Исследовательская работа Образ малой Родины в творчестве В.И.Юровских
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Уксянская средняя общеобразовательная школа Далматовского района Курганской области»
Районная научно-исследовательская конференция учащихся
«Образ малой Родины в произведения Василия Ивановича Юровских»
Подготовила:
Мальгина Анастасия Павловна
учащаяся 8 класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Уксянская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель:
Пензина Зинаида Михайловна
Должность и место работы: учитель русского языка и литературы МКОУ «Уксянская СОШ».
Цель:
Проанализировать тему малой Родины в творчестве Василия Ивановича Юровских.
Задачи:
1. Понять отличительную черту произведений Василия Ивановича Юровских.
2. Систематизировать подобранный материал;
3. Оформить печатный и электронный варианты, создать слайд-презентацию.
Оглавление
Актуальность работы …………………………………………………….стр.3
Биография Василия Ивановича Юровских…………………………………….стр.3
Темы творчества писателя. Отрывки из автобиографии…………………… стр.4
Василий Иванович Юровских в восприятии читателей и критиков…………стр.5
Связь рассказов Василия Ивановича между собой…………………………стр.6-7
Мини-исследование произведения В.И.Юровских «Тальянка»………….. стр.8
Заключение…………………………………………………………………. стр. 9-10
Вывод………………………………………………………………………… стр11
Используемая литература, интернет- ресурсы……………………………стр. 12
Библиографическая справка……………………………………………..... стр.13
Актуальность
25 декабря 2012 года исполнилось 80 лет со дня рождения моего великого земляка Василия Ивановича Юровских. Моя работа посвящена жизни и творчеству гения, мне хотелось понять, в чём сила его необыкновенного таланта.
Биография Василия Ивановича Юровских
Василий Иванович Юровских родился в селе Юровка Далматовского района в крестьянской семье.
Учился в Уксянской средней школе. Юровских был вынужден помогать семье, которая жила в крайней бедности, и только в 30 лет он экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости. Впоследствии учился заочно — на факультете журналистики Уральского государственного университета и литературном факультете Шадринского педагогического института.
Отец (Иван Васильевич) занимался промысловой охотой и рыбалкой, работал в лесничестве, передал сыну нежную любовь к природе, тонкое понимание леса и его обитателей. От отца Юровских унаследовал и чувство подлинного патриотизма: в первые дни Великой Отечественной тот ушел на фронт, был контужен, летом 1945 инвалидом вернулся домой.
Темы творчества писателя. Отрывки из автобиографии.
Будущие темы творчества Юровских навеяны впечатлениями самого раннего детства, когда «у отца отняли землю, а в колхоз он не вступил, не захотев стать бесправным, как все колхозники». Размышляя над непростыми судьбами нескольких поколений русских людей, писатель не устает поражаться исконной талантливости отца, матери, неграмотной бабки Лукии Григорьевны, которые и подвигли его к сочинительству своими рассказами о жизни. То, как «красно и сочно обо всем они говорили, да и односельчане походя рассыпали словесные богатства», внушало чувство долга: «Только знай слушай и запоминай!» (Автобиография. Отдел новейшей литературы ИРЛИ).
Писатель признавался, что «смертельно, до потери сознания любил свою деревню, леса и поля, каждую былинку и сушинку. И очень хотелось рассказать о родине так, чтобы ее все, все полюбили!» Красота Слова и красота Мира в сознании Юровских слились воедино. «Все, что было печатное в Юровке, было мною прочитано. Все церковные книги, все молитвы, десятки их знал наизусть и бегал петь Рождество до шестого класса. Поэтому и был исключен из пионеров, куда недели на три вступил вопреки маме. Она у нас была глубоко верующей...» («Автобиография»). Начав еще в детстве писать стихи, зарисовки о природе, рассказы и небольшие повести, Юровских сохранил верность этим жанрам на всю жизнь. Первое стихотворение Юровских было напечатано в Уксянской районной газеты в 1952.
Василий Иванович Юровских в восприятии читателей и критиков
В восприятии читателей и критиков Юровских неизменно предстает самобытным словотворцем, хранителем и заступником родной речи: «Он поэт в прозе. Он такой писатель, каких немного на Руси по звону и сиянию родного слова, по сокровенной и простодушной выразительности дум и чувств. Он творит образ человека его же словами и делами». Лучшие рассказы и новеллы писателя прочно завоевали прежде всего детскую читательскую аудиторию. Как и для взрослого, для ребенка читать рассказы Юровских, по словам В.Астафьева - одно удовольствие, «словно сахарок сосешь» (из письма В.Астафьева к Юровских, архив автора). Возникает «ощущение, будто с асфальтированного шоссе сворачиваешь в лес, выходишь на поляну, и перед тобой расстилаются чарующие ковры трав, цветов в окрестном гомоне, пении, треске всякой видимой и невидимой живности,— так пронизаны эти рассказы светом, так по-хорошему цветист язык»,— замечает М.Лобанов (Цит. по: Шадрин-городок. 2002. №11. 25 дек. С.7). Превосходный живописатель речек, птиц, восходов и закатов русской природы, Юровских не только мастер лаконичной прозы в духе Чехова и Пришвина. С помощью безличных и назывных предложений, преобладающих в его прозе, Юровских удается «остановить мгновенье», в слове, как в картине, зафиксировать чудо красоты мира. Юровских стремится подчеркнуть глубокую взаимную зависимость человека от природы. В автобиографическом рассказе «Снегириный куст» герой-ребенок, заметив беспокойство птиц, чуткой душой и безошибочной детской логикой постигает закон, связующий все живое: «Они плачут потому, что ягоды ихние, а мы с тобой едим? Оставим им, а то они с голоду умрут...» (Снегириное утро. С.11). Этот акцент Юровских может по-некрасовски сместить на рачительно-хозяйское отношение к «братьям нашим меньшим», как в рассказе «Старый знакомый». Речка Крутишка из рассказов Юровских станет «таким же светоносным символом, как тургеневский "Бежин луг" или "Байкал Распутина"»,— полагает В.Ганичев в письме к автору (Роман-журнал XXI век. 2000. №10. С.2).
Связь рассказов Василия Ивановича между собой
Почему, размышляя над темой родины, постоянно всплывает и раскрывается тема природы? Человек и природа у Василия Юровских слиты нерасторжимо, лирический герой живет среди лесов и трав, как равный среди равных, а порой – как невольный должник перед природой за ее щедрость и красоту, за ее непостижимую, тайную мудрость...»
В рассказе «В Согре» В.И. Юровских пишет: «Согра мне – дом родной. И зимой я хожу туда. Посижу у ключа, водицу пью не напьюсь. Не зря в старину юровские мужики за три версты ездили сюда, воду для чая на праздники брали. Не прихоть то, а вкус и почтение земле-кормилице.
Как все равно напьюсь живой воды: в теле бодрость, в голове ясность да свежесть. И долго слушаю, как под заледеневшим снегом бормочет-мурлычет вода ключевая. То о том расскажет, то о другом поведает.
Видит здесь земля и днем и ночью. И добрые дела, и злые. И уважит всякого, кто с добром сюда придет. Птиц послушает-поласкает, черной смородины наберет, черемуху не поломает, подивится на легкие бубенчики-колокольчики. От водицы помолодеет и любовью светлой наполнится”.
Болит душа у каждого неравнодушного человека. Болит за то, что утрачено, что разучились мы «говорить» с природой, удивляться её неповторимой красоте. Думаю об этом, когда еду из Юровки в Уксянскую школу на автобусе, представляю, как юный Василий Юровских каждый день преодолевал эти 16 километров пешком, не ругал судьбу, что мы сейчас порой так любим делать. Как много он сумел достичь! Может, потому, что был так близок к родной природе, к своей земле, к своей малой родине? Вот оно – моё родное село и его родное село. Если мы не можем быть такими чистыми и искренними, как он, то что нам мешает хотя бы почитать его рассказы, поразмышлять над его героями, стать более человечными?
Рассказы В.И.Юровских связаны между собою общностью времени действия, судьбами ряда персонажей, местом действия, которое протекает в Юровке, родной для повествователя и его героев. Здесь приоткрыта иная грань в его творчестве. Здесь речь идет о людях, в частности - о детях. Все, включая излюбленные картины и штрихи в изображении жизни и природы, показано сквозь восприятие героями произведения, так, как это воспринималось их глазами и душою. Привыкшие к разлуке с близкими, к раннему сиротству, к голоду, непосильному труду дети, герои рассказов, не переставали быть детьми. Детские у них мечтания, надежды, игры, проказы, озорство. Весь окружающий мир воспринимается ими как порою обидно рано взрослеющими, но все же еще детьми.
Критики называют сущностные черты творчества Юровских: «Он удивительно зорок на все доброе и солнечное в природе и человеке» (Потанин В. Своя песня // Литературная Россия. 1980. 26 дек.); «Каждый его рассказ — "бывальщина" — это, как правило, и маленькая, свободная от дидактических нравоучений притча, раздумье об истинных и мнимых ценностях жизни. Они <...> заключены в живой образ, наполненный мыслью сердечной» (Селезнев Ю.-С.6).
Мой дедушка очень интересовался творчеством Василия Ивановича, в моей семье с трепетом относятся к тем книгам, которые он нам оставил «в наследство».
Это: « Родное гнездовье», «Родня», «Сыновний зов», эту книгу В.И. Юровских посвятил своему отцу Ивану Васильевичу, «Столешница», «Утротворец», «Три жизни», в состав которой вошли не только рассказы, но и три повести.
Мини-исследование произведения В.И.Юровских «Тальянка»
В рассказе «Тальянка» очень много просторечной лексики.
Ишшо- еще, «чугунка»-железная дорога, шибко-сильно, тамошней- той, ночесь-ночью, ето-это, улки- улицы, али- или, яшшорка-ящерка, суседа-соседа, ить-ведь, перепужать- перепугать, почуяла- почувствовала, мешкать- ждать, мается- мучается, коды-когда, токо- только, ерманцу- германцу, хронт-фронт, давеча- в прошедшем;
Топонимы
Россоха, Далматово, Пески, Першинский сверток, Затече, Лебедянь, Юровка, росстань Морозовская, Одина, Ключи;
Антропонимы:
Васько, Лукия Григорьевна, Настасья Симифониха, Варвара, Ванька Фып, Матрена Засоня, Анна Золенкова, Вовка Мышонок.
Заключение
К началу 21-го века популярность творчества Василия Юровских, пожалуй, достигла своего пика. Вот, например, что писал председатель Правления Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев в 2002 году: «...Очень хочется, чтобы рассказы Василия Юровских были вставлены в хрестоматии, в учебники и открыли для школьника, юного, да и не юного читателя мир засмиревшей Крутишки, и стала она для нас таким светоносным символом, как тургеневский Бежин Луг или распутинский Байкал.«И ведь на самом-то деле есть на что поглядеть.… Какую легкую и сладкую зелень вдыхает земля, какие охапки стародубки солнечно вспыхнули побережьем… А соловьи? Разве стали бы они зря славить Крутишку!
… И конечно, эти рассказы – о России, о ее красе, о нашей божественной великой природе, о живой воде и спасении.Прочь уныние, слезы, безволие! С нами наши луга заливные, закаты розовые, васильки голубые, с нами соловьи курские и уральские, под нами усердно роет землю крот, и пари волнующий небо журавель. С нами наша земля! Берегите, любите ее, только внимательно всматривайтесь в ее облик, вслушивайтесь в ее звуки – и с вами будет та красота, которая спасет мир.Спасибо тем, кто бережет ее, обихаживает, описывает.Спасибо тебе, Василий…»
В нашем селе в честь Василия Ивановича Юровских названа улица, на которой он жил, но сейчас от дома, к сожалению, остался небольшой сарайчик, который был когда-то присоединен к дому. Было бы справедливо, если бы на родине великого земляка появился дом-музей, ведь его творчество признано не только в Зауралье, но и во всей России. Литературное наследие нашего земляка заслуживает серьёзного исследования сегодня и в будущем.
Целесообразно закончить работу словами Юрия Лукина «Хочу обратить внимание юных читателей книги Василия Юровских на то поистине драгоценное, что она несет в себе. Она буквально дышит сыновней любовью к нашей родине, к ее природе, любовью к человеку...». Думается, что автор адресовал свою книгу не только юному читателю. Она – добрый учебник для тех, кто стал сегодня отцом и матерью; она и для тех, кто ровесник автора и его героев; она для всех, кто в сутолоке механизированной жизни подзабыл цену хлеба, прелесть родимого слова, вкус пота и разучился прислушиваться к дыханию земли.
Вывод
Выполняя данный проект, я познакомилась со многими произведениями Василия Ивановича Юровских, проанализировала образ малой Родины и узнала, что рассказы В.И.Юровских связаны между собою общностью времени действия, судьбами ряда персонажей, местом действия, что писатель не выбирал какой-то определенной темы для рассказов, он описывал повседневную жизнь в Юровке.
Библиографическая справка.
Книги В.И. Юровских
Снегириное утро - Челябинск; Южно-Уральское книжное изд-во,1968
Певучая речка - Челябинск; Южно-Уральское книжное изд-во,1974
Материнское благословление - Москва; Детская литература;1979
Журавлиные корни - Москва; Современник,1979
Веснозапев - Челябинск; Южно-Уральское книжное изд-во,1980
Синие пташки - пикушки - Москва; Детская литература;1981
Сыновний зов - Челябинск; Южно-Уральское книжное изд-во,1982
Столешница - Челябинск; Южно-Уральское книжное изд-во,1986
Родня - Москва; Детская литература;1988
Родное гнездовье - Москва; Современник, 1990
Три жизни - Челябинск; Южно-Уральское книжное изд-во, 1990
Родные - Шадринск; 1999
Утротворец - Шадринск;2002
Используемая литература, интернет ресурсы
Утротворец (Шадринск;2002)- письмо Василию Юровских от Валерия Николаевича Ганичева
http: /az-libr.ru/-биография Василия Ивановича Юровских
Родня - Москва; Детская литература; 1988 -о чем и как пишет Василий Юровских
Рецензия на исследовательскую работу
обучающейся 8 класса Мальгиной Анастасии Павловны
Представленная работа, объемом 11 страниц, выполнена с учетом рекомендаций и требований к выполнению научно-исследовательских работ.
В ней присутствуют все обязательные элементы: цели, задачи, методы исследования;
определена суть изучаемой проблемы и ее актуальность, дан анализ использованных источников информации.
Результаты исследований сопоставлены с первоначальной гипотезой, выводы сформулированы корректно.
Тема работы раскрыта. Продемонстрирован высокий уровень понимания целей и задач исследования, знания специальных понятий, способности к анализу и навыки определения проблем и поиска путей их решения, хорошие навыки обработки информации. Изучен достаточный большой объем источников.
В работе просматривается творческий подход, оригинальность и элементы изобретательности.
Структура изложения материала, грамотность оформления позволяют оценить работу высокой положительной оценкой - «отлично».
Руководитель: Пензина З.М.