Реализация педагогического проекта И ВСЁ О ТОЙ ВЕСНЕ…


Реализация педагогического проекта
«И ВСЁ О ТОЙ ВЕСНЕ»
учителем начальных классов
МБОУ «Школа №10 «Успех» г.о. Самара
Седлиной Натальей Васильевной.
В Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное образование) подчёркивается, что "подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и старшего поколения детей и молодёжи.
Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни".
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом нельзя сводить воспитание к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. С внедрением ФГОС перед учителем начальной школы встал вопрос, как проектировать различные образовательные программы внеурочной деятельности и претворять их в жизнь? Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего "я". Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов,  в которой осуществляется "штучная выделка" настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Рассмотрим понятие педагогического проекта.
"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Педагогический проект - проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:
концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.
Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.
В условиях современного мира, когда возрождается фашизм, когда переписывается история и итоги Великой Отечественной войны, когда СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребёнка, значительно затрудняется усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, всё это препятствует формированию коммуникативной компетентности и эмоциональной отзывчивости.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о несомненной актуальности данного педагогического проекта.
В чём же заключается инновационность данного проекта? Для обеспечения возможности эффективной социально-преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума ребёнок переводится в позицию активного члена гражданского общества. Разумеется, при одном условии – младший школьник сам, добровольно принимает участие в социально значимых делах, организованных взрослыми. Педагог мотивирует, но не стимулирует экономически. В проекте использована методика организации КТД И.П. Иванова. Мы постарались уйти от так называемого мероприятийного подхода к воспитанию, от практики проведения мало связанных между собой «добровольно-принудительных мероприятий», которые планируются, организуются и реализуются педагогом для детей. Надёжным результатом грамотного осуществления коллективных творческих дел является позитивная активность школьников, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»). Научить детей работе в режиме КТД, мотивировать их к этой работе – дело вовсе не простое. Современные школьники пассивны. Один из простых путей выхода из данной ситуации – участие в проекте детей разного возраста. В нашем случае – это были коллективы 2А, 6А, 10А классов, ученики и выпускники одного учителя начальных классов.
Добиваться того, чтобы КТД превратилось в традицию класса начинала постепенно, шаг за шагом.
1 й шаг. Делаем жизнь интереснее. Сначала придумывала и организовывала интересные для ребят дела сама, тем самым формировала мнение, что внеурочная жизнь класса может быть чрезвычайно привлекательной. Формировала привычку к тому, что в классе всегда должно происходить что-то интересное. Каждый ученик начальной школы должен пройти через сцену.
2-й шаг. Ищу помощников. Обращалась к родителям – «нашим феям и волшебникам», своим выпускникам-старшеклассникам разных лет, ученикам класса. Когда после мероприятия дети слышат аплодисменты в адрес своих родителей, им это, безусловно, нравится и ... помощники «выстраиваются в очередь». Старшеклассники чувствуют свою значимость перед малышами. Малыши получают пример для подражания – «если не я, то кто же?».
3-й шаг. Привлекаю ребят к планированию. На итоговом «Звёздном часе» в мае после 1 класса уже планировали основные внутриклассные дела на год. Инициатива шла от детей. Они предлагали повторить и развить наиболее значимые для них проекты.
4-й шаг. Предлагаю сделать выбор. Или мы не проводим дело, или проводим его в режиме КТД. Уже подготовленные дети выбирали второе. За ними «подтягивались» и остальные. В итоге – 100% участие класса.
5-й шаг. Оказывала помощь. Часть общих дел организовывала сама, по-прежнему привлекая одного-двух помощников, а часть организовывали сами ребята, привлекая меня как классного руководителя.
ЛОГИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
1. Анализ наличного состояния дел (определение противоречий, проблем, требующих разрешения)
2. Выдвижение идей.
3. Определение общего замысла проекта, цели его реализации.
4. Определение задач, существующих и необходимых ресурсов, условий
5. Определение планируемых результатов и их точный адресат, установление критериев оценки ожидаемых результатов.
6. Прогнозирование последствий (социально-культурных и собственно-образовательных) проекта.
7. Планирование реализации проекта.
8. Реализация проекта при непрерывной диагностике, анализе и корректировке проектной деятельности.
9. Обобщение результатов, представление опыта педагогической общественности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний. Здесь особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, при подготовке первоклассниками мини-проектов «О ветеранах» ко Дню Победы, «О тружениках тыла» вначале сама представила свой школьный проект по результатам работы с собственными семейными архивами. Ведь воспринимая информацию от педагога, ребёнок невольно сравнивает её с образом самого педагога. Больше доверия к педагогу – участнику общего дела.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Второклассники в год 70-летия Великой Победы принимали участие в трёх школьных спектаклях «Блокадный Ленинград», «Волга-река, как память глубока...», «Битва за Берлин». Для достижения этого уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников не только между собой, но и со старшеклассниками в защищённой дружественной просоциальной среде. Кадры фильма, снятого с их участием, подтверждают тот факт, что каждый ребёнок пропустил через себя, получил и начал ценить приобретённые социальные знания о Великой Отечественной войне советского народа.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Дети вышли с инициативой участия в общешкольной Линейке Памяти. Вместе с родителями вели поиск материалов и выпустили Книгу Памяти в классе, вышли на шествие Бессмертного полка. По собственной инициативе они вышли к администрации школы с просьбой об участии в церемонии награждения памятными медалями к 70-летию Победы ветеранов Промышленного района. А тот факт, что они, уставшие после проведения двух спектаклей в актовом зале школы и двух Линеек Памяти, сами упросили родителей и классного руководителя поехать на открытие Триумфальной арки на Аллее Трудовой Славы для возложения цветов, говорит сам за себя. Создана реальная возможность выхода к 4 классу в пространство общественных отношений.
Опыт, приобретённый в коллективной деятельности , даёт возможность личностного роста. Ученица класса награждена Благодарственным письмом за участие в поисковой экспедиции, за личный вклад в увековечении памяти воинов Сталинградской битвы.
Литература:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
2. Карпов, Е. Проектная работа в школе: это возможно / Е. Карпов // ШЭЖ. -1997.- № 6.
3. Карпов, Е. Учебно - исследовательская деятельность в поисках новой педагогической альтернативы / Е. Карпов //Экономика в школе. - 2001. - №2
4. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская. - М.: Академия, 2005. – 285 с.
5. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. - М.: АПК и ПКРО, 2002.
6. Новикова, Т.Г. Теоретические подходы к технологии экспертизы инновационных проектов / Т.Г. Новикова //Школьные технологии. - 2002.- № 1.
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / ; под ред. В.А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения)
8.Проект в начальной школе. Образовательная область "Технология": Метод. рекомендации / Л. А. Митина // Петропавловск-Камчатский: Изд-во КОИПКПК, 2004 - 47 с.
9. Хорева, Г. А. Школьный проект как метод образования для устойчивого развития: Метод. пособие для организации проектной деятельности в образовательных учреждениях / Г. А. Хорева. - Мурманск, 2003. - 33 с.