Исследовательская работа «ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ САРАТОВСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ»
Муниципальный литературно – краеведческий конкурс «Моя малая Родина в произведениях писателей Саратовского края» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ «ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ САРАТОВСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ» Работу выполнила ученица 7 «В» класса Мирошникова Яна Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Усов Александр Александрович
МАОУ СОШ № 26 г. Балаково, 2016 г. ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………с. 3-4 ГЛАВА1 «СУДЬБЫ ПИСАТЕЛЕЙ» ………………………….с. 5 ГЛАВА2 «САРАТОВ ГЛАЗАМИ ЗНАМЕНИТЫХ ПРОЗАИКОВ» …………………………………………………………………….с. 6-7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..с. 8 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………с. 9 ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………с. 10 ВВЕДЕНИЕ Особое место в творчестве любого значимого писателя занимает тема Родины. У некоторых поэтов и прозаиков она ярко выражена (И.А. Бунин, С. Есенин), у других проявляется в определенных символах (А.А. Блок, А.Н. Толстой). Данный вопрос хорошо изучен в литературоведении. Иначе обстоит дело с темой малой Родины. Многие выдающиеся писатели связаны своей судьбой с Саратовской землей. Поэтому цель нашей исследовательской работы – выявить мотивы малой Родины в творчестве авторов, так или иначе связанных судьбой с Саратовским краем. Задачи исследования: 1) Проанализировать этапы жизни писателей, связанные с их деятельностью в Саратовской области. 2) Узнать причины обращения к теме малой Родины. 3) Выявить основные мотивы малой Родины в творчестве. Проблематика исследования темы малой Родины в творчестве писателей Саратовской области заключается в том, каких писателей можно считать саратовскими в полной мере, а каких условно. Для решения данной задачи мы анализировали источники, из которых выбрали необходимую информацию. Среди них наиболее полезными оказались источники: сайт «Электронная летопись Саратовской губернии» [http://elsso.ru/], блог «С миру по нитке» [http://miha-top.livejournal.com/29758.html и раздел «Выдающиеся люди» официального портала «Правительство Саратовской области» [http://ex.saratov.gov.ru/region/municipal_areas/hvalinsk/celebrities.php]. Актуальность работы заключается в значимости темы. Невозможно стать патриотом, не зная великих деятелей своей малой Родины. Исследовательская работа состоит из введения, главы 1 ( в которой показана связь биографий писателей с Саратовским краем), главы 2 (раскрывающий образ Саратовского края в произведениях рассмотренных в 1 главе писателей), списка используемой литературы, заключения и приложения.
ГЛАВА 1 «СУДЬБЫ ПИСАТЕЛЕЙ» Саратовской земле отдают должное такие значимые писатели, как Н.Г, Чернышевский, М.А. Булгаков, Л.А. Кассиль и многие другие. Так, Николай Гаврилович Чернышевский, рожденный в Саратове, с детских лет видел страшные картины: как вели рекрутов вверх по Волге, скованных цепями, как наказывали у позорного столба крестьян и мещан. Эти впечатления формировали революционные взгляды молодого писателя. Даже переехав в Санкт – Петербург, Н.Г. Чернышевский продолжал вести переписку со своими саратовскими студентами и друзьями. Т. о., писатель – революционер поддерживал дух демократии и свободолюбивых идей среди интеллигенции Саратова. Писатель с большой буквы Константин Александрович Федин так писал в своей автобиографии: «Все мое детство, от рождения в 1892 году, и ранняя юность, до 1908 года, протекали в Саратове, который у нас в семье влюблено называли «столицей Поволжья» … Отсюда пошли мои первые представления о русской земле, как о Мире, о русском народе, как о Человеке. Здесь складывались начальные понятия о прекрасном…». Стоит отметить, что К.А. Федин, где бы не жил, всегда возвращался в гости в свой родной город. Здесь он черпал вдохновение, встречался с товарищами и друзьями. К.А. Федин отмечал, что мировоззрение и взгляды на жизнь сложились именно в Саратове, который был воспет автором в произведениях. Писатель с мировым именем Михаил Афанасьевич Булгаков обрел свое семейное счастья благодаря Саратову. Ведь его будущая супруга Тася Лаппа жила в этой волжской столице. Медовый месяц молодожены провели в Саратове. Здесь Михаил Афанасьевич ставил домашние спектакли, развивая и оттачивая свой талант. ГЛАВА 2 «САРАТОВ ГЛАЗАМИ ЗНАМЕНИТЫХ ПРОЗАИКОВ» В неоконченной повести М.А. Булгакова «Мне приснился сон» показаны в завуалированном виде отношения писателя и отца Таси. Он назван в повести «одним человеком», который обидел героя произведения. Очевидно, что фраза из повести “захотелось уехать в тот город, где он жил, и вызвать его на дуэль» подразумевает Саратов и отца Таси. Ведь поездка зимой в 1901-1912 годах не дала результатов. Примечательно, что в городе есть памятник коту Бегемоту. Почему же его установили, ведь роман «Мастер и Маргарита» не содержит описаний Саратова? Хотя прообразом Маргариты стала третья жена писателя, однако Булгаков вложил в образ героини все лучшие черты Таси, в особенности ее способность к жертвенной любви. Перед смертью Михаил Афанасьевич звал Тасю. Хорошая врачебная практика в Саратове послужила профессиональному становлению Булгакова и как врача, и как писателя. Во многих произведениях врачебная тематика показана достаточно основательно. Помнил о Саратовской земле и революционер – демократ Николай Гаврилович Чернышевский. Интересен факт, что рассказ «Покража» был написан на основе услышанной истории, повествующей о женитьбе дряхлого старика и молодой девушке, которая произошла в Саратове. Сильный человек, "мужичище здоровеннейший", нарисован Чернышевским в рассказе "Не всякую пятку хватай". Анекдотическая форма рассказа, на первый взгляд напоминающего неправдоподобные "охотничьи рассказы", дает Чернышевскому возможность прикрыть главную мысль: есть в Саратове смелые, бесстрашные, удалые люди с такими качествами, какие нужны для народных мстителей. А сила их уходит попусту. Однако самое сильное впечатление, воплотившееся в художественной форме, стало романом «Что делать?». Особенно это заметно в образе Рахметова, который олицетворяет собой могучего бурлака. Детский испуг самого автора, случившийся после увиденного пожара, нашел свое отражение в романе. «Кто работает, тому некогда ни пугаться, ни чувствовать отвращение или брезгливость" – так описывает «лекарство» от трусости, лени и брезгливости Н.Г. Чернышевский. Писатель К. Федин излагал свои мысли о Саратове во многих произведениях. Примечательно то, что идея рассказа «Покража» была развита автором в интересный и динамичный рассказ «Старик».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Т.о., рассмотрев некоторые произведения М.А. Булгакова, Н.Г. Чернышевского и упомянув творчество К.А. Федина, мы пришли к следующим выводам: 1) Каждый автор (из рассмотренных нами) связан судьбой с волжской столицей. Одни учились в этом городе, другие нашли свою любовь. 2) Саратов – это место творческий сил, вдохновения для данных писателей. В этом и причины использования образа Саратова и его обитателей в творчестве указанных авторов. 3) Авторы использовали образ города как «уголок» событий, лиц и действий. Некоторые (как Н.Г. Чернышевский) слышали интересные истории, произошедшие в городе и переданные в произведениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Панькин Н.Е. Город волжской судьбы. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990. 2. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. — М.: Сов. писатель, 1983. — 300 - 310 с. 3. Сайт государственного музея К.А. Федина [http://fedinmuseum.ru/fedin_sub4.html]4. Интернет библиотека Алексея Комарова [http://ilibrary.ru/text/1694/p.78/index.html]
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Саратовская консерватория глазами неизвестного художника