Формирование связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Статья на тему: «Формирование связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью»
Суханова О.О.
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения.
Мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция развиваются и совершенствуются по мере овладения речью.
Развитие речи – процесс сложный, творческий, играет важную роль в формировании и становлении психического развития ребенка. Он невозможен без эмоций, без увлечённости.
Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью - сложный многогранный процесс, что делает поиски наиболее эффективных путей обучения и воспитания актуальной проблемой. Особое место занимает формирование и развитие связной речи, что является показателем степени овладения речью
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно выраженное отставание в развитие связной речи. У таких детей обычно отсутствует умение вести диалог в силу сложности данной формы речевой деятельности, а также потому, что у детей указанной группы часто нарушено общение. Нарушение общения объясняется разными причинами: либо психической пассивностью (инертность нервных процессов), либо осознанием своего дефекта. А связная речь не может быть воспитана сама по себе, без систематических и целенаправленных занятий. Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает логопед. С этой целью организуют беседы на основе экскурсий, в процессе наблюдения.
Таким образом, формируется диалогическая или вопросно - ответная речь, умение отвечать, спрашивать. Но следует помнить, если учитель-логопед не ставит задачи специально работать над построением предложения, требовать от ребёнка полного ответа не следует. Полные ответы не соответствуют природе устного речевого общения, поэтому они не способствуют развитию речи, а создают препятствия в работе, так как вносят в беседу искусственность и отбивают у ребёнка охоту говорить. Надо всё время поощрять ребёнка к высказыванию, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. И если на поставленный вопрос о проведённой экскурсии ребенок с интеллектуальной недостаточностью ответит двумя фразами, это уже шаг на пути формирования связной речи.
К другим методическим приёмам обучения аномальных школьников правильной речи относится хоровая речь с движениями, которая благоприятно воздействует на моторику ребёнка. Это многочисленные короткие стихотворения, сопровождаемые движениями рук, туловища, ног.
Богатый материал для развития речи дают сказки. Можно дать задание пересказать сказку, инсценировать наиболее лёгкие, доступные сказки.
Использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений) является очень важным моментом, так как способствует совершенствованию речи в эмоциональном отношении, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речь умственно отсталого ребенка. На логопедических занятиях можно использовать как игры-драматизации стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям, так и игры-драматизации прозы (чтение по ролям).
Основными принципами организации занятий является наглядность и предметность, то есть организация обучения таким образом, чтобы изучаемый объект по возможности был воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Необходимо систематизировать, упорядочить чувственный опыт аномальных детей, приобретенный в процессе наблюдения.
Формирование и развитие связной речи у детей с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на формирование монологической речи у детей с нарушенным интеллектом, в свое время занимались Р.И. Лалаева, Р.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, В.Г. Петрова, Т.Б. Филичева.
Работа по развитию связной речи должна проводится не только на специальных логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, математики и т.д. Именно дифференцированный подход к развитию связной речи у умственно отсталых детей может обеспечить эффективность логопедической работы.
Тем не менее, нужно отметить, что в настоящее время проблема развития связной устной речи у данной категории детей, является малоизученной. Имеется острый дефицит, как теоретических источников, так и практических рекомендаций и программ.
Я считаю, что использование данных видов работ, которые были предложены в данной статье, помогут значительно повысить уровень сформированности связной речи у детей с нарушением интеллекта, что положительно будет влиять на развитие их познавательной деятельности.
Литература:
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития
/Под ред. К.С.Лебединской. - М, 1982.
Ахутина Т.В. Порождение речи. М.: Академия. 1998. 230с.