Календарно-тематическое планирование по литературе по программе В.Ф. Чертова


Частное образовательное учреждение
«Заокская христианская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________ Щербакова Е.Ю.
«___» _________20__г.
«Утверждаю»
Директор НОУ Заокская ХСОШ
__________ Самохвалов А.Б.
Приказ №______ от«___» _________20__г.
Календарно-тематическое планирование
По литературе

для 7 класса
Разработано Матвеевой Е.Ю., учителем высшей категории_
Ф.И.О. педагога, категория
Р.П. Заокский
2016 год
Календарно-тематическое планирование
7 класс
Учитель: Матвеева Е.Ю,
68 часов – 2 часа в неделю
Планирование составлено на основе авторской программы В.Ф. Чертова, Л.А. Трубиной, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова.
Учебник под редакцией В.Ф. Чертова "Литература" 7 класс в 2-х частях. М., Просвещение, 2016г.
№ урока Тема урока Основные виды учебной деятельности Дата урока
п/п
В теме план факт
1. Сюжет как метафора жизни Чтение вступительной статьи учебника; ответы на вопросы учебника; примеры из жизни и литературы; обсуждение сюжета в литературе и других видах искусства 02.09 Древнерусская литература – 1 ч.
2. 1 Древнерусская литература. Поучение Владимира Мономаха Выразительное чтение фрагментов; рассказ о личности и времени В. Мономаха; объяснение значения устаревших слов; обсуждение в группе образа Мономаха; ответы на вопросы 06.09 Классические сюжеты в мировой литературе – 4 ч.
3. 1 Классические сюжеты в мировой литературе. М. Сервантес и его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Чтение статьи учебника; обмен впечатлениями о прочитанном; представление презентации (иллюстраций) на заданную тему; анализ фрагментов текста; рассказ о герое с использованием текста; формулировка выводов по теме; чтение и комментирование текста; подготовка сообщений о фактах биографии и творчества; описание впечатлений по материалам заочной экскурсии по материалам интернета; ответы на вопросы09.09 4. 2 История Дон Кихота 13.09 5. 3 У. Шекспир и его трагедия «Ромео и Джульетта» 16.09 6. 4 История Ромео и Джульетты 20.09 Русская литература XVIII века – 5 ч.
7. 1 Д.И. Фонвизин и его комедия «Недоросль» Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; анализ списка действующих лиц; чтение и комментирование фрагментов комедии; чтение по ролям; записи в тетрадях; выводы по особенностям конфликта в пьесе; работа в группах по заданной проблеме; выполнение творческой работы; рассказ о персонаже; составление плана рассказа о персонаже; работа с литературоведческими словарями; оформление плана характеристики конфликта в литературном произведении; примеры произведений с разными видами конфликтов 23.09 8. 22 Особенности конфликта в комедии «Недоросль» 27.09 9. История Митрофана 30.09 10. Смысл финала комедии 04.10 11. Практикум. Конфликт в литературном произведении. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении 07.10 Русская литература XIX века – 28 ч.
12. Стихотворения А.С. Пушкина «Узник» и «Туча» Подготовка презентации о пушкинских местах; анализ стихотворения: описание картин, изображенных в стихотворении; чтение наизусть; написание работы исследовательского характера; составление плана повести; ответы на вопросы; сопоставление притчи и сюжета повести 18.10 13. Стихотворение А.С. Пушкина «Анчар» 21.10 14. Сюжет повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». 25.20 15. Нравственная проблематика повести «Станционный смотритель» 28.10 16. Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» и «Туча» Сравнение биографии и судеб двух поэтов; анализ заглавных образов: выразительное чтение стихотворения наизусть; анализ образов; примеры изобразительно-выразительных средств в тексте; обращение к истории и времени создания произведений; письменное описание портрета героя в поэме; сопоставительный анализ образов; составление плана сочинения. Выполнение практических заданий, связанных с характеристикой сюжета. Чтение разделов учебника. Выявление проблематики произведений. Сопоставление сюжетов различных видов; записи в тетрадях; устная характеристика сюжета произведения 01.11 17. Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 08.11 18. Образы опричника Кирибеевича и купца Калашникова 11.11 19. Практикум. Характеристика сюжета литературного произведения 14.11 20. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Чтение и комментирование повести. Обсуждение иллюстраций и цитатный план рассказа о герое. Подготовка устных сообщений. Работа в группах. Выступление с отчетами о самостоятельной проделанной работе. Характеристика персонажа. Пересказ эпизода. Выполнение письменной работы. Сопоставление фрагментов повести и кинофрагментов. Обсуждение основных этапов анализа эпизода. Чтение образцов анализа. Определение взаимосвязи сюжета и эпизода. Письменный анализ эпизода 18.11 21. Картины жизни запорожского казачества 29.11 22. История Андрия02.12 23. История Остапа 06.12 24. Финал повести «Тарас Бульба» 09.12 25. Образ Тараса Бульбы 13.12 26. Практикум. Анализ эпизода эпического произведения 16.12 27. Рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи» Работа с учебником. Ответы на вопросы. Чтение фрагментов рассказа. Комментирование цитат. Наблюдение и анализ чувств рассказчика. Устный рассказ о героине. Роль деталей и символов. 20.12 28. История Лукерьи 23.12 29. Рассказ «Лес и степь» 27.12 30. Стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан», «Еще земли печален вид…», «Неохотно и несмело…» Описание образов с использованием словесного рисования. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Обсуждение и комментирование иллюстраций. Подготовка устных сообщений. Ответы на вопросы. Обсуждение проблемных вопросов о назначении и роли поэзии, связи лирической поэзии, философии. Чтение и анализ фрагментов произведений. Составление таблицы. Обсуждение плана анализа пейзажа в литературном произведении. Примеры пейзажных зарисовок. Выявление статичности и динамичности художественной картины в литературном произведении 10.01 31. Стихотворения А.А. Фета «Кот поет, глаза прищуря…», «На дворе не слышно вьюги…», «Вечер» 13.01 32. Практикум. Пейзаж в эпическом и лирическом произведениях 17.01 33. Стихотворение Н.А. Некрасова «В полном разгаре пора деревенская…» Чтение и комментирование стихотворения. Выделение изобразительно-выделительных средств языка. Наблюдение за особенностями лексики. Устные сообщения об исторической основе поэмы, прототипе одной из героинь. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Ответы на вопросы. Роль эпизода в поэме. Описание героев в тексте 20.01 34. Поэма «Русские женщины». Тема судьбы русской женщины в поэзии Н.А. Некрасова 24.01 35. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Чтение и комментирование сказки. Ответы на вопросы. Устные сообщения, характеристика эпизодов. Пересказ эпизода текста. Роль художественных деталей. Выделение в иллюстрациях черт гротескного изображения. Подготовка инсценировки сказки. Написание отзыва по сказке. Комментарий названия 27.01 36. Гротеск в литературе и других видах искусства 31.01 37. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» Чтение статьи учебника. Запись высказываний писателя. Презентация о сюжетах и героях писателя. Чтение рассказа. Выявление признаков комической ситуации. Выводы об идейно-художественном своеобразии рассказа. Письменный ответ на вопрос о смысле финала рассказа. Писать рецензию на экранизацию одного рассказа. 03.02 38. Рассказ А.П. Чехова «Маска» 06.02 39. Урок внеклассного чтения по рассказам А.П. Чехова 10.02 Русская литература ХХ века – 18 ч.
40. 1 Особенности изображения реальных исторических событий в рассказе И.С. Шмелева «Страх» Чтение статьи учебника. Описание репродукций картин. Чтение и анализ текста. Письменный отзыв о писателе на основе документального фильма о нем. Формулирование проблемных вопросов по тексту. Самостоятельный комментарий текста. Выводы об авторской позиции в изображении исторического события в литературе. Составление тезисов лекции. Сопоставление творческой манеры писателей. Подборка примеров репродукций, кинофильмов по теме 14.02 41. 2 Изображение революции в рассказе Е.И. Замятина «Дракон» 17.02 42. Изображение Гражданской войны в романе А.А. Фадеева «Разгром» 28.02 43. Смысл названия рассказа И.А. Бунина «Подснежник» Сопоставление исторической основы и сюжеты рассказа. Устное сообщение о биографии и творчестве писателя. Подбор материала для краткой и полной характеристики героя. Сообщение на основе использования дополнительного материала. Наблюдение за изменением настроения героя. Соотнесение названия текста с его сюжетом. Письменная работа в жанре сочинения 03.03 44. Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» 07.03 45. Урок внеклассного чтения по рассказам И.А. Бунина и А.И. Куприна 10.03 46. Стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Выразительное чтение стихотворения. Ответы на вопросы. Художественное своеобразие текста. Выписывание слов на заданную тему из текста. Составление таблицы. Написание творческой работы о роли поэзии. Иллюстрации к стихотворению 14.03 47. Стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество» и «Постучись кулачком – я открою…» Устные сообщения о поэте. Чтение учебника. Особенности ритма в стихотворении. Выразительное чтение наизусть. Выписывание изобразительно-выразительных средств поэтической речи 17.03 48. Стихотворения Н.А. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе», «В этой роще березовой», «Гроза идет» Чтение статьи учебника. Работа над выразительностью чтения. Ответы на вопросы. Подбор музыкальных и живописных иллюстраций к стихотворению. Работа со словарями синонимов и антонимов 21.03 49. Практикум. Тропы и поэтические фигуры Определение художественной функции изобразительно-выразительных средств. Выполнение практических заданий по теме 24.03 50. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» Составление таблицы по творчеству и биографии писателя. Чтение эпизодов рассказа. Подбор описания героя. Объяснение чувств героя. Рассказ об образе. Ответы на вопросы. Пересказ фрагментов рассказа. Составление плана характеристики персонажа. Выразительное чтение и анализ эпизода. Выполнение творческой работы 27.03 51. Судьба Андрея Соколова 31.03 52. История Вани 04.04 53. Смысл названия и финала рассказа 07.04 54. Сочинение о персонаже литературного произведения 18.04 55. Рассказ В.И. Шукшина «Срезал» Чтение статьи учебника. Чтение и анализ фрагментов рассказа. Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов. Ответы на вопросы. 21.04 56. Рассказ В.И. Шукшина «Чудик» 25.04 57. Практикум. Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Подготовка к написанию рецензии на литературное произведение или театральную постановку Анализ определения рецензии. Чтение и комментирование рецензий. Редактирование рецензий. Составление плана рецензии. Подбор цитат для рецензии. Создание творческой работы в жанре рецензии. 28.04 Зарубежная литература – 11 ч.
58. Жанр новеллы в зарубежной литературе. Новелла П. Мериме «Видение Карла XI» Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы. Чтение новеллы. Впечатления о прочитанном. Выделение черт новеллы как жанра. Прослушивание фрагментов новеллы в аудиоформате. Работа со справочной литературой в интернете. Комментирование фрагментов новелл 02.05 59. Новелла Э.А. По «Низвержение в Мальстрем» 05.05 60. Сюжет в детективных произведениях. Рассказ М. Леблана «Солнечные зайчики» Ответы на вопросы. Чтение фрагментов рассказа и выражение впечатления о прочитанном. Устное пересказывание прочитанного. Просмотр и обсуждение кинофрагментов. Устные отзывы о прочитанных произведениях 12.05 61. Рассказ А. Кристи «Тайна египетской гробницы» 16.05 62. Рассказ Ж. Сименона «Показания мальчика из церковного хора» 19.05 63. Сюжет в фантастических произведениях. Повесть Дж. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы. Чтение фрагментов повести. Объяснение значения слов. Выражение впечатления о прочитанном. Написание отзыва о рассказе. 22.05 64 Рассказ А. Азимова «Поющий колокольчик» 22.05 65. Рассказ Р. Шекли «Страж-птица» 26.05 66. Научная фантастика и фэнтези26.05 67. Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения Ответы на вопросы. Записи. Осмысление перспектив изучения литературы в следующем году. 30.05 68. Резерв Учебно-методический комплект
Учебники:
№ п/п Автор Название, класс Издательство Год издания
1 В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова Литература. 7 класс ФГОС: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. 4-ое издание.- М.: «Просвещение» 2016
Методические пособия для учителя:
№ п/п Автор Название, класс Издательство Год издания
1 Чертов В.Ф. Уроки литературы 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций М. Просвещение. 2014
2 Челышева И.Л. Литература 7 класс. Планы-конспекты уроков Ростов-на-Дону «Феникс» 2016
3 Чертов В.Ф. Литература 5-9 кл. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф. Чертова М. Просвещение 2011
Контрольно-измерительные материалы:
№ п/п Автор Название, класс Издательство Год издания
1 Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. Вербум-М. 2006
2. Вельская Л.Л.
Литературные викторины. М. Просвещение. 2005
3 Полулях Н.С. Литература 7 класс. Комплексная тетрадь для контроля знаний М. Аркти2014
Электронные пособия (диски):
№ п/п Название, класс
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=82. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page3. http://www.openclass.ru/
Ресурсное обеспечение программы
Гоголь Н.В.
http://gogol.lit-info.ru/ 
http://www.ngogol.ru/http://nikolay-gogol.ru/                                        
http://www.nicolaygogol.org.ru/http://www.domgogolya.ru/http://www.nikolay.gogol.ruГорький А.М.
http://www.hrono.info/biograf/gorkyi.htmlhttp://www.maximgorkiy.narod.ru
Грибоедов А.С.
http://www.griboedow.net.ru/Карамзин Н.М.
http://www.karamzin.net.ruЛермонтов  М.Ю.
http://www.lermontov.name/http://www.vrubel-lermontov.ru/http://www.lermontov.info/
http://www.tarhany.ru/museum/http://lermontov.niv.ru/Пушкин А.С.
http://pushkin.niv.ru/http://pushkin.novgorod.ru/Тургенев И.С.
http://www.turgenev.org.ru/Электронные библиотеки
http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ).
http://www.rvb.ru/ - русская виртуальная библиотека.
http://www.kidsbook.narod.ru - библиотека детской литературы.
http://litera.ru/stixiya/ - Стихия: классическая русская/ советская поэзия.
Виртуальные музеи
http://www.likt590.ru/project/museum/ - виртуальный музей литературных героев.
http://www.tretyakov.ru - Третьяковская галерея.
http://www.rusmuseum.ru/ - Русский музей.
http://www.hermitage.ru/  - Эрмитаж.
http://www.museum.ru/gmii - Пушкинский музей изобразительных искусств.
http://www.museum.ru - музеи и галереи России.
Приложение
Оценочные средства
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов.Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок
В 7 классе тесты, тексты контрольных работ и темы сочинений взяты из пособий В.Ф. Чертова «Уроки литературы 7 класс», М. Просвещение, 2014г. и Н.С. Полулях «Литература 7 класс. Комплексная тетрадь для контроля знаний». М. Аркти, 2014г.