себя!
Это упражнение помогает учителю узнать, как дети усвоили теоретический материал. Задача учащихся – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения. Правильность ответов сигнализируют карточкой, одна половинка которой окрашена в красный цвет (неверный ответ), а другая в зеленый цвет (правильное высказывание).
6 .Запомните ряд слов (используя любые методы запоминания)
- Какие методы запоминания вам известны?
- В чем они заключаются?
- Запомните слова:
печь, много туч, непогода, стекольщик, морозец, снежок, речонка, мостик, овражек.
- Запишите слова.
- Какие виды орфограмм вам встретились?
- Объясните написание.
- В каких случаях НЕ с существительными пишется слитно?
- А когда отдельно?
- Кто ни разу не ошибся?
Молодцы!
Учащиеся могут использовать метод запоминания « нарисуй мультик».
7. Работа с заданиями на печатной основе.
- Положите перед собой лист с заданиями.
- В течение нескольких минут самостоятельно выполните задание красного цвета.
- Проверяем.
- Прочитайте словосочетания, где НЕ пишется отдельно. Почему?
- А в остальных случаях?
- Похвалите себя. Прямо в листе напишите: «Я !»
У каждого ученика есть лист с заданиями разного цвета. К нему обращаемся насколько раз за урок.
8. Повторение изученного в виде игры в мяч.
- Придумайте примеры на правописание существительных с суффиксами - ЧИК-/-ЩИК - и передайте мяч. Тот, кто его поймает, объясняет написание и предлагает свой пример другому.
ВАРИАНТ: учитель сам называет примеры и кидает мяч.
Замечено, когда человеку бросают мяч, он впадает в краткое состояние, подобное конфузионному трансу. Его сознание занято контролем за движением и ловлей мячика. В это мгновение его бессознательное занято решением вопроса – проверкой слов.
9. Работа с заданиями на печатной основе.
10.
Самостоятельная работа
- Снова возвращаемся к листу с заданиями.
- Самостоятельно на оценку выполните задание синего цвета.
ВЗАИМОПРОВЕРКА!
- С какой частью речи связаны имена существительные?
- Подберите к существительным определения из списка слов для справок, согласуйте их с существительными:
Лес, сне, настроение.
Слова для справок: сяющий, пушстый, задумчвый, прлесный, белый, радосный, заколдованный, тинственный, очрованный, грусный, пркрасный, пртихший,
- К какой части речи относятся слова?
- Назовите среди записанных определений эпитеты.
11.Работа с отдельными предложениями на тему
- Прочитайте
- Что написано? Докажите, что это не текст.
- Почему?
- Выберите правильный вариант расстановки предложений, чтобы получился связный текст. Обведите правильный вариант.
- Вставьте пропущенные знаки препинания.
- Найдите предложение, в котором больше всего существительных.
- Определите падежи этих существительных.
- В этих предложениях найдите имя существительное, которое употребляется только в единственном числе. (Чернота)
- Образуйте единственное число от существительного люди.
- Что вы заметили особенного?
А) Пушистый снег укрыл черноту дорог и крыши чтобы люди подивились красоте русской зимы.
Б) Морозы распушили деревья и невиданными узорами разрисовали стекла домов.
В) Ночью на землю неслышно ступила зима и на улицах города начались настоящие чудеса.
12. «ЛЕВША»
- Самое время отдохнуть. Возьмите ручку в левую руку и поставьте точку в произвольном месте.
- Проведите черту на три клетки вправо, на пять клеток вниз, на пять клеток влево, на две клетки вверх, на две клетки вправо, на три клетки вверх.
- Включите фантазию. На что похож ваш рисунок?
- Какие ассоциации связаны у вас с валенками? Называйте слова.
( Зима, снег, мороз, лыжи, санки))
Задание на концентрацию внимания и развитие творческих способностей – одно из любимых у учеников. Именно левая рука связана с деятельностью правого полушария головного мозга, отвечающего за творческие процессы, и, тренируя ее, мы способствуем развитию наших творческих возможностей. Когда ребята хорошо знакомы с инструкцией и упражнение на уроках проводится достаточно часто, на его выполнение требуется несколько минут времени урока, а польза с точки зрения психологов огромная.
13. А теперь – творчество!
- Ребята приготовили вам сюрприз.
( Учащиеся читают стихи наизусть.)
В.Набоков «Снег».
О, этот звук! По снегу –
скрип, скрип, скрип –
в валенках кто-то идет.
Толстый крученый лед
Остриями вниз с крыши повис.
Снег скрипуч и блестящ.
(О, этот звук!)
Салазки сзади не тащатся –
сами бегут, в пятки бьют.
Сяду и съеду
по крутому, по ровному:
валенки врозь,
держусь за веревочку.
Отходя ко сну,
всякий раз думаю:
может быть, удосужится
меня посетить
тепло одетое, неуклюжее
детство мое.
( Берлин, 1930)
Н.Рубцов «Выпал снег»
Выпал снег –
и все забылось,
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось,
Словно выпил я вина!
Вдоль по улице по узкой
Чистый мчится ветерок,
Красотою древнерусской
Обновился городок.
Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.
Снег летит – гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу
Ну и ладно! И добро. (1969)
- Используя материал урока и текст стихотворения Н. Рубцова, напишите миниатюру о том, что вы увидели, услышали или, может быть, почувствовали в стихотворении поэта.
- Прочитайте получившиеся работы.
- Девочки проиллюстрировали стихотворения. Им слово.
14. Итог урока
15. Домашнее задание
- Что на уроке получилось у вас лучше всего?
- Что вы могли бы сделать лучше?
- Доделать задания, выполнить работу над ошибками.
Лист с заданиями.
Бороться с не(?)правдой, бояться не(?)брежности, черный не(?)вольник, фАнтастические не(?)былицы, подавить не(?)приязнь, затяжные не(?)урОжаи, не(?)правда, а ложь ужасна; находиться в не(?)решительности, совершеННый не(?)ряха, большая не(?)АККуратность, нескончаемые не(?)взгоды, испытывать не(?)рЕшительность, а слабость; воспитывается в не(?)воле, проявил не(?)образоваННость.
Яростный спорик, иностраННый переводик, аккуратный переписик, прокатик автомобилей, умелый обойик, разносик журналов, АККуратный квартиросъемик, мужествеННый объездик, расторопный каменик, новенький деревопогрузик, прицепик вагонов, солидный газосварик, юный танцовик.
Слова для справок:
сяющий, пушстый, задумчИвый, прлесТный, белый, радосный, заколдоваННый, тинствеННый, очАроваННый, грусный, пркрасный, пртихший
4.
А) Пушистый снег укрыл черноту дорог и крыши чтобы люди подивились красоте русской зимы.
Б) Морозы распушили деревья и невидаННыми узорами разрисовали стекла домов.
В) Ночью на землю неслышно ступила зима и на улицах города начались настоящие чудеса.
БВА;
АБВ;
ВБА.
5. Открытый ларчк, горячий пончк, чудесный подарочк, маленький карандашк, сИреневый огонечк, пушистый снежк, зеленый горошк, пришла крошчка, задиристый медвежнок, скатился в овражк, пухленькая ручнка, чЕрный галчнок, узорчатый камешк, разноцветный пучочк, усердный работничк.
15