Рабочая программа по литературе в 8 классе (учебник под ред. В. Ф. Чертова)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по литературе в 8 классе
(учебник под реакцией В. Ф. Чертова)
      Предлагаемая Программа литературного образования разработана на основе требований федерального компонента Государственного стандарта общего образования и может использоваться как в обычных общеобразовательных учреждениях, так и в классах с углубленным изучением литературы, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля (в скобках указано количество учебных часов для базового/профильного уровня). Возможности реализации программы в учебных заведениях разного типа и классах разного профиля (и с разным количеством часов, отведенных на изучение литературы) будут представлены в вариантах тематического планирования. В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в учебной деятельности и в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется достаточно традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение школьников к подлинным ценностям отечественной и зарубежной литературы, духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
      Основная цель предлагаемого курса литературы — постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.      На каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности, связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности.      Отбор литературного материала и определение приемов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учетом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся. Особо важной задачей изучения литературы авторы программы считают формирование у учащихся устойчивого интереса и мотивации не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретации литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений как личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.
      Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения.Школьники знакомятся лишь с вершинными явлениями отечественной и мировой литературы, творчеством крупнейших представителей отдельных литературных эпох, доминантами литературного процесса:      8 класс — древнерусская литература, русская литература XVIII века (классицизм, сентиментализм)
       Формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы:            8 класс — художественный мир; направление; литературные жанры.   Вводится понятие художественного мира литературного произведения (писателя), преимущественное внимание обращается на средства выражения авторской позиции, смысл заглавия, эпиграфы. Обобщаются полученные в предыдущих классах представления о литературном роде и литературных жанрах. Произведения анализируются с учетом их жанровой специфики (соотношения с жанровой традицией, влияния других жанров).. Основные виды деятельности — сочинения, посвященные анализу художественного мира произведения в одном из аспектов (тематика, проблематика, сюжет, конфликт, композиция, образная система, авторская позиция и т. д.), сочинения на нравственно-философские и публицистические темы с использованием литературного материала, подготовка стилизаций в жанре оды, послания, эпиграммы, а также устных сообщений о писателе с привлечением дополнительной литературы, ресурсов Интернета.
            Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включенным в программу в системной последовательности и посвященным освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения.
      В рубрике «Теория литературы» указаны основные теоретические понятия, которые практически осваиваются (формируются, обогащаются, обобщаются) при изучении конкретной темы. Составители программы не стремились к существенному расширению круга терминов, однако включили отдельные теоретико-литературные и эстетические категории и понятия, без которых невозможно постижение идейно-эмоционального содержания и художественной формы произведения («трагическое», «комическое», «идеал», «аллюзия», «реминисценция» и др.). Рубрика «Развитие речи» представляет примерный перечень основных видов работы по развитию устной и письменной речи, а также возможных форм текущего и итогового контроля. В рубрике «Связь с другими видами искусства»рекомендуются произведения живописи, графики, архитектуры, скульптуры, музыки, театральные спектакли и кинофильмы, которые могут быть использованы на уроках литературы и во внеурочной работе с учащимися.      Показателем результативности проведенной на уроках литературы работы является перенос полученных знаний, а также аналитических умений и навыков в самостоятельную читательскую практику. Специальная рубрика «Внеклассное чтение» поможет учителю организовать работу по закреплению сформированных на уроке умений и навыков, подготовке учащихся к урокам-обзорам и урокам-практикумам, осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Ожидаемые результаты:
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературы» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературы» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать иопределять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
видеть языковые средства, использованные автором.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР; НАПРАВЛЕНИЕ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
      Виды деятельности:       а) чтение      • Чтение литературных произведений, включенных в программу.      • Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.      • Чтение по ролям фрагментов драматических произведений.       • Внеклассное чтение произведений одного жанра.      • Чтение справочной литературы.      б) анализ      • Выявление в литературном произведении художественных образов разного вида и установление системных отношений между ними, определение основного принципа построения системы образов.      • Общая характеристика художественного мира произведения (системы образов, предметного мира, природных образов, образа события, образа социальной группы).      • Различение эпических, лирических, драматических, лиро-эпических и лирико-драматических произведений.      • Определение жанра произведения и жанровой разновидности.      • Сопоставление литературных произведений определенного жанра (ода, комедия) с жанровой традицией.      • Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.      • Соотнесение произведения с литературным направлением (классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом).      • Выявление признаков отдельных жанров (оды, трагедии, комедии, повести) в литературном произведении.      • Анализ смысла заглавия и эпиграфа в литературном произведении.      • Характеристика тематики и проблематики произведения в соотнесении с его жанром и литературным направлением.      в) развитие устной и письменной речи      • Устный и письменный ответ на вопрос об особенностях построения системы образов в произведении.      • Составление плана и подбор цитат к устной характеристике художественного мира произведения.      • Сочинение об образе социальной группы в произведении.      • Составление плана сочинения о жанровом своеобразии литературного произведения и его соотношении с жанровой традицией.      • Устное рассуждение о чертах литературного направления в конкретном произведении.      • Сообщение о биографии писателя и об истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.      • Обсуждение нравственных проблем, поднятых в произведении.      • Сочинение о смысле заглавия в литературном произведении.      • Устные рекомендации по внеклассному чтению произведений определенного жанра.      • Рецензия на театральную постановку или кинематографическую версию драматического произведения.      • Стилизация в жанре оды, послания, эпиграммы.      Термины:      • Фольклор и литература.      • Литература духовная и светская.      • Древнерусская литература.      • Духовная поэзия.      • Литература Просвещения.      • Художественная форма и художественное содержание.      • Тематика, проблематика, идейное содержание.      • Жанры духовной литературы (проповедь, житие, притча, акафист).      • Литературный род (эпос, лирика, драма).      • Жанр.      • Канон.      • Эпические жанры (эпическая поэма, роман, повесть, рассказ, новелла).      • Лирические жанры (ода, элегия, послание, эпиграмма, сонет).      • Драматические жанры (трагедия, комедия, драма).      • Лиро-эпические жанры (поэма, баллада, басня, сатира).      • Художественный мир.      • Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).      • Тропы (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет).      • Фигуры (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос).      • Композиция.      • Эпиграф.      • Психологизм.      • Трагическое и комическое.      • Идеал.      • Сатира.      • Стилизация.      • Пародия (бурлеска, травестия).      • Ритм, рифма.      • Строфика.      • Силлабо-тоническая, силлабическая и тоническая системы стихосложения.      • Белый стих. 
Развитие речи – 4
Сочинений - 6
Наизусть - 4
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
(учебник под ред. В. Ф Чертова, в 2-х ч. // М. «Просвещение», 2014)
68 часов
№ Тема урока Тип урока, форма Формируемые УУД Оборудование (в т.ч. ЭОР и ЦОР) Дата по плану Дата фактическая Организация контроля знаний Примечание
1 Художественный мир литературного произведения лекция Кратко излагать содержание вступительной статьи учебника. Размышлять о художественном мире произведения и особенностях его построения. Приводить примеры из жизни и литературы на заданную тему презентации 2.09-б
5.09-в
4.09-г 2 Древнерусская литература
Житие Сергия Радонежского Объяснение новой темы Рассказывать о личности и времени Сергия Радонежского. Проводить заочную экскурсию с сайтов Интернета. Объяснять значения устаревших слов. Отмечать особенности художественного мира жития. Писать сочинение по картине к памятнику древнерусской литературы иллюстрациям презентации 4.09-б
7.09-в
8.09-г Развитие речи. Сочинение-описание по картине М. В. Нестерова. Сочинение-эссе о подвиге Сергия Радонежского. 3 Духовная традиция в русской литературе
М. В. Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве»
Г. Р. Державин «Бог» практикум Выразительно читать и комментировать стихотворение. Готовить устное сообщение о биографии и творчестве поэта. Обмениваться впечатлениями о прочитанном. Подбирать живописные и музыкальные иллюстрации к стихотворению. презентации 9.09-б
12.09-в
11.09-г 4 А. Хомяков «Воскрешение Лазаря»
А. К. Толстой «Благовест», «Иоанн Дамаскин»
К. Романов «Молитва», «Колокола» практикум тексты 11.09-б
14.09-в
15.09-г 5 Сочинение-эссе на литературную тему
Эссе Стефана Цвейга «Благодарность книгам» Развитие речи Выявлять признаки эссе в прочитанных текстах. Составлять примерный план сочинения-эссе. Подбирать эпиграфы и цитаты к сочинению-эссе по древнерусской литературе 16.09-б
19.09-в
18.09-г
сочинение 6
7
8 Зарубежная литература 17 века
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» практикум Комментировать список дейстующих лиц. Читать и комментировать фрагменты комедии. Читать по ролям. Формулировать выводы об особенностях конфликта в пьесе. Устно рассказывать о персонаже. Описывать мизансцену. Отмечать черты классицизма в комедии. Писать рецензию на театральную постановку презентации 18.09-б
23.09-б
25.09-б
21.09-в
26.09-в
28.09-в
22.09-г
25.09-г
29.09-г Анализ текста, выразительное чтение по ролям, устный ответ 9
10 Русская литература 18 века
Н. В. Карамзин «Бедная Лиза» Объяснение новой темы Составлять план характеристики персонажа. Готовить устный ответ об особенностях изображения человека в литературе сентиментализма. Объяснять роль художественной детали в тексте. текст 30.10-б
2.10-б
3.10-в
5.10-в
2.10-г
6.10-г
11 «Наталья, боярская дочь» Внеклассное чтение текст 7.10-б
17.10-в
13.10-г Русская литература 19 века
А. С. Пушкин (9 часов)
12 А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Первое знакомство с рассказчиком Рассказ учителя. Беседа. История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Презентациитекст14.10-б
19.10-в
16.10-г Индивидуальные сообщения 13 Гринев на службе в Белогорской крепости Беседа. Обучение устному рассказу Нравственная оценка жизни героя. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. текст 16.10-б
24.10-в
20.10-г Устный рассказ, сравнительная характеристика 14 Падение Белогорской крепости Беседа, практикум. Народное восстание в авторской оценке. текст 21.10-б
26.10-в
23.10-г 15 Две встречи с вожаком и вождем Беседа, практикум. Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. текст 23.10-б
31.10-в
27.10 Устный рассказ, сравнительная характеристика 16 Анализ 11 главы. Мятежная слобода Беседа, практикум. Умет находить фольклорные мотивы. текст 28.10-б
2.11-в
30.10-г Анализ текста, выразительное чтение, устный ответ
17 Анализ 14 главы. Суд. Судьбы героев повести Беседа, практикум. Понятие о романе и реалистическом произведении текст 30.10-б
7.11-в
27.10-г 18 Честь Развитие речи Уметь подбирать цитаты тексты 6.11-б
9.11-в
30.10-г 19 Практикум. Анализ проблематики литературного произведения Различать и характеризовать философскую, нравственную и социальную проблематику произведения. Формулировать вопросы для беседы или дискуссии по материалам прочитанного. текст 11.11-б
14.11-в
2.11-г 20 Сочинение по повести Развитие речи сочинение 13.11-б
16.11-в
6.11-г сочинение М. Ю. Лермонтов (5 часов)
21 М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» практикум Подбирать иллюстрации. Характеризовать особенности композиции. Отмечать черты романтизма в произведении Презентациитекст18.11-б
28.11-в
10.11-г 22 М. Ю. Лермонтов «Мцыри» рассказ учителя, практикум Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Презентации текст 25.11-б
30.11-в
13.11-г Анализ текста. Устный ответ, пересказ содержания. 23 «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» практикум Роль описания природы в поэме текст 27.11-б
5.12-в
17.11-г 24 Обобщение по поэме практикум Развитие представлений о жанре романтической поэмы. 2.12-б
7.12-в
27.11-г Комплексный анализ текста;
Наизусть отрывок 25 В мире слов «Сон»
Стихотворение «Сон» практикум Уметь анализировать поэтический текст текст 4.12-б
12.12-в
1.12-г Н. В. Гоголь (8 часов)
26 Н. В. Гоголь «Ревизор» Особенность сюжета драмы текст презентации 9.12-б
14.12-в
4.12-г Выразительное чтение по ролям, анализ текста 27 Смятение чиновников. Растерянный Хлестаков и испуганный городничий Рассказ учителя, практикум История создания комедии и первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. текст 11.12-б
19.12-в
8.12-г Выразительное чтение по ролям, анализ текста 28 Триумф Хлестакова Беседа, обучение устному рассказу Развитие представлений о комедии, сатире, юморе. текст 16.12-б
21.12-в
11.12-г 29 Дары города Хлестаковщина как нравственное явление. текст 18.12-б
26.12-в
15.12-г 30 Лестница славы и позорный крах городничего Развитие представлений о комедии, сатире, юморе текст 23.12-б
29.12-в
18.12-г Анализ текста. Устный ответ, пересказ содержания 31 Обобщение по комедии Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и должной развязки, финала, немой сцены. 25.12-б
22.12-г 32 Практикум. Эпиграф в литературном произведении Урок обобщения Определять литературное произведение по эпиграфу к нему. Рассуждать о роли эпиграфа в литерат. произведении .на основе примерного плана 30.12-б
25.12-г 33 Сочинение по комедии Развитие речи Сочинение по комедии 29.12-гСочинение по комедии 34 А. Н. Островский «Снегурочка» практикум Знать фольклорно-мифологическую основу сюжета, жанровое своеобразие «весенней сказки». Работать со справочной литературой и поисковыми системами в Интернете. Своеобразие языка «весенней сказки».
Готовить инсценирование Текст, презентации 35
36 Л. Н. Толстой «После бала» Беседа, практикум Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий.
Особенности композиции. Антитеза. Портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. текст Анализ текста. Устный ответ, пересказ содержания Русская литература 20 века (23 часа)
37
38
М. Горький «Челкаш» практикум Анализировать рассказ. Формулировать проблемные вопросы по тексту. Составлять план сопоставительной характеристики двух персонажей. текст 39 Сочинение-эссе « Разве из-за денег можно так себя истязать?» (М. Горький) Развитие речи Писать сочинение-эссе по афоризму сочинение 40
41 А. Блок «Девушка пела в церковном хоре», «Россия» практикум Выразительно читать наизусть стихотворения. Делать выводы об особенностях художественного мира поэта. Отмечать тропы и поэтические фигуры в стихотворении. текст наизусть 42
43
44
45
46 М. Булгаков «Собачье сердце» Объяснение новой темы, практикум Знать мифологические и литературные источники сюжета, нравственно-философскую и социальную проблематику повести. Символика имен, названий, художественных деталей. Писать отзыв об экранизации повести Текст, презентации 47 Интерьер в литературном произведении Развитие речи Отмечать особенности изображения интерьера в литературном произведении. тексты 48
49
50 А. Твардовский «Василий Теркин»
«О награде», «Гармонь»
«Два солдата», «Кто стрелял?» Рассказ учителя, практикум Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками
Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.
Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме. Текст, презентации Анализ текста, выразительное чтение, устный ответ.
Наизусть отрывок 51 Сочинение-эссе « Давайте, люди, никогда об этом не забудем…» (А. Твардовский) Развитие речи Писать сочинение по цитате сочинение 52 Тема Великой Отечественной войны в русской литературе
А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь», Д. Самойлов «Сороковые» практикум Жанровое многообразие произведений на военную тему. Проблематика произведений. Темы памяти и преемственности поколений. текст 53
54
55
В. Кондратьев «Сашка» практикум текст 56
57
58 А. Солженицын «Матренин двор» Знать историческую и биографическую основу рассказа, смысл названия. Притчевое начало и традиции житийной литературы.Объяснять роль детали в тексте текст 59 Сочинение об образе социальной группы Развитие речи Уметь: писать сочинение на заданную тему сочинение Зарубежная литература 20 века (4 часа)
60
61
62 Э.Хемингуэй «Старик и море» практикум Анализировать фрагменты повести. Подбирать иллюстрации к произведению. Составлять вопросы для анализа проблематики повести. текст 63 Анализ жанрового своеобразия литературного произведения Развитие речи Определять жанр литературного произведения. Различать жанры эпические, лирические, драматические и лироэпические. Рассуждать о жанровом своеобразии произведения. текст Форма сонета в мировой литературе (2 часа)
64 Д. Алигьери
Ф. Петрарка
Ш. Бодлерпрактикум Определять тему сонета. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения Текст, презентации 65
В. Брюсов «Сонет к форме»
И. Анненский «Третий мучительный сонет» практикум Текст, презентации 66
67 Литературные пародии
К. Прутков
Д. Минаев
А. Чехов «Летающие острова» практикум
Пародия как комическое подражание художественному произведению. Бурлеска и травестия как два классических типа пародии. Элементы пародии в произведениях мировой классической литературы. Пародии на литературные жанры и жанровые разновидности. Текст, презентации 68 Обобщение изученного. Рекомендации Осмыслять перспективы изучения литературы в следующем году