Исследовательская работа по теме: И это всё о той весне
И ВСЁ О ТОЙ ВЕСНЕ
Исследовательская работа на тему: «К 70 летию ВОВ»
ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК ПОДПОЛКОВНИК
ГИДЗОВ НИКОЛАЙ ХАДЖИМЕТОВИЧ
Подготовила:
Гидзова Джанет Азаматовна
учащаяся 8 «Б» класса
МБОУ СОШ № 2 Кошехабльского района
а. Кошехабль, ул. Первомайская, 24
Тел.: 8-952-988-14-95
Руководитель:
Гидзева Нурет Рамазановна
МБОУ СОШ № 2 Кошехабльского района
а. Кошехабль – 2015
Оглавление:
Введение ………………………………………………………………………...3
Основная часть ……………………………………………………………….....4
Детство и юность…………………………………………........................5
Начало военной службы……………………………………………...........5
В небе Карелии………………………………………………………….....5
Награды…………………………………………………………………….7
Послевоенный период……………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………...8
Список использованной литературы и источников…………………………..9
Введение
Каждый год с приближением великого праздника Победы мы с большим сожалением осознаем, отстоявших нашу свободу и независимость становится все меньше и меньше.
Многим из них не довелось дожить до заветной победы, другим не суждено было прожить долгую жизнь из-за испорченного войной здоровья, и сегодня оставшихся в живых, мы должны оберегать их и ценить их великий подвиг.
Сегодня проблема патриотического воспитания молодежи является самой насущной, актуальной и проблематичной, вот почему я хочу в своей исследовательской работе затронуть и осветить эту тему.
Мое мнение, в настоящее время не мало, которые готовы сегодня встать на защиту своей Родины, доказать, что наша великая Россия славится своими сыновьями, никого не бояться, а быть счастливыми и жить под ясным небом.
Уходит из жизни поколение фронтовиков, но не уходит память, возвращая нас к событиям тех давних лет
Героем моего рассказа, который вынес все испытания именно на небе - это военный летчик, подполковник Николай (Аскарбий) Хаджиметович Гидзов, да это мой родной дедушка!
Главным творцом Победы в этой жестокой схватке был народ, совершивший подвиг, равного которому не знала история, был проявлен всенародный массовый героизм благодаря содружеству и сплоченности народов нашей страны.
Мне очень приятно сознавать, что мой дедушка внес свою долю в это великое дело.
Цель моей работы – показать и ознакомить читателя на примере моего дедушки Николая Хаджиметовича Гидзова.
В моей исследовательской работе я поставила задачи:
Изучить полностью литературу по этой проблеме.
Донести до читателя факты биографии и жизни моего героя Николая Хаджиметовича Гидзова.
Вы победители
войны кровавой,
Вас благословляла
вся страна.
В памятную Книгу
вечной славы
Мы вписали
ВАШИ ИМЕНА.
Ваш подвиг ВЕЛИК!
Слава Вам ВЕЧНАЯ!
Основная часть
Детство и юность
Гидзов Николай Хаджиметович родился – 7 ноября 1922 года в ауле Кошехабль, Кошехабльского района Республики Адыгея в семье колхозника. По национальности – адыг.
Родители: Отец – Гидзов Хаджимет Увжукович, умер в 1937 году;
Мать – Гидзова Меремхан Хамедовна, умерла в 1928 году.
Мать и отец работали до конца своих дней в колхозе.
Николай был у них первым ребенком в семье, у него была младшая сестра Гидзова Амержан Хаджиметовна (Казбекова), умерла в 2005 году
В 1939 году Николай Хаджиметович окончил 7 класс Кошехабльской средней школы №20.
Летом 1940 года он поступил в Майкопскую авиашколу, после успешного окончания с отличием он был зачислен в Краснодарское военное авиационное училище. Получив здесь образование, в июне 1942 года сразу был направлен в истребительно-авиационный полк 7 воздушной Армии Карельского фронта в должности летчика, в звании сержанта.
Начало военной службы
Семь десятилетий минуло с тех пор, как народы нашей страны победоносно завершили Великую Отечественную войну 1941-1945гг. Эта война была самой тяжкой и самой жестокой из всех войн, когда-либо пережитых нашим Отечеством.
В Великой Отечественной войне Николай Хаджиметович с 3 июня 1942 года по 1 декабря 1944 года в составе 839 истребительского авиационного полка в должности летчика 7 воздушной Армии.
С декабря 1944 года дивизию сняли с фронта и направили в
Московский военный округ. Здесь был пилотом звена управления 195 ИАП
День победы 9 мая 1945г. он встретил в Москве на Красной Площади.
Много испытаний и трудностей было пережито за годы войны.
В небе Карелии
Из воспоминаний моего дедушки Николая Хаджиметовича:
Сразу же нас в составе 20 человек направили в 839 истребительно-авиационный полк 7 воздушной армии Карельского фронта. Училище я окончил на самолетах И-16. Этот полк вел усиленную разведку и отражал налеты вражеской авиации.
Успехи носили переменный характер – враг еще был весьма наглым, а мы испытывали недостаток авиационной техники. По прибытии в полк мы приступили к переучиванию на самолеты И-15 и одновременно принимали активное участие в боевой работе полка до конца 1942 года.
Сам я первое боевое крещение получил в октябре месяце 1942 года при следующих обстоятельствах: полку было дано задание отразить нападение финской пехоты на наш запасной аэродром Хиж-Озеро. Мы группой из 9 самолетов во главе с командиром полка сделали три захода, фины понесли большие потери, оставшиеся в живых убежали и скрылись вблизи лежащих лесов. Во время третьего захода, увлекшись наземными целями, мы ослабили бдительность, чем воспользовался враг: 6 истребителей врага неожиданно сверху и со стороны солнца атаковали нас и сосредоточенным огнем поразили три наших экипажа и также моментально они скрылись. Оплошность нам обошлась дорого, но на будущее это стало для нас горьким уроком. В последующем, схватки с врагом были частыми, особенно в 1943 и 1944 годах.
В январе 1943 года летчиков нашей эскадрильи перевели в 444 отдельную эскадрилью связи, которая обслуживала 32 наземную армию. Мы выполняли задания не только по связи, но нередко участвовали в боевых операциях, т.к. этого требовала обстановка.
Запомнились ночные бомбардировки на самолетах ПО-2. Эти тихоходные и легкие самолеты в ночное время становились для противника грозной силой. Около трех десятков таких бомбардировок были различные мосты, скопления вражеских войск на железнодорожных станциях, передний край противника и другое. Конечно, бывали случаи, когда казалось, что тот или иной вылет последний, роковой, но все заканчивалось сравнительно неплохо. Один из таких случаев был в районе г. Медвежегорска. В очередной раз был вылет, все шло нормально, но вдруг, мой самолет был охвачен лучом прожектора врага на высоте 1200 м, я был ослеплен. Чтобы вырваться из «плена» прожектора, пока не заработали зенитки, я сорвал самолет в штопор, и когда почувствовал, что прожектор меня потерял, примерно в 200 м от земли, вывел самолет из штопора, отлетел от г. Медвежегорска с набором высоты 1200 м и пошел на цель, которая была от Медвежегорска в 18-20 км, где были расположены общежития летнего состава противника. Мой штурман Николай Самойлов дал боевой курс, сбросил бомбы точно в цель и мы благополучно вернулись на свой аэродром. Тогда я получил первую свою боевую награду-медаль «За отвагу». Всего в этой эскадрильи мною было сделано около 320 вылетов связи и боевых операций на самый передний край фронта и в тыл врага. Противник знал, что самолеты связи – это не безобидная техника, а вовремя данный приказ директива воинским частям и объединениям, сбить такой самолет, значит сорвать их ту или иную операцию, задание. Поэтому враг охотится за нами, а мы не только оборонялись в таких случаях, но старались его проучить.
С января 1944 года служил в 197 ИАП в качестве летчика, где наряду с боевой работой по овладению господством в воздухе, что неплохо получалось у нашего полка, я освоил вместе с другими летчиками самолет ЯК-7«Б». К тому времени на этом участке фронта вражеские летчики стали более осторожными и без явного количественного преимущественного преимущества они уже не ввязывались в бой, как это было в первый период войны. Но летчика в воздухе подстерегает не только вражеский стервятник или зенитный снаряд, возникают и другие опасные ситуации. В одном из тренировочных полетов в моем самолете ЯК-7«Б» возник пожар и я пошел на посадку. Руководитель полетов, не зная, что на моем самолете пожар, дал команду уходить на второй круг / я не мог передать, что в моем самолете пожар, т.к. самолет был снабжен только приемником. В это время на взлетной полосе находилось звено самолетов для взлета по тревоге. Когда я пролетал над посадочным знаком на высоте 50 м, на земле заметили, что мой самолет горит. После этого руководитель полета дал команду произвести посадку вне аэродрома. Я принял решение произвести посадку в лощине за железной дорогой в 1,5 км от аэродрома. Шел на посадку со скольжением 30-35 градусов, чтобы самому не сгореть в кабине, и коснувшись крылом самолета снежного покрова, меня выбросило из самолета, я пролежал без сознания, пока меня не нашли руководитель полета майор Ровнин, врач, медицинская сестра и летчик Кужельный с сильно обгоревшей рукой, поврежденным позвоночником и контузией. Сразу положили в медсанбат, где находился более 3-х месяцев. После контузии до декабря 1944 года мне разрешено было летать временно только на самолете ПО-2. В декабре 1944 года нашу дивизию сняли с фронта и направили в Московский военный округ.
Награды
Мой дедушка Николай Хаджиметович награжден:
16-ю Медалями и 2-я Орденами;
Он считал что все эти награды были завоеваны и награды присужденные в мирное время относились не только ему одному, эти награды присвоены всему его коллективу и в Армии и в быту в мирное время.
Он очень часто вспоминал всех своих сослуживцев, офицеров и солдат, живых и ушедших из жизни.
Послевоенный период
Николай Хаджиметович в мае 1949 года переводится в военно-транспортную авиацию летчиком, затем командиром корабля на самолетах ЛИ-2, СИ-47 до июня 1956года. С июня 1956 года по декабрь 1957 года служил при Генеральном Штабе Министерства Обороны (7 управление) командиром звена транспортных самолетов.
24 декабря 1957 года приказом начальника Генерального Штаба №0599 от 24.12.57года по ст. 59 п «Г» (за невозможностью использования по ограниченному состоянию здоровья с правом ношения военной формы одежды и с разрешением ношения кортика ВВС №04649 при военной форме одежды), он был уволен в запас.
В 1960 году вернулся в свой родной аул. Сидеть без работы он не мог. Работал в г. Майкопе администратором драмтеатра, затем инспектором отдела культуры Кошехабльского района; Начальником ГО Кошехабльского района, начальником ОК Кошехабльского райузла связи до февраля 1993года.
Живя в кругу семьи, Николай Хаджиметович, будучи на заслуженном отдыхе, общался с ветеранами войны и труда, был частым гостем у школьников на торжественных мероприятиях. С большой теплотой он делился с ними воспоминаниями о своих сослуживцах по фронту.
У него пятеро детей (три сына и две дочери); шесть внуков и четыре правнука на сегодняшний день.
Николай Хаджиметович радовался детьми, был отличным отцом, дедушкой и прадедушкой.
Заключение
Мечта моего дедушки Николая Хаджиметовича с раннего детства – быть летчиком – сбылась. Жаль, что он попал в суровые годы войны.
Мужество и отвага вселяли ему непоколебимую уверенность, он служил примером доблести и самоотверженности на фронте и в тылу.
Он жил и радовался жизнью, так как все, что пережитое в годы войны, ушло в прошлое, но он никогда не забывал те прожитые военные дни, поэтому его любимый праздник был – День Победы – 9 мая.
К великому сожалению и моей скорби – мой любимый дедушка ушел из жизни 14 августа 2005 года, мне тогда было четыре годика, но помню его очень прекрасно, я была его любимой внучкой.
Я хочу быть достойна его памяти, иногда в разных ситуациях, я вспоминаю его наставления мне и моим старшим братьям.
Все эти десять лет, которые прошли со дня его смерти, мы ежегодно – 9 мая посещаем всей семьей его могилку и ставим ему его любимые цветы – гвоздики на могилку.
Мое поколение никогда не должны забывать о величии и подвиге нашего народа, наших дедушек, низкий поклон им от нас – внуков за сегодняшнее ясное, чистое небо над головой, мы обязаны помнить об этом.
Я счастлива и горда тем, что у меня был, есть и будет вечно в моей памяти мой любимый дедушка Николай Хаджиметович Гидзов.
У моей России великое прошлое и прекрасное будущее. Потому что подлинное величие страны – в народе, у которых есть Память .
Список использованных источников и литературы
В своей исследовательской работе я использовала свои личные детские воспоминания, Семейный фотоальбом, семейный архив, книги:
Книга памяти «Победители 1941-1945гг.» Том 2; стр. 115
Сыны и дочери Адыгеи в Великой Отечественной
Автор Шебзухов М.Х. стр. 150
Источники фотоматериалов
Личный семейный альбом
Газетные статьи
Личный архив супруги Гидзовой В.А.