Презентация по педагогике Методы воспитания
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ Выполнила:преподаватель психологии ГАПОУ АО «АМК»Горчакова Анастасия Андреевна ПЛАН 1.Методы и приемы воспитания2.Выбор методов воспитания3.Классификация методов воспитания МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ Фактор социальной среды Фактор собственной активности человека Фактор возвратно-оценочного влияниявзрослых на ребенка Метод организованноговзаимодействия детей со средой Метод организациивоспитывающей деят-ти Метод организацииосмысления ребенкомразворачивающейсяперед ним жизни Методы организациижизни ребенка Методы воспитания – это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность (П.И.Пидкасистый). Ц У2 У1 П1 П2 П3 М2 М1 П5 П4 М3 Метод воспитания (от греч. «методос» -путь) – это путь достижения заданной цели воспитания (И.П.Подласый). Приемывоспитания Методы начинают пользоваться другие воспитатели Связь приемов и методов воспитания Прием воспитания – часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение.Прием – единичное воздействиеСредство – совокупность приемов РЕЗЮМЕ Мы уже знаем, что категории цели, содержания и формы раскрывают сущность воспитательного процесса, объясняя, к чему он стремится, чем наполнен и на что направлен.Но есть еще одна очень важная категория, связанная с вопросом – как воспитывать? - категория метода воспитания.Знание методов и приемов воспитания, умение их правильно применять – это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства. ВЫБОР МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ М4 М1 Мn М3 У1 У2 У3 Уn Множество методов (М) Критерий оптимизации (К) Множество условий (У) Выбор метода – это всегда поиск оптимального пути воспитания.Каждый метод проверяется проверяется «на пригодность» в конкретных условиях. Тот метод, который набирает максимальное количество выборов по принятому критерию оптимизации, признается оптимальным. Схема процедуры выбора методов воспитания 1.Нечеткость множестваметодов 3.Время – надежныйкритерий, применяемыйредко Причины, затрудняющие процесс логического перебора методов воспитания и определения оптимальных 2.Множественность условий применения методов Общие причины Цели и задачи воспитания Содержание воспитания Возрастные особенности Ожидаемые последствия Время воспитания Ур-нь пед.квалификации Средства воспитания Условия воспитания Особенности воспитанников Сформированность коллектива РЕЗЮМЕ Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным.Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее он намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ методы убеждение упражнение поощрение наказание методы убеждение организация деят-ти стимулир-еповедения Классификация методов по характеру Болдырев Н.И. и др. Ильина Т.А и др. Объяснительно-репродуктивные Проблемно-ситуативные стимулирование руководство Методы приученияи упражнения торможение самовоспитание Классификация методов по характеру (И.С.Марьенко)Классификация методов по результатам воздействия на воспитанника1.влияния, создающие нравственные установки, отношения, формирующие представления, понятия, идеи2.влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения Методы воспитания Методы формированиясознания Методы организациидеят-ти и формированияопыта поведения Методыстимулирования убеждение упражнение мотивация РассказОбъяснениеРазъяснениеЛекция,Этич.беседа,Увещевание, ВнушениеИнструктаж, ДиспутДоклад, пример УпражнениеПриучениеПед.требованиеОбществ.мнениеПоручениеВоспитывающиеситуации СоревнованиеПоощрениенаказание Классификация методов воспитания на основе направленности (Г.И.Щукина) 1.Служить источникомзнаний 3.Служить способомиспользованияположительного примера 5.Рассказ должен переживаться слушателями 4.Профессиональное выполнение 3.Обстановка 1.Соответствие соц.опыту 2.Сопровождение иллюстрациями функции Условияэффективности МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИРАССКАЗ НА ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ 2.Обогащать нравственныйопыт личности разъяснение внушение увещевание Метод эмоционально-словесного возд-яна воспитанниковОриентированность возд-я на данную группу или личность 1.Некритическое восприятие пед. воздействия2.Усиливает другие методы воспитания 1.Принятая воспитателем форма обращения2. Авторитет 3. Нравств. качества4. Убежденностьвоспитателя в правоте своих слов и действий 1.Для сформирования и закрепления нов. качества2.Для выработки правильногоотношения к совершенномупоступку Неквалифицированное применение-НОТАЦИЯ!!! МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИРАЗЪЯСНЕНИЕ. ВНУШЕНИЕ. УВЕЩЕВАНИЕ Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждениязнаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников Диспуты – живые горячие спорына разные темы, волнующие воспитанников ЦЕЛЬ – углубление, упрочениенравственных понятий, обобщениеи закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядови убеждений. 1.Проблемный характер2.Отсутствие сценария с заученными ответами3.Близость материала эмоц. опыту4.Сопоставление всех точек зрения ЦЕЛЬ – не вывод, а процесс.В основе – спор, борьба мнений Разрабатываются 5 - 6 вопросов, требующихсамостоятельных сужденийС вопросами участников заранее знакомят. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА. ДИСПУТ ПРИМЕР – воспитательный методисключительной силы, действующий на уровне первой сигнальной системы. ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ – деятельность индивида ЭТАПЫ1.Непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица2. Формирование желания действовать по образцу3. Синтез самостоятельных и подражательных действий,проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИПРИМЕР «Долог путь наставлений, - говорил римский философ Сенека,- короток путь примера». упражнение приучение Практический метод воспитания,сущность которого состоит в многократном выполнениитребуемых действий,доведении их до автоматизма Интенсивно выполняемое упражнение 1.Система упр-ий; 2.Содержание3.Доступность и посильность; 4.Объем5.Частота повторений; 6.Контроль и Коррекция; 7.Личностные особенности Воспитанников; 8.Место и время выполнения упр-ий; 9.Сочетание индивид. и групповых форм; 10.Мотивация 1.Ясное представление о цели, ясная формулировка правил3.Отрезок времени =объем действий4.Показ действийи результатов5.последовательно-параллельная форма6.Контроль7.Игровая форма ОСМЫСЛЕННОСТЬ?! МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИУПРАЖНЕНИЕ. ПРИУЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЕ – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деят-ть воспитанника и проявление у него опред. качеств. ПРЯМОЕИмперативность,определенность,Конкретность,точность КОСВЕННОЕ (совет, просьба,намек, доверие, одобрение)S – вызванные требованием психологические факторы ПОЗИТИВНОЕ НЕГАТИВНОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ Т П П В Т1 В Т2 В Д Д МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТРЕБОВАНИЕ поручения Приучение к положительнымпоступкам Развитие необходимыхкачеств Метод воспитывающих ситуаций –метод организации деят-ти и поведения в специальносозданных условиях 1. ситуации не должны быть надуманными2. неожиданность Ситуации «непринужденной принудительности»(термин Т.Е.Конниковой) нравст.образецусловия МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПОРУЧЕНИЕ ПООЩРЕНИЕ – выражение положительной оценки действий воспитанников(одобрение, ободрение, похвала, благодарность,награждение грамотами, подарками и т.д. ) МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯПООЩРЕНИЕ Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось внутренними убеждениями, нравственными мотивамиПоощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллективаПоощрение должно начинаться с ответов на вопросы – кому сколько и за чтоПоощрение требует личностного подходаСоблюдение справедливости СОРЕВНОВАНИЕ – метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. ЦЕЛЬ – быть первым соревнование соревнование конкуренция жесткая конкуренция,смягчаемая игрой Нельзя! МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯСОРЕВНОВАНИЕ 1. Организация; 2. Направленность и содержание; 3. Показ результатов соревнования; 4. Цели, задачи и условия проведения могут определять сами школьники,а также подводить итоги и определять победителей; НАКАЗАНИЕ – метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство виныперед собой и другими людьми ВИДЫ 1.Наложениедополнительныхобязанностей 2.Лишение илиограничение прав 3.Выражениеморальногопорицания МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯНАКАЗАНИЕ Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллективаНе рекомендуются групповые наказанияНаказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливымНельзя оскорблять воспитанникаОснова– конфликтная ситуацияНе торопитесь наказывать!Индивидуализация = нарушение справедливостиПрименение в комплексе с др. методами развитие общественных и экономических отношений погружениеребенка в конкурентнуюборьбу подготовка кжизни со всейсерьезностью хорошеешкольное воспитание будущеесоц-экономич.положение обостренно-личностнаянаправленностьвоспитания Быть невоспитанным,необразованным,нарушать дисциплинустановится невыгодно,экономически накладно! СУБЪЕКТИВНО – ПРАГМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД МОДИФИКАЦИИ: 1. контракты; 2.программы самовоспитания; 3.платные группы по интересам; 4.мониторинг; 5.тесты (воспитанности, соц.зрелости), наложенные на конкурсы; 6.штрафы ПРИЕМ СРЕДСТВО МЕТОД формирование сознания организация деят-ти иформирование опыта поведения стимулирование Выбор метода – это всегдапоиск оптимального путивоспитания. КлассификацияГ.И. Щукиной РЕЗЮМЕ ЛИТЕРАТУРА Леонтьев А.Н. Методика воспитательного процесса.-М.,1969Леонтьев А.Н. Путь в учителя.-М., 1983Подласый И.П. Педагогика.-М.,2003Синица И.А. Педагогический такт и мастерство учителя.-Киев,1981 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!